Крнспект занятия по теме Геометрия вокруг нас
Конспект занятия по внеурочной деятельности «Занимательная математика» по теме «Геометрия вокруг нас».
Цель: обобщить и систематизировать представления о геометрических фигурах;
- расширить знания детей о признаках треугольника и их видах.
Задачи:
Формирование представлений о геометрических фигурах.
Развитие пространственных представлений, графических навыков, логического мышления.
Воспитывать интерес к предмету математика.
Формирование УУД:
Познавательные
Формирование умений
наблюдать за свойствами геометрических фигур, делать выводы.
классифицировать фигуры по их признакам
Регулятивные
Формирование умений
организовывать своё рабочее место;
выполнять задание, следуя инструкции, данной учителем.
работать с учебной информацией
Коммуникативные
формирование умений использовать в речи названия геометрических фигур
формирование умения работать в паре, умения выслушать, умения договариваться
Оборудование:
Раздаточный материал (геометрические фигуры, «Танграм»)
Линейки, карандаши
Презентация, проектор
Ноутбуки
Обучающая программа «Фантазёры»
Ход занятия.
Орг. момент
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости. Давайте посмотрим на них, поприветствуем и улыбнёмся им. А теперь посмотрите на меня. Сядьте удобно и правильно! Начинаем внеурочное занятие по математике.
Я рада нашей новой встрече,Мне с вами хорошо, друзья!Интересные ваши ответыС удовольствием слушаю я.Мы сегодня будем наблюдать,Выводы делать и рассуждать.А чтобы занятие пошло каждому впрок,Активно в работу включайся, дружок!
- Посмотрите на свои парты, какие предметы вы видите? (линейка, карандаши, конверты с геометрическими фигурами).
Актуализация знаний.
- Отгадайте геометрические загадки.
Самая простая геометрическая фигура, с которой всё начинается…….
(точка)
Она бывает прямая, кривая и ломаная (замкнутая или незамкнутая)
(линия)
Если на линии поставить точки, то получим… (луч или отрезок)
– Ребята, положите перед собой лист, возьмите карандаш и линейку.
Пуст сегодня дворик наш,За окошком хмуро.Взяла фломастер, карандаш,Решила я чертить фигуры.
Передо мной бумаги лист,До чего ж он бел и чист.Фломастером ткнёшь посредине листочкаИ на листе получается ТОЧКА. (дети договаривают стих)
-Изобразите на своих листочках точку.
Вам стишок читаю новый,Кто запомнит – молодец.У ОТРЕЗОЧКА любогоЕсть начало и конец.
-Изобразите на листочках отрезок.
Вдруг на небе из-за тучПоказался солнца ЛУЧ, У которого, открою вам секрет,Есть начало, а конца, ребята, нет
- Изобразите на листочках луч.
Всё, что в жизни нашей свято,Мы не вправе отрицать.У ПРЯМОЙ же нет, ребята,Ни начала, ни конца.
- Изобразите на листочках прямую линию.
- Ребята, что у вас получилось? Как можно назвать группу этих предметов? (геометрические фигуры).
- Посмотрите, ребята, у меня на слайде получились ТАКИЕ фигуры
- Каких фигур нет на ваших листочках? Назовите….
- Какие вы молодцы! Хорошо поработали и вышли на тему нашего занятия.
- Какая тема урока? (геометрические фигуры).
- Но в математике важно знать не только названия фигур, но и их признаки, уметь объединять их по этим признакам и находить их в окружающей обстановке. Поэтому более точно тема звучит: «Геометрия вокруг нас» (на слайде)
- Скажите, ребята, какие фигуры знаете? (перечисляют).
- Да, вы много знаете фигур.
- Поэтому уже сейчас, на занятиях вам нужно учиться выполнять с геометрическими фигурами различные операции.
Выход на цель урока.
- Как вы думаете, чему сегодня вы будете учиться на нашем занятии?
(различать фигуры, сравнивать, считать, рисовать, применять в жизни, и т.д.)
- Целью нашего занятия будет:
научиться геометрические фигуры
различать
сравнивать
рисовать
применять в жизни
- Вы готовы к такой работе?
4. Новая тема.
Многие предметы, окружающие нас, имеют какую-либо геометрическую форму.
- А кто создаёт все эти предметы? (человек) Если мы посмотрим вокруг, то увидим их.
Стихи про фигуры (прямоугольник, квадрат, круг, овал, треугольник)
Слайд…….
Мы встречаем их везде –
На земле и на воде,
В небесах и под землей.
Нам они нужны с тобой!
Будем их мы называть,
В окружении искать.
Треугольник, круг, квадрат,
Тем фигурам каждый рад.
Различить их с вами сможем.
Мы без них никак не можем.
Вот четыре стороныИ они всегда равны.А фигура та, ребята,Называется квадратом.
- Положите перед собой квадрат.
- Скажите, какие предметы вокруг имеют форму квадрата? (перечисляют)
слайд №….. А у меня на слайде вот такие предметы…..
Растянули мы квадратИ представили на взгляд,На кого он стал похожимИли с чем-то очень схожим?Не кирпич, не треугольник -Стал квадрат - ПРЯМОУГОЛЬНИК.
- Положите перед собой прямоугольник.
- Скажите, какие предметы вокруг имеют форму прямоугольника? (перечисляют)
слайд №…..
Нарисуем мы кружочек:Ротик в нем и пара точек.Солнце круглое и мячик,Круг давно знаком нам, значит.
- Положите перед собой круг.
- Скажите, какие предметы вокруг имеют форму круга? (перечисляют)
слайд №…..
На стене висит овал,В нем себя я увидал.Люблю в зеркало смотреться,Перед ним люблю вертеться.
- Положите перед собой овал.
- Скажите, какие предметы вокруг имеют форму овала? (перечисляют)
слайд №…..
- Какую фигуру мы не называли? (треугольник)
Мы с тобой построим домик,Крышей будет треугольник,У крыши уголки остры,Сколько их? Один, два, три!
Положите перед собой треугольник.
- Скажите, какие предметы вокруг имеют форму треугольника? (перечисляют)
слайд №…..
Значит, сегодня мы поговорим еще и о треугольнике
- Что вы о нем знаете? (3 угла, 3 стороны, 3 вершины)
А чтобы узнать новое о треугольниках, давайте вспомним, какие бывают углы.
Слайд….
У человека два плеча,А в сутках день да ночка.УГЛОМ назвали два луча –С началом в общей точке.
Мама мой взяла листок,И загнула уголок,Угол вот такой у взрослыхНазывается ПРЯМЫМ.
Если угол уꞌже - ОСТРЫМ,
Если шире, то - ТУПЫМ.
- У треугольников, как у углов есть свои названия, которые зависят от углов, которые содержит этот треугольник.
Слайд……(остроугольный, прямоугольный, тупоугольный)
Если в треугольнике есть прямой угол, то такой треугольник называется
Прямоугольный треугольник.
Если в треугольнике есть только острые углы, то такой треугольник называется
Остроугольный треугольник.
Если в треугольнике есть тупой, то такой треугольник называется
Тупоугольный треугольник.
- Теперь, ребята, я думаю, вы будете видеть предметы треугольной формы. А для закрепления ваших знаний, предложу вам такую задачку….
Часто знает и дошкольник,
Что такое треугольник,
А уж вам-то как не знать!
Но совсем другое дело –
Быстро, точно и умело
Треугольники считать.
Например, в фигуре этой
Сколько разных? Посмотри!
Всё внимательно исследуй
И по краю и внутри!
- Ребята, сосчитайте все треугольники на чертеже. (6 штук)
Физкультминутка.
- Давайте отдохнём, сделаем весёлую зарядку (под песню «Точка, точка, запятая»)
- Отдохнули, продолжим наше занятие.
5. Практическое применение. «ТАНГРАМ»
- У вас на парте есть конверты с «Танграмами». Вам нужно сложить фигуру по образцу (на слайде)
- Молодцы, ребята, а сейчас придумайте и сложите свою фигуру или вспомните фигуры, которые мы собирали раньше (кто раньше соберет)
6. Работа с ноутбуками в программе «Фантазеры»
- Ребята, вы применили знания с бумажными фигурами, а теперь попробуем поработать инженерами. (Работа в парах)
- Работать вы будете в парах. Какие правила нужно соблюдать?
Говорить тихо.
Быть вежливым и терпеливым.
Учитывать и уважать мнение своих товарищей.
Работать дружно.
- Участие в работе должен принять каждый, распределите, кто что делает. Внимательно послушайте задание.
- Ребята, вам нужно построить из геометрических фигур здание. (Самостоятельная работа в программе «Фантазёры»)
- Какие вы молодцы, у вас получились разные здания, а задание вы получили одинаковое. Вы подошли к работе творчески.
- Какие фигуры вы использовали при строительстве здания?
Итог урока.
- Вы все замечательно поработали! Что нового вы для себя открыли на занятии?
- Подведём итог нашей работы. Вернёмся к целям нашего занятия, которые вы ставили перед собой в начале занятия (слайд с целями)
- Итак, проверяем, всё ли мы с вами сделали, что планировали?
- Вы справились успешно. А может быть, кто-то знает, как называется раздел математики, в котором изучаются геометрические фигуры и их свойства? (Геометрия) Какие молодцы!
Рефлексия.
- Как вы считаете, вы заслуживаете похвалы? Оцените свою работу. Покажите соответствующий смайлик!
- За счёт чего мы поработали так успешно?
Вы поставили цель.
Спланировали.
Работали дружно и сплочённо,
- Поэтому мы посмотрим мультфильм, в котором вы еще раз увидите те фигуры, о которых говорили на занятии.
- Скажите, все ли фигуры мы сегодня называли? (нет, ромб,трапеция….)
О них мы поговорим на следующих занятиях.
- Спасибо всем за работу!