Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе
Конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе «Для чего бабочке кружочки?»
Тема: «Для чего бабочке кружочки?» Программное содержание: • закрепить знания о бабочках: названия, внешний вид, где живут, чем питаются, стадии развития; с помощью экспериментов показать роль окраски в жизни насекомых, другие способы маскировки, рассказать чем еще необычны и интересны эти насекомые, • развивать интерес и наблюдательность, • воспитывать любовь к насекомым, бережное к ним отношение. Ход занятия Воспитатель: Дети, как вы думаете, кого можно назвать перелетными? Верно, птиц. А еще кого? Вот вам подсказка-показываю фото бабочки. Воспитатель: Да, это бабочка. А вы знаете, почему их так можно назвать? Уже в старинных книгах упоминается о массовых перелетах бабочек. Это приводило людей в ужас. Они считали, что будет беда или несчастье. За бабочками стали наблюдать и выяснили, что раз в год некоторые бабочки улетают в другие страны. Самые отважные из наших бабочек: капустница, адмирал, желтушка и другие. Прилетев, например, в Африку, они откладывают яички и умирают. Но до сих пор никак не могут выяснить, как бабочки могут без еды и отдыха летать на такие большие расстояния, как ориентируются, находят дорогу. Вот они какие интересные и смелые бабочки. Воспитатель: А как вы думаете, сколько раз рождается бабочка? (1) Это, конечно, правильно, но если подумать… У собаки – щенок, у птицы – птенец, а у бабочки – кто? Подумайте и сами выложите схематично последовательность развития этого насекомого. (Дети выкладывают. Используя модели) Воспитатель: Итак, сколько раз, можно сказать, рождается бабочка? (3) Да, бабочку еще называют «трижды рожденная». А какие у них красивые названия. Назовите мне виды бабочек. Найдите среди этих рисунков (иллюстрации) крапивницу и объясните почему ее так называют. (Аналогично можно поговорить о лимоннице, павлиньем глазе, капустнице, махаоне и других.) Воспитатель: А какую пользу приносят бабочки? Чем они питаются? Где могут зимовать? А сейчас представьте себя бабочкой. Вы порхаете на лугу. Все лето бабочки украшают поля и леса. (Дети под музыку выполняют движения.) Спал цветок и вдруг проснулся, Больше спать не захотел. Шевельнулся, потянулся, Взвился вверх и полетел. Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. Или: Мы подпрыгнем столько раз, Сколько бабочек у нас. Руки вверх поднимем столько, Крыльев разных у них сколько. Столько раз присядем разом, Сколько лапок видим сразу. Воспитатель: Сегодня у нас на тропинке можно обнаружить необычно красивых бабочек и других насекомых, одни из них спрятались, другие, наоборот, заметны издалека. Задание: найти как можно больше разных насекомых. При этом надо запомнить где именно они затаились и какого цвета было окружение. Воспитатель: Каких насекомых вы заметили в первую очередь, сразу: ярких, выделяющихся на фоне окружающей среды, или тех, кто окрашен так же, как и все вокруг? Сразу ли удалось заметить божью коровку? На чем она сидела? Выделялась ли по окраске? А кузнечик в траве? Дождевой червяк на земле? Бабочка на коре деревьев? Как вы думаете, почему божья коровка не спряталась? А теперь давайте рассмотрим модель бабочки, ее крылья с верхней и нижней стороны. Как вы думаете, почему крылья окрашены в разные цвета? Допустим, бабочка долго летала, летала, устала, ей нужно отдохнуть. Она решила сесть на ствол дерева. Посадите бабочку на ствол. Сразу ли можно обнаружить бабочку? Почему? Заметят ли ее птицы? Как ей можно спрятаться? Закройте глаза. (Воспитатель складывает крылья бабочки). Воспитатель: Легко ли отыскать бабочку на этот раз? Почему она не сразу видна? Сидит наша бабочка отдыхает, а птицы летят мимо, не замечают ее. Но вот нашлась внимательная птица, заметила добычу: возможно бабочка шевельнулась. Что ей делать? Как отвлечь внимание птицы? Она решает напугать птицу. Но как? Что бы вы сделали на месте бабочки? Когда птица подлетает совсем близко, бабочка резко открывает крылья. Что произошло? Птица увидит яркие, да еще с «глазами» - кружочками крылья. Перед ней что-то непонятное. Птица не станет связываться с непонятной добычей и улетит. Задание: Дать каждому ребенку лист бумаги зеленого цвета и разделенного на две части. На одной половине ребенок рисует (или кладет изображение) животное, незаметное на этом фоне, на другом – ярко выделяющееся. Воспитатель: Дети, так для чего же бабочкам кружочки? А знаете, как еще бабочка маскируется? Сейчас я покажу вам фото насекомых, а вы должны будете узнать, где бабочка, а где нет . Бабочки подражают шмелям и комарам, а то совсем червячки какие-то, или сухие веточки, или засохшие листики. Так позаботилась природа, чтобы бабочки выжили. Как же все-таки узнать, что перед вами бабочка? (Отвечают дети.) Воспитатель: 1. У бабочки 4 крыла, но бывают и бескрылые. 2. Шесть ног, но не всегда. 3. Есть хоботок для сосания нектара, а у некоторых и зубки. А самое главное – это чешуйки на крыльях. Бывает только 5 цветов, но они смешиваются и переливаются на солнце и получается различная окраска. Чешуйки держатся очень слабо, поэтому не следует брать бабочку за крылья. Есть еще бабочки ядовитые, зубастые, «молнии». Но об этом мы поговорим в следующий раз. А в заключении нашего занятия для вас сюрприз. Он будет особенным и необычным и поможет закрепить материал. (Завернутые в бумагу разного цвета орехи, конфеты, другие «зеленые» сюрпризы можно повесить среди листьев, коричневые – у ствола дерева. Дети ищут призы.) Воспитатель: Объясните, какие сюрпризы вы заметили сразу, а какие были почти незаметны.