Внеаудиторное мероприятие = интеллектуальная игра по истории «Что? Где? Когда». на тему: Русь и монголо- татарские завоеватели.
Тема: «Русь и монголо- татарские завоеватели.»
Открытое внеаудиторное мероприятие – интеллектуальная игра по истории «Что? Где? Когда».
Цели:
Методическая – работа в малых группах, активизация интеллектуальной деятельности студентов, использование информационных технологий.
Образовательные:
Повторение и закрепление знаний учащихся по отдельной теме курса истории России
«Борьба народов Руси за независимость в XIII в.»
Развивающие:
Развитие познавательной деятельности, логического мышления, сообразительности, внимательности, смекалки. Развивать умения работы с историческим документом, уметь формировать собственное мнение и оценочное суждение;
Воспитательные: Развивать слуховое и зрительное восприятия, коммуникативную речь студентов;
Воспитывать интерес к предметам гуманитарного цикла
Формировать личностные качества студентов: чувство товарищества, ответственности, взаимовыручки, умение работать в коллективе.
Воспитание у студентов чувства ответственности за успех общего дела.
Воспитывать у студентов средствами игрой деятельности уверенности в своих силах.
Тип мероприятия – интеллектуальная игра
Методы применяемые на внеаудиторном мероприятии:
1.Работа в малой группе; 2.Словесный; 3.Частично-поисковый; 4.Практический; Мозговой штурм.
Комплексно-методическое обеспечение:
Компьютер, проектор, Карта «Монгольские завоевания в XIII веке». изображение эмблемы игры «Что? Где? Когда?», портреты Чигисхана, Батыя, Дмитрия Донского, Ивана III. Ярлыки с заданиями.
Видеоролики – Отрывки из художественных фильмов: «Тайна Чингис Хаана 9-12.flv», «Монгол»;
Оборудование: игровой стол, игровой круг, волчок, вопросы в конвертах для каждого сектора, чёрный ящик.
Музыкальное сопровождение
Межпредметная связь:
Русская литература. Наталья Кончаловская «Наша Древняя столица».
НВП – История военного искусства России.
География. Территориальные границы Российкого государства, Монголии.
План игры
1.Организационный момент:
Приветствие преподавателем истории участников игры и гостей. Проверка подготовленности участников к игре.
Вступительное слово преподавателя-ведущего игры.
Добрый день, уважаемые преподаватели и студенты! Я рада приветствовать вас на игре “Что? Где? Когда? ”, в клубе знатоков и почитателей истории.
Сегодня против команды педагогов РПТ играет команда знатоков – студентов РПТ I первого курса.
Музыкальное вступление. 1.Начало игры. Входят участники игры и подходят к игровому столу садясь.
Разрешите представить вам участников сегодняшней игры:
Коренюк Татьяна гр. №14 – самая трудолюбивая;
Царан Андрей гр.№14 – самый эрудированный;
Гирняк Иван гр.№16 – самый наблюдательный;
Татар Александр гр.№16 – самый сообразительный;
Школьный Андрей гр.№16 - самый старательный;
Зятковский Александр гр.№16 – самый, самый, самый – капитан команды знатоков.
В команду преподавателей входят следующие педагоги техникума:
Штефюк Елена Саввовна, преподаватель русского языка и литературы;
Парфентьева Инга Юрьевна, преподаватель информатики;
Сулима Светлана Александровна, преподавателя истории;
Сапанюк Александр Валентинович, преподаватель физкультуры;
Мисяновский Василий Саввович, преподавателя НВП;
Крыжановская Яна Андреевна, преподаватель русского языка и риторики;
Томина Надежда Алексеевна, преподаватель астрономии и физики;
Бырся Елена Викторовна, преподаватель иностранного языка;
Ребдева Ольга Николаевна, преподаватель молдавского языка;
Калинчук Светлана Валерьевна, преподаватель истории;
КосенкоТаисия Сергеевна, преподаватель экономических дисциплин;
Демушина Алла Антиповна, преподаватель географии;
2. Объявление темы, целей и задач игры.
Эпиграф
Был страшный год, когда все страны
Боялись больше , чем огня,
Батыя – внука Чингисхана,
Свое соседство с ним кляня …
Был страшный век, когда монголы
На Русь лавиною пошли,
В осенний день, по степи голой,
Топча сухие ковыли.
