Статья Экскурсии как средство развития познавательной активности школьников
Актуальность и выбор темы исследования определяется следующими факторами:
во-первых, в условиях бурного развития научно-технического прогресса увеличивается и качественно изменяется поток информации, в котором должен ориентироваться современный человек. Наблюдается усложнение учебных программ, увеличение набора учебных предметов, следствием чего является переутомление школьников, отсутствие интереса к учёбе, стрессовые ситуации, которыми сопровождается учебный процесс.
во-вторых, Учебный материал, изучаемый на уроке неоднороден. В зависимости от цели возникает необходимость в организации разной по характеру познавательной деятельности, в которой школьники проявляют активность. Особое место в организации каждого учебного предмета принадлежит изучению учебного материала, конечной целью усвоения которого становится применение его на практике.
в-третьих, биология как предмет призвана вооружить учащихся систематизированными знаниями о разнообразных проявлениях живой природы. Решить эти сложные задачи невозможно без ознакомления учащихся с живыми объектами непосредственно в условиях их естественного окружения. Для этого учитель использует одну из важнейших форм учебно-воспитательного процесса – экскурсию. Экскурсии воспитывают учеников в иной, отличной от школьной, обстановке и в процессе необычной познавательной деятельности.
Все выше сказанное позволило сформулировать проблему исследования - какие организационно-педагогические условия экскурсионной деятельности необходимы для развития познавательной активности обучающихся, как одного из важных условий формирования творческой личности ребенка.
Исследование проводилось с 2014 по 2017 год, на базе 5 – 9 классов Глазковского филиала имени Героя Советского Союза Н.Н. Шерстова МБОУ Кочетовская СОШ. Объектом исследования стали экскурсии по биологии в школе. Предметом исследования – методика использования экскурсий для развития познавательной активности школьников.
Цель нашего исследования – совершенствование методики проведения экскурсий, как средства развития познавательной активности школьников.
Перед началом исследования нами была выдвинута следующая гипотеза: экскурсионная деятельность на уроках биологии и во внеурочное время способствует повышению интереса обучающихся к предмету, и, следовательно, развитию познавательной активности школьников.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Проанализировать психолого-педагогическую, научно-методическую, учебную литературу по проблеме исследования;
Выяснить основные аспекты данной проблемы в школьной практике обучения биологии;
Определить педагогические условия развития познавательной активности обучающихся с помощью экскурсионного метода познания действительности;
Разработать методику проведения экскурсий в современных условиях работы школы;
Проверить эффективность разработанной методики;
Экспериментально подтвердить эффективность использования разработанной методики для развития познавательной активности школьников.
Экскурсионный метод и его особенности рассматриваются на основе трудов А.Я. Герда, В.В. Половцова, Б.Е. Райкова, Н.М. Верзилина, Н.А. Рыкова, В.М. Корсунской, Ю.И. Полянского, И.Н. Пономаревой, И.Т. Суравегиной.
Работа над исследованием проводилась в три этапа. На первом этапе в 2014 – 2015 учебном году, было осуществлено изучение практического состояния проблемы в психолого-педагогической, научно-методической и учебной литературе, которое позволило выявить проблему исследования, обозначить его направление, уточнить объект, предмет, гипотезу, цель и задачи. Изучался опыт организации биоэкологических экскурсий в Глазковском филиале МБОУ Кочетовская СОШ; осуществлено обобщение полученного материала. На этом этапе проводилось анкетирование учащихся, целью которого стало определение отношения школьников к биологии и причин позитивного или негативного отношения к предмету. Анкетирование проводилось по методике Г.Н. Казанцевой «Методика изучения отношения к учебным предметам». Эта же методика позволила определить преобладающие мотивы к обучению у учащихся 5 – 9-х классов Глазковского филиала имени Героя Советского Союза Н.Н. Шерстова МБОУ Кочетовская СОШ.
Результаты анкетирования показали, что у большинства опрошенных учащихся (72%) нейтральное отношение к биологии. Всего 17% указали биологию как любимый предмет, и 11 как нелюбимый. Анализ второй части анкеты показал, что на констатирующем этапе эксперимента большая часть обучающихся любит биологию не по причине сформированного познавательного интереса к предмету, а потому что школьникам нравится учитель, либо их товарищи интересуются этим предметом. Из учащихся, которые не любят биологию значительная часть мотивировала свое негативное отношение не нужностью его для дальнейшей учебы и работы. Проанализировав третью часть анкеты можно сказать, что значительная часть учащихся не имеет осмысленных мотивов обучения, и учится только потому, что их заставляют (родители, классный руководитель), или потому, что все учатся.
Так же на констатирующем этапе эксперимента проводилась диагностика уровня познавательной активности обучающихся 5 – 9 классов Глазковского филиала МБОУ Кочетовская СОШ. В ходе анализа диагностики выяснилось, что подавляющее большинство обучающихся Глазковского филиала МБОУ Кочетовская СОШ (67%) имеет средний уровень познавательной активности. 23% имеют высокий уровень познавательной активности, а 10% низкий.
В 2015 – 2016 учебном году, на втором этапе эксперимента, проводилось разработка и внедрение в образовательный процесс экскурсий по биологии в 5 – 9 классах Глазковского филиала МБОУ Кочетовская СОШ. Была разработана методика проведения экскурсий, которая позволяет повысить уровень познавательной активности обучающихся. По этой методике были проведены следующие экскурсии:
5 класс:
«Многообразие живых организмов»
«Лишайники – биоиндикаторы окружающей среды»
«Лекарственные растения»
6 класс:
«Осенние явления в жизни растений. Листопад».
«Растения леса»
«Мир растений села Глазок»
7 класс
«Многообразие животных в природе»
«Изучение многообразия птиц»
«Разнообразие насекомых и беспозвоночных животных»
8 – 9 классы:
«Экскурсия на водоем»
«Искусственные биоценозы»
«Биогеоценоз суходольного луга»
На этих экскурсиях использовались эффективные методы и методические приемы, которые позволяют повысить уровень познавательной активности школьников. Это такие методы как: практические работы (наблюдение, измерение, работа с определителями, работа с полевым дневником, самостоятельная работа, моделирование и т п), позволяющие осуществлять индивидуализацию и дифференциацию деятельности учащихся, беседа, инструктаж, дискуссия, которые развивают мышление, внимание и активизируют деятельность учащихся.
В 2016 – 2017 учебном году, на третьем этапе эксперимента продолжилось проведение экскурсий по биологии с применением разработанной методики. Кроме того анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной работы. Как и на констатирующем этапе, была проведена диагностика Г.Н. Казанцевой «Методика изучения отношения к учебным предметам.
Сравнительный анализ результатов первой части анкеты на констатирующем и контрольном этапах эксперимента показал, что увеличилось количество детей считающих биологию любимым предметом с 17 до 25 процентов, а так же уменьшилось количество детей негативно относящихся к биологии с 11 до 3 процентов.
Проведя сравнительный анализ второй части анкеты на констатирующем и контрольном этапах эксперимента мы выяснили, что среди учащихся с положительным отношением к биологии выросла доля учеников, у которых развит познавательный интерес к предмету. Доля тех учащихся, Которым предмет нравился из-за учителя или друзей уменьшилась.
Среди учащихся с негативным отношением к предмету по прежнему большая часть учеников, которым биология не понадобится для поступления в ВУЗ и в дальнейшей работе, но значительно уменьшилась доля обучающихся, у которых нет познавательного интереса к предмету.Сравнив результаты третьей части анкетирования на констатирующем и контрольном этапах эксперимента легко убедиться, что увеличилось количество учащихся, желающих учиться, а вот количество обучающихся, которые учатся потому что их заставляют родители и классный руководитель заметно уменьшилось.
Уровень развития познавательной активности учащихся оценивался с помощью той же методики, что и на констатирующем этапе эксперимента.
Сравнительный анализ на разных этапах эксперимента показал, что количество учащихся 5 – 9 классов Глазковского филиала МБОУ Кочетовская СОШ с высоким уровнем познавательной активности несколько выросло – с 23 до 31%. Количество учащихся с низким уровнем снизилось на 1%.
Эффективность разработанной методики проведения экскурсий подтверждается повышением активности учащихся на уроках, Лучшим качеством выполнения домашнего задания, и, следовательно, повышением качества знаний по предмету в тех классах, где проводился эксперимент.
Результаты проведённого теоретического и экспериментального исследования научной проблемы в соответствии с поставленными целями и задачами подтверждают основные положения гипотезы и позволяют сделать следующие выводы:
Проведённый анализ научно-методической, психолого-педагогической и учебной литературы позволил выделить основные подходы к определению познавательной активности школьников. Выявить и обосновать психолого-педагогические основы методики активизации познавательной активности с помощью экскурсий по биологии. Выявлена роль экскурсий в формировании познавательной активности школьников.
Основными аспектами повышения познавательной активности школьников посредством биологических экскурсий являются:
а. воспитание детской самостоятельности, при решении познавательных задач во время экскурсий;
б. развитие способности к активной познавательной деятельности во время экскурсий по биологии;
в. развитие способности формулировать гипотезы, рассуждать предположительно, исследовать и сравнивать между собой различные альтернативы при решении одних и тех же задач во время биологических экскурсий;
г. воспитание любви и бережного отношения к природе, на примере природы родного края посредством биологических экскурсий.
3. Для развития познавательной активности обучающихся с помощью экскурсионного метода познания действительности необходимы следующие педагогические условия: природа является образовательной средой, обладающей сильнейшим образовательным, воспитательным и развивающим эффектом; выход на экскурсию в природу меняет привычную для ученика обстановку, что приводит к изменению его эмоционального фона и становится средой развития эмоциональной сферы; экскурсия является активной формой познания и оценки окружающего мира; каждая экскурсия должна быть подготовлена определённым образом, в подготовке принимают участие и учитель, и ученики; преобладающую роль в обучении играют практические методы, существенной частью экскурсии являются самостоятельные наблюдения каждого учащегося, методы проведения экскурсии позволяют учащимся овладеть навыками элементарного исследования природы; собранный на экскурсии природный материал используется на последующих уроках в качестве дидактического и иллюстративного материала.4. На основании изученной литературы и собственного педагогического опыта была разработана методика проведения экскурсий по биологии в школе, которая способствует развитию познавательной активности учащихся при изучении биологии.
5. Разработанная нами методика имеет следующие характерные черты, которые способствуют развитию познавательной активности школьников: чёткое определение задач по развитию активности личности для каждой конкретной экскурсии; насыщение экскурсии индивидуальными заданиями; предоставление свободы выбора; увеличение доли самостоятельных, групповых, творческих работ; использование методических приёмов, позволяющих проявлять ученикам личностное отношение к изучению биологического материала (свобода выбора, рефлексия, диалог, аргументация, ведение индивидуальных полевых дневников).6. Результаты экспериментального обучения и статистические данные математической обработки подтвердили эффективность разработанной методики проведения экскурсий по биологии в школе для развития познавательной активности школьников.
Практическая значимость исследования: разработана система биологических экскурсий, способствующая развитию познавательной активности школьников; определены организационные формы и методологические приемы экскурсионной деятельности, и критерии их эффективности, которые могут быть использованы учителями биологии при проведении экскурсий и для повышения уровня познавательной активности школьников.
Таким образом, подтверждена правильность выдвинутой нами гипотезы, согласно которой экскурсионная деятельность на уроках биологии и во внеурочное время способствует повышению интереса обучающихся к предмету, и, следовательно, развитию познавательной активности школьников.
Полученные результаты свидетельствуют о достижении цели исследования, которая состояла в совершенствовании методики проведения экскурсий, как средства развития познавательной активности школьников.
Бабенко, В.Г., Зайцева, Е.Ю., Пахневич, А.В., Савинов, И.А. Биология: Материалы к урокам-экскурсиям. / В.Г. Бабенко, Е.Ю. Зайцева, А.В. Пахневич, И.А. Савинов М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2002. - 288 с. -(Портфель учителя)
Байбородова, Т.В. Методика обучения биологии: Пособие для учителя / Т.В. Байбородова, Т.В. Лаптева. М.: Гуманист, издательский центр ВЛАДОС, 2003. - 176 сБакулин В.М. Экскурсии как способ активизации учебно-познавательной деятельности детей // Начальная школа Плюс Минус. -2001. - № 5. - С.12-17
Барабанова Н.А. Пешеходная экскурсия как образовательное путешествие в рамках Фестиваля «Новое поколение экскурсоводов» // Научная интеграция. Секция 1. Материалы по итогам международного конкурса «Лучшая научно-исследовательская работа 2015». –М.: Издательство «Перо», 2016. –С. 40–47
Баранов В.И., Какорина Г.А. Методика изучения растительности в ходе полевых экологических исследований школьников // Биология в школе. – 2011. – № 2, С. 46 - 54