Конспект урока внеклассного чтения по рассказу Алексея Николаевича Толстого Русский характер
Урок внеклассного чтения по рассказу
Алексея Николаевича Толстого «Русский характер».
7 класс
Цель урока:
Образовательная: познакомить с творчеством великого русского писателя А.Н.Толстого, с историей создания рассказа «Русский характер», прочесть и проанализировать текст произведения.
Развивающая: развивать монологическую и диалогическую речь обучающихся, умение грамотно формулировать ответ, формировать умение вести диалог, быть слушателем и отвечающим.
Воспитательная: прививать чувство любви к своей Родине, чувство гордости за героические поступки людей в годы Великой Отечественной войны.
Оборудование:высказывания известных людей о русском характере на доске, проектор, мультимедийная доска, тексты рассказов.
Ход урока.
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь. У нас сегодня необычный урок, урок- размышление. Мы познакомимся с новым произведением, которое не оставит вас равнодушными и заставит глубоко задуматься над простым с первого взгляда вопросом.
2. Формулирование темы урока
Слово учителя.
На доске расположены высказывания известных философов и критиков, писателей и поэтов. Давайте прочтем их.
Чтение высказываний (читают дети)
1. «Сильный характер, как и сильный поток, встречая препятствие, только раздражается и усиливается еще более; но зато, опрокинув препятствие, прокладывает для себя глубокое русло». (К. Ушинский)
2. «Наши характеры образуют наши нравы». (К. Гален)
3. «В русском человеке есть черта: в трудные минуты жизни, в тяжёлые годины легко отрешатся от всего привычного, чем жил изо дня в день. Был человек — так себе, потребовалось от него быть героем — герой»
(А. Толстой)
4. «Русский народ — великий народ. Русский народ — это добрый народ. У русского народа ясный ум. Он как бы рождён помогать другим народам. Русскому народу присуща великая смелость, особенно в трудные времена, в опасные времена. Он инициативен. У него — стойкий характер. Он мечтательный народ. У него есть цель. Поэтому ему и тяжелее, чем другим нациям. На него можно положиться в любую беду. Русский народ — неодолим, неисчерпаем».
(И.В. Сталин)
- Что объединяет все эти высказывания?
Ученики (Все эти высказывания русских философов, критиков, писателей, поэтов о характере и его чертах.Высказывания содержат положительные характеристики. Следовательно, это высказывание о характере русских людей). - Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о русском характере, его силе и несгибаемости. Познакомимся с рассказом АлексеяНиколаевич Толстого «Русский характер», который был написан в 1944году.
Тема нашего урока:«В чем сила и несгибаемость РУССКОГО ХАРАКТЕРА?» (по рассказу А. Н. Толстого «Русский характер»).
О силе и несгибаемости русского характера рассказывали в своих произведениях многие писатели и поэты. Это произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке», М. Шолохова «Судьба человека», К. Воробьева «Это мы, Господи!», В. Кондратьева «Сашка», А.Т. Твардовского «Василий Теркин», стихи и рассказы К. Симонова и, конечно, рассказы А.Н. Толстого «Родина», «Русский характер».
3. Слово о писателе
Алексей Николаевич Толстой(1882/83-1945) - русский писатель, оставил глубокий след в литературе как прозаик, драматург, публицист. Он автор социально-психологических, исторических и научно-фантастических романов, повестей и рассказов, публицистических произведений,лауреат трёх Сталинских премий первой степени (1941; 1943; 1946 — посмертно)(слайд 1,2)
Литературная деятельность А. Н. Толстого началасьдо Октябрьской революциив сложной исторической обстановке. Он был военным корреспондентом на фронте в первую мировую войну. Он, по определению Горького, художник «большого, ценного, веселого таланта». Тема Родины оставаласьвечной темой его творчества. Во время Великой Отечественной войны писатель воспевал свой народ, любовь к своей родине. А.Толстой написал и много публицистических статей, ряд рассказов на актуальные темы, в том числе «Русский характер» (слайд 3)
Творчество Алексея Толстого отличается тематическим и жанровым многообразием. Общеизвестные из них этои рассказы 20-х годов, и трилогия «Хождение по мукам» (романы «Сестры», «Восемнадцатый год», «Хмурое утро»), исторический роман «Петр I», повесть «HYPERLINK "http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%8D%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0_(%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8C)" \o "Аэлита (повесть)"Аэлита», повесть «Хлеб» и другие.Он внесзначительно важный вклад в развитие русской литературы. (слайд 4)
4. О рассказе «Русский характер»(слайд 5, 6)
«Русский характер» — последнее значительное произведение А.Н. Толстого — входит в цикл «Рассказы Ивана Сударева», написано 7 мая 1944 года. Цикл состоит из семи коротких историй, объединённых одной темой (изображение Великой Отечественной войны), одной идеей (описание героизма советских людей), одним рассказчиком (бывалый кавалерист Иван Сударев). В каждом рассказе свои главные герои: бойцы Красной армии, оказавшиеся в немецком тылу и создавшие партизанский отряд («Как это начиналось»); репрессированный кулак, который согласился стать бургомистром при немцах и сообщал важнейшие сведения об оккупантах партизанам («Странная история»), и т.д.
В каждом рассказе есть рассуждение о русском характере, который проявляется особенно ярко в критические моменты истории.
Рассказ «Русский характер» завершает цикл «Рассказы Ивана Сударева» и подводит своеобразный итог рассуждениям о русском человеке. Тема «Русского характера» обозначена автором в самом начале: «мне именно и хочется поговорить с вами о русском характере». Идея рассказа проясняется благодаря кольцевой композиции: и в начале, и в конце произведения помещаются рассуждения о красоте человеческого характера, которую автор видит в поступках каждого героя: Егора Дрёмова, его родителей, невесты, водителя танка Чувилёва, рассказчика Ивана Сударева.
5. Знакомство с рассказом (чтение)
6. Словарная работа.
-Россия –великая страна, не поддающаяся ни под какие мерки, шаблоны, законы логики. Характер России – это характер ее народа, характер сложный и весьма противоречивый. Сегодня речь пойдет о русском характере, удивительном и непредсказуемом, когда надо – жестоком, когда надо – милосердном, но всегда стойком и мужественном, сильном и несгибаемом, о загадочной русской душе.
- А как вы понимаете слово «характер»?
Обучающиеся дают свои ответы.
- Давайте посмотрим, верны ли ваши ответы. Посмотрите на доску
Характер-а, м.
1. Совокупность психических, духовных свойств человека, обнаруживающихся в его поведении. Сильный, волевой, твёрдый, смирный х. Выдержать х. (сохранить твёрдость, не уступить в чём-н.). В характере чьем-н. (свойственно кому-н.). Человек с характером (с твёрдым характером). Человек без характера (слабовольный). Сильные характеры (также перен.: люди с сильным характером). Литературные характеры (персонажи с их характерными чертами).
2. Отличительное свойство, особенность, качество чего-н. Затяжной х. болезни. Беседа делового характера. Х. местности.
- А как вы считаете «русский характер» - это какой характер?
Ответы: мужественный, стойкий, ответственный, героический, сильный, могучий, упрямый
7. Беседа по содержанию текста:
- Понравился ли вам рассказ? Какие чувства он у вас вызвал?
(Понравился. Рассказ грустный. Вызывает чувство горечи и гордости за Егора Дремова, за всех его родных людей)
- Кто рассказывает историю молодого бойца?
(Рассказчиком является Иван Сударев- однополчанин Егора Дремова).
- Кто главный герой произведения? Что о нём говорится в рассказе?
(Главный герой рассказа – Егор Дрёмов)
-Что о Егоре мы узнаем из рассказа? Что пишет о нем Алексей Николаевич в начале произведения? Найдите и зачитайте эти слова. (слайд 7)
(А.Н.Толстой пишет о нём так: «Человек он простой, тихий, обыкновенный, - колхозник из приволжского села Саратовской области… до войны был строгого поведения, чрезвычайно уважал и любил мать, Марью Поликарповну, и отца своего, Егора Егоровича»).
- Как же воевал Егор?
(Доблестно, «он носит золотую звёздочку и половина груди в орденах»).
- Каким писатель рисует Егора Дрёмова? (найдите и прочтите элементы портрета)
(«Среди других заметен сильным и соразмеренным сложением и красотой. Бывало, