Выступление на республиканской НПК на тему Патриотическое воспитание детей и молодежи: состояние и перспективы
Патриотическое воспитание подрастающего поколения в системе инновационной педагогики.
Лебедева Евгения Владимировна
преподаватель химии и биологии
ГБПОУ РА «Майкопский индустриальный техникум»
Развитие воспитания сегодня рассматривается как приоритетное направление в системе образования, о чём говорится в «Национальной доктрине образования в РФ» и свидетельствует принятая Правительством РФ «Государственная программа Патриотического воспитания граждан РФ».
Сегодня мы имеем социальный заказ государства на воспитание человека современного, образованного, нравственного, предприимчивого, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством ответственности за судьбу страны.
Глава Республики Адыгея Тхакушинов Аслан Китович в своём Послании Государственному Совету-Хасэ Республики Адыгея подчеркивает, что интеллектуальное, патриотическое и нравственное воспитание молодежи является одним из основных направлений государственной социальной политики. На первом месте в воспитании общечеловеческих ценностей в Республике Адыгея поставлен патриотизм.
Патриотизм - это фундамент общества и государства, духовно-нравственная основа их жизнедеятельности и эффективного функционирования.
Выделяют основные направления деятельности патриотического воспитания:
1) формирование самосознания гражданина России, социально-значимых качеств защитника Отечества;
2) укрепление исторической памяти, почитание великих исторических деятелей;
3) воспитание уважения к другим народам и их истории, диалог культур;
4) знание истории и культуры родного края, утверждение исторического самосознания, национального достоинства;
5) национально-семейное воспитание, восстановление семейных традиций, преемственности поколений.
Важнейшим условием патриотического воспитания является единство обучения и воспитания. Потенциал патриотического, духовно-нравственного, культурно-исторического воспитания проходит через все предметные области. Особенно велика роль и ответственность преподавателей истории, призванных передавать новым поколениям память о событиях минувших эпох. На уроках естественно-математического цикла идёт приобщение студентов к мировым ценностям науки, расширение кругозора, и как следствие, воспитание патриотизма, чувства любви к Родине и долга перед ней.
В нравственном и военно-патриотическом воспитании молодёжи, подготовке её к службе в Вооружённых силах России огромная роль принадлежит тем, кто уже проявил себя подлинным патриотом. Поэтому в техникуме регулярны встречи с такими людьми.
Традиционны в техникуме Дни памяти ветеранов ВОВ, и мероприятия, посвящённые Дню Защитника Отечества, Дню Победы, конкурсы – смотры патриотических песен, конкурсы стихов, стенгазет, рефератов, уроки мужества, устные журналы, игры «Звездный час», открытые мероприятия, посвященные «Дню космонавтики». Наряду с традиционными формами работы проводятся и такие как круглые столы, интеллектуальные марафоны, шефство над ветеранами. Разработаны и проведены серии мероприятий, обращённых к исторической памяти семей. Яркий пример – участие во Всероссийской акции «Бессмертный полк». Особая роль в воспитании патриотизма отводится изучению государственных символов РФ и РА.
Способствуют воспитанию патриотизма поездки и экскурсии воспитанников и преподавателей. Ежегодно мы посещаем выставки и экспозиции Национального музея, музея искусства народов Востока, после чего ребята по-новому смотрят на тот уголок земли, где они родились и живут.
Владеть исторической памятью - значит сохранять преемственность поколений. Василий Белов справедливо заметил: «Вне памяти, вне традиций и культуры нет личности». Память формирует духовную крепость человека, без духовности нет патриотизма. Духовность можно определить как особое нравственно – эстетическое состояние человека, когда он искренне привержен таким ценностям, как истина, добро, красота, гуманизм, свобода, любовь к Отечеству.
Патриотическое воспитание - явление многоплановое, многоаспектное и безграничное. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека», считал В.Г. Белинский. Любовь к большой и многонациональной Родине не противоречит, а предполагает любовь к малой родине, ее традициям и обычаям. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству. Улица, город, родные пригорки, реки и ручейки, с детства радующие глаз и связанные в нашем сознании с родными и близкими нам людьми; воспоминания детства; песни и танцы, местный диалект все это условия и проявления любви и привязанности к малой родине на всю оставшуюся жизнь. Именно это формирует основы патриотического сознания.
Патриотизм представляет собой значимую часть общественного сознания, проявляющуюся в коллективных настроениях, чувствах, оценках, в отношении к своему народу, его образу жизни, истории, культуре, государству, системе основополагающих ценностей. Он цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности. Многонациональность нашей страны, разнообразие национальных культур и их взаимное проникновение способствуют материальному и духовному прогрессу общества.
Патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения. Человека, движимого патриотическими чувствами называют патриотом.
На системе сформировавшихся, на протяжении многих веков черт патриотизма и его мировоззренческих характеристик ценностей, идеалов, смыслов, символов, традиции, инновации и др., основывается интеграция патриотизма в систему образования. Развитие педагогической системы ценностей и идей неразрывно связано с развитием общества. Подтверждение тому стремление каждого из педагогов прошлого осмыслить проблемы патриотического воспитания (К. Д. Ушинский, А.С. Макаренко, ВА. Сухомлинский и др.) Все вышеперечисленные педагоги выступали за необходимость формирования патриотизма россиян как средства для сохранения культурных традиций и исторического наследия России.
Нация и ее истоки, ее история и культура нравственны по своей природе, ведь они содержат в себе как условие своего существования святые человеческие отношения. Святость - это вера, любовь, верность, самопожертвование. Без святости нельзя воспитать человека, создать семью, построить систему образования, общество, государство. История человечества доказывает: подлинные человеческие ценности «зреют только на древе нации и непременно связаны с национальными интересами». Нравственность это состояние взаимосочувствия со всем миром, но, прежде всего, со своим народом: сочувствия к своим близким, начиная с членов своей семьи, родичам, землякам, однокурсникам, сослуживцам, ровесникам, наконец, к своему народу.
Идея национального дома для образования означает возвращение к собственной истории и культуре, воспитательным традициям, реально существовавшим на адыгской земле. Речь идет о народной педагогике, или этнопедагогике, содержание, формы и методы которой определялись целесообразностью хозяйствования людей, их бытом, непосредственным повседневным общением. Воспитание патриотизма у подрастающего поколения можно рассматривать как отношение, как чувство, как качество, содержанием которого является любовь к Родине, преданность ей, гордость за ее героическое прошлое и настоящее, стремление защитить интересы страны!!!
Феномен национальной культуры патриотизма, существующий в виде духовных ценностей, символов, социальных традиций, разнообразных способов человеческой деятельности и общения. Он представляет собой совокупность достижений в области духовного производства, науки, искусства, обычаев, традиций народа.
15