Так шла чудовищным потоком
На Русь монгольская орда
В одном стремлении жестоком
Сжигать и грабить города.
Этими словами поэтессы Натальи Кончаловской я бы хотела плавно подвести к теме
нашей сегодняшней игры «Русь и монголо- татарские завоеватели.»
Погибло огромное количество людей, множество было уведено в плен, навсегда исчезли с лица земли могучие города, уничтожены драгоценные рукописи, великолепные фрески, утрачены секреты многих ремесел...
Монголо-татарское иго привело к тому что Русь начала существенно отставать в своём экономическом, политическом и культурном развитии от таких европейских государств как Англия, Франция, Германия. А некоторые историки считают, что полностью Россия не стала на один уровень с Европой до сих пор.
Так, что же собой представляли монголо-татары.
Давайте посмотрим сейчас отрывок из фильма «Тайна Чингис Хаана 9-12.flv».
Главным мотивом сегодняшней игры для студентов должно стать стремление доказать гостям, и преподавателям – игрокам, что они достаточно хорошо владеют материалом по данной теме.
Цель сегодняшней игры конечно же является победа команды знатоков.
А главная задача игры состоит в том, чтобы вы наиболее полно раскрыли и показали и доказали свои знания по теме.
2. Проведение игры
А сейчас, я напоминаю вам правила игры.
В течение 1-ой минуты вы должны обсудить и ответить на вопросы, которые подготовили вам наши педагоги. Ваша задача дать правильный ответ, чётко и ясно изложить свои мысли.
Если у вас возникнут затруднения, вы можете обратиться за помощью к преподавателю истории и гостям, или взять дополнительную минуту для обсуждения.
= Руснак Алексей будет – смотрителем времени – внимательно следить за тем, чтобы обсуждение вопросов знатоками было не более одной минуты.
= Татьяна Шербатая будет внимательно следить и фиксировать, правильные и неправильные ответы знатоков и подсчитывать очки.
= Уважаемые гости, члены клуба, во время игры, вы внимательно должны следить за ходом обсуждения и в конце выбрать лучшего игрока.
И так начнём.
(Звучит музыкальная заставка, студенты вращают волчок со стрелкой).
Вопрос№1
С вами играет Штефюк Елена Саввовна, преподаватель русского языка и литературы;
А.И.Герцен сказал: «Монголо-татары пронеслись над Россией подобно туче саранчи, подобно урагану, сокрушающему всё, что встречалось на его пути. Они разоряли города, жгли деревни, грабили… Именно в это злосчастное время, длившееся ___?_____, Россия и дала обогнать себя Европе.
Сколько лет длилось монголо- татарское иго на Руси?
Минута на обсуждение.
(240лет – с 1240по 1480г.г.)
Вопрос№2. Видео вопрос
С вами играет - Парфентьева Инга Юрьевна, преподаватель информатики
Видео. Отрывок из худ. фильма «Монгол».
Назовите второе имя хана Темуджена.
(Чингисхан)
Вопрос№3.
Вопрос вам задаёт - Сулима Светлана Александровна, преподавателя истории;
О захвате какого города идёт речь?
РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ
Галицко-Волынская летопись (XII-XIII вв.)
На старославянском:
«Град ему избившу Володимѣрь, поплѣни грады суждальские и приде ко граду ____?_____. Будущу в немь князю младу именемь Василью. Увѣдавъши же нечестивии, яко умъ крѣпкодушьный имѣють людье во градѣ, словесы лестьными невозможно бѣ града прияти. Жители града жѣ свѣтъ створше не вдатися Батыю, рекше, яко: «Аще князь нашь млад есть, но положимъ животъ свой за нь, и сде славу сего свѣта приимше, и тамъ небесныя вѣнца от Христа Бога приимемь». Тотаром же бьющимся о град, прияти хотящимъ град, разбившимъ граду стѣну, и возиидоша на валъ татаре. Жители града же ножи рѣзахуся с ними. Свѣтъ же створиша изиити на полкы тотарьскые, и исшедше изъ града, исѣкоша праща ихъ, нападше на полъкы ихъ, и убиша от татаръ 4 тысящи, и самѣ же избьени быша. Батый же взя городъ, изби вси, и не пощадѣ от отрочать до сосущих млеко. О князи Васильи невѣдомо есть, и инии глаголаху, яко во крови утонулъ есть, понеже убо младъ бяше есть. Оттуду же ву татарѣхъ не смѣють его нарещи град, _______?_____но град злый, по-неже бишася по семь недѣль. Убиша бо от татаръ сыны темничи три. Татари же искавше и не могоша ихъ изнаити во множествѣ трупъ мертвыхъ. Батые ви же вземшю ____?_____, и поиде в землю Половецькую».
Перевод:
«Разрушив город Владимир, захватив суздальские города, пришел Батый к городу____?____. Там княжил молодой князь по имени Василий. Нечестивые узнали, что люди в городе крепкодушны, что словами хитрыми нельзя захватить город. Жители града же, с общего согласия, порешили не сдаваться Батыю, говоря так: «Хоть наш князь молод, но отдадим жизнь свою за него, и здесь славу света сего примем, и там получим небесные венцы от Христа Бога». Татары упорно бились, хотели взять город, разбили городскую стену и вошли на вал. Жители града на ножах резались с ними. Они решили выйти на татарские полки, и, выйдя из города, разбили пороки их, и, напав на полки татарские, перебили четыре тысячи татар, но и сами были перебиты. Батый же, взяв город, перебил всех, не пощадил и детей, даже грудных младенцев. О князе Василии ничего не известно; некоторые говорят, что он утонул в крови, так молод был. С тех пор татары не смеют называть этот город ____?_____, но — «злым городом», потому что они бились за него семь недель. У татар были убиты три сына темников. Татары искали и не могли найти их среди множества трупов. Взяв ____?____, Батый пошел в Половецкую землю».
ПСРЛ. т. 2, М, 1962.
(Козельск)
Полный правильный ответ на третий вопрос.
РУССКИЕ ЛЕТОПИСИ
Галицко-Волынская летопись (XII-XIII вв.)
На старославянском:
«Град ему избившу Володимѣрь, поплѣни грады суждальские и приде ко граду Козельску. Будущу в немь князю младу именемь Василью. Увѣдавъши же нечестивии, яко умъ крѣпкодушьный имѣють людье во градѣ, словесы лестьными невозможно бѣ града прияти. Козлянѣ жѣ свѣтъ створше не вдатися Батыю, рекше, яко: «Аще князь нашь млад есть, но положимъ жи-вотъ свой за нь, и сде славу сего свѣта приимше, и тамъ небесныя вѣнца от Христа Бога приимемь». Тотаром же бьющимся о град, прияти хотящимъ град, разбившимъ граду стѣну, и возиидоша на валъ татаре. Козляне же ножи рѣзахуся с ними. Свѣтъ же створиша изиити на полкы тотарьскые, и исшед-ше изъ града, исѣкоша праща ихъ, нападше на полъкы ихъ, и убиша от татаръ 4 тысящи, и самѣ же избьени быша. Батый же взя городъ, изби вси, и не пощадѣ от отрочать до сосущих млеко. О князи Васильи невѣдомо есть, и инии глаголаху, яко во крови утонулъ есть, понеже убо младъ бяше есть. От-туду же ву татарѣхъ не смѣють его нарещи град Козлескъ, но град злый, по-неже бишася по семь недѣль. Убиша бо от татаръ сыны темничи три. Татари же искавше и не могоша ихъ изнаити во множествѣ трупъ мертвыхъ. Батые ви же вземшю Козлескъ, и поиде в землю Половецькую. Оттуда же поча по-сылати на грады русьскые и взять град Переяславль копьемь, изби всь, и цер-ковь архангела Михаила скруши, и сосуды церьковьныя бещисленыя, златыа и драгаго каменья взятъ, и епископа преподобнаго Семеона убиша».
Перевод:
«Разрушив город Владимир, захватив суздальские города, пришел Батый к городу Козельску. Там княжил молодой князь по имени Василий. Нечестивые узнали, что люди в городе крепкодушны, что словами хитрыми нельзя захватить город. Козляне же, с общего согласия, порешили не сдаваться Батыю, говоря так: «Хоть наш князь молод, но отдадим жизнь свою за него, и здесь славу света сего примем, и там получим небесные венцы от Христа Бога». Татары упорно бились, хотели взять город, разбили городскую стену и вошли на вал. Козляне на ножах резались с ними. Они решили выйти на татарские полки, и, выйдя из города, разбили пороки их, и, напав на полки татарские, перебили четыре тысячи татар, но и сами были перебиты. Батый же, взяв город, перебил всех, не пощадил и детей, даже грудных младенцев. О князе Василии ничего не известно; некоторые говорят, что он утонул в крови, так молод был. С тех пор татары не смеют называть этот город Козельском, но — «злым городом», потому что они бились за него семь недель. У татар были убиты три сына темников. Татары искали и не могли найти их среди множества трупов. Взяв Козельск, Батый пошел в Половецкую землю. Оттуда стал посылать на русские города, и взял приступом город Переяславль, и разрушил весь, и церковь архангела Михаила разрушил, и взял бесценные золотые церковные сосуды, украшенные драгоценными камнями, и преподобного епископа Семиона убил».
ПСРЛ. т. 2, М, 1962.
Вопрос№4
Внимание, «чёрный ящик». Ребята, с вами играет
Сапанюк Александр Валентинович, преподаватель физкультуры
Какой документ выдавался волею хана, только тем русским князьям, которых в Ставке принимали только с великой честью.
(Ярлык).
Вопрос№5
Вопрос от Мисяновского Василия Саввовича, преподавателя НВП.
О каком историческом событии идёт речь?
“И была брань крепкая и сеча злая. И лилась кровь как вода. И падало мертвых бесчисленное множество от обеих сторон… Не только оружием убивали, но и под конскими ногами умирали, от тесноты великой задыхались, потому что не могли вместиться на поле…»
(Куликовская битва)
Вопрос№6
С вами играет Крыжановская Яна Андреевна, преподаватель русского языка и риторики .
Кому принадлежат слова:
«Мы Божию милостию государи на своей земле изначала, от первых своих прародителей, а постановление имеем от Бога, как наши прародители, так и мы».
Данная речь сказана после свержения монголо-татарского ига.
(Иван III)
Вопрос№7
Вопрос от Томиной Надежды Алексеевны, преподавателя астрономии и физики.
Какое событие произошедшее 8 сентября 1380 года могло изменить исход Куликовской битвы?
(Солнечное затмение).
Вопрос№8
С вами играет Бырся Елена Викторовна, преподавателя иностранного языка.
Как звали этого монголо-татрского чиновника на Руси?
«___?____» означает ордынский «чиновник, ставивший печать на документы», собиравший дань с Руси и следивший за порядком.
(баскак)
Вопрос№9
Вопрос от Ребдевой Ольги Николаевны, преподавателя молдавского языка и литературы.
В каком городе Золотой Орды была образована русская епископия.
(Столица Сарай-Бату)
Вопрос№10
Вопрос от Калинчук Светланы Валерьевны, преподавателя истории.
Какой монголо-татарский темник (т.е.командующий 10-тысячным отрядом, военачальник) был в XIV веке фактическим правителем Орды).
(Мамай)
Вопрос№11
Вопрос от КосенкоТаисии Сергеевны, преподавателя экономических дисциплин.
«Выход»…….?
(Дань серебром, в течение XIV века
русскими было отдано 1,5 тонны серебра.)
Вопрос№12
Вопрос от Демушиной Аллы Антиповны, преподавателя географии.
Как назывался улус (район) Монголо –татарской империи, на территории которой находилась Русь?
(Улус Джучи)
3.Итоги внеаудиторного урока
- Подведение итогов игры
-Заключительное слово организатора мероприятия.
Дорогие друзья, На этом наша игра подошла к концу и закончилась со счётом.
_________________ в пользу ___________________.
Я благодарю наших игроков- знатоков, преподавателей, гостей.
Все участники были просто замечательные, энергичные, организованные, настойчивые. Молодцы!
Желаю вам всего самого доброго! Спасибо всем! До свидания!
План составлен и разработан: __________________ С.А.Сулима преподаватель социальногуманитарных наук,
первой квалификационной категории.