Урок по математике на тему Замкнутые и незамкнутые ломаные(1 класс)


Открытый урок по математике в 1 а классе
Тема: «Замкнутые и незамкнутые ломаные»
Цель: создание условий для усвоения учащимися понятий – замкнутые и незамкнутые ломаные.Задачи урока:
Образовательные:Ввести понятия «замкнутая ломаная линия», «незамкнутая ломаная линия».Научить:— различать замкнутую и незамкнутую ломаную линию; — определять количество и соотношение  вершин и звеньев ломаной замкнутой и незамкнутой;— строить чертежи замкнутых и незамкнутых ломаных линий.Формировать совокупности компетенций, необходимых для осознания понятия «ломаная»: — извлекать пользу из практического опыта;— организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их;— включаться в работу, быстро и эффективно принимать решения и др.Развивающие:Развивать геометрические представления.Развивать познавательные процессы: произвольное внимание и образную память.Развивать приёмы умственной деятельности: анализ, сравнение, синтез, обобщение, классификация, умение делать выводы.Воспитательные:Стимулировать к поиску новых знаний.Воспитывать взаимопомощь, самостоятельность, интерес к предмету.
Планируемые результаты (универсальные учебные действия):
Личностные:— проявлять положительное отношение к изучению математики, к учебному материалу;— сотрудничать со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях;— слышать другое мнение и принимать его;—  не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.Регулятивные:— организовывать своё рабочее место;—  определять проблему урока; — выполнять учебные действия в устной и письменной речи;— выполнять самопроверку учебного задания;—  контролировать свою деятельность, адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.
Познавательные:—  сравнивать и группировать предметы, объекты на основе 2-3 существенных признаков;—  осуществлять под руководством учителя действие подведения под понятие;—  давать характеристики изучаемым математическим объектам на основе их анализа.Коммуникативные: —  слушать и понимать речь других; — строить понятные высказывания; —  осуществлять диалог на уроке, включая работу в паре;— объяснять свой выбор, формулировать своё мнение.
Тип урока: урок формирования новых знаний.
Методы обучения:
практические (с набором геометрических фигур, счётными палочками, построение ломаных линий),
наглядные (работа с текстами учебника, иллюстрациями, изображениями, моделями),
словесные (беседа, рассказ)
частично-поисковые – сочетание восприятия учеником объяснений учителя с его собственной поисковой деятельностью по выполнению работ, требующих самостоятельного прохождения всех этапов познавательного процесса ( создание и решение проблемных ситуаций).
Приёмы обучения: слушание и осмысление, анализ фактов,  систематизация, поиск решения  проблем и пр.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная.
Оборудование: магнитные цифры на доске, раздаточный счётный материал из геометрических фигур(5) и счётных палочек (6) на партах, учебник, практикум, картинка страны «Геометрия» на доске, портрет Эвклида ( 3 век до нашей эры), диск с заданиями, компьютер, проектор, экран, лист самооценки у каждого, поощрительные звёздочки .Ход урока:
1. Организационный этап ,сведения о геометрии и Эвклиде.
Слышали мы все звонок,
Начинается урок.
Геометрия страна
К себе в гости позвала.
-Дети, геометрия очень интересная наука . Вы только начали её изучать. Эта наука древняя, она помогает людям придумывать изобретения. Например, сейчас вы видите какие красивые и современные появляются самолёты , какие удивительные траектории в небе они оставляют. Отцом геометрии является древнегреческий учёный Эвклид. Эту науку вы продолжите изучать в старших классах. Учитель показывает на портрет Эвклида.
Прежде чем отправиться в путешествие проведём разминку, устный счёт.
1)Назовите самое маленькое натуральное число. (1)
2)Назовите последующее число 5. (6)
3)Назовите предшествующее число 9 (8)
4)Назовите число, соседи которого 6 и 8. (7)
5) Расположите данные числа в порядке возрастания. (1,6,7,8) На доске учитель показывает всё при помощи магнитных цифр.
-.Какие ещё задания могли бы придумать с этими цифрами. (составить неравенства, суммы) Дети у доски выполняют предложенные ими варианты.
-Молодцы!
2. Моделирование и введение в тему урока (проблемное обучение).
-Дети ,у вас на столах лежат геометрические фигуры и счётные палочки.
-Назовите мне геометрические фигуры. Чем они отличаются? (форма, размер, цвет)
-Сколько всего фигур?(5)
- Открыли свои тетради .Слушаем задание. 1 вариант- берёт квадрат и треугольник. 2вариант- берёт прямоугольник и шестиугольник и аккуратно накладываем их на лист, отступая в своей тетради 2 клетки вниз, одну слева обводите эти фигуры разными цветными карандашами ,плавно, без отрыва, придерживая фигуры.
Дети выполняют задание в тетрадях. Учитель следит за выполнением задания.
-Убрали фигуры. Что у вас получилось? (след от фигуры – замкнутая ломаная линия)
- А сейчас работаете в паре .Возьмите 5 счётных палочек и сложите из них незамкнутую ломаную линию. Кто выполнит правильно и быстро, поднимите руки. Сколько звеньев? Сколько вершин?
-Преобразуйте незамкнутую ломаную в замкнутую при помощи ещё одной палочки.
-Какая же тема нашего урока? Дети отвечают тему , ставят задачи.( различать замкнутые и незамкнутые ломаные, строить их, сравнивать по количеству вершин и звеньев.)
3. Работа по теме.
- Открыли учебник, страница 110,№255, 259. Коллективное выполнение задания. Дети сами вслух читают задания. Учитель показывает у доски построение.(для тех, кто затрудняется)
4. Гимнастикой для глаз и для ума пришла пора заняться нам сполна.
Учитель с детьми используют методику Базарного и выполняют логические задания на тренажёре. Заостряется внимание на фигуре из наибольшего количества замкнутых ломаных.(диск с темой «Признаки предметов»)
5. Самостоятельная работа учащихся ( по вариантам)
-Открыли практикум на странице 31.Читаем вслух внимательно задания № 102, 103. Выполните их самостоятельно по вариантам. 1 вариант-№102,
2 вариант-№103.Поменяйтесь практикумами, и если всё сделано правильно, без ошибок, аккуратно, по линейке, поставьте зелёный кружок; если грязно ,от руки, с ошибками нарисуйте красный кружок. ( Если останется время, то дать ещё два задания с этой страницы по вариантам)
6.Рефлексия
-Что мы нового узнали и что должны запомнить, ведь сегодня был второй урок по линиям?( Ломаные бывают замкнутые и незамкнутые, у ломаных замкнутых линий построение начинается и заканчивается в одной и той же точке, у замкнутой ломаной количество звеньев и вершин одинаково)
На столах лежат листы самооценки. Прочитайте вслух предложения, и одно, которое соответствует вашей работе на уроке , подчеркните ручкой по линейке.
Лист самооценки:
Мне было интересно, я многому научился.
Мне было скучно, я ничего не понял.
Я старался работать, но затруднялся.
7.Поощрение детей за работу. Вручение самым активным детям звёздочек.
Дети на что похожа звезда? (на замкнутую ломаную)
Молодцы! Наше путешествие по стране « Геометрия» закончилось сегодня успешно, а продолжим на следующих уроках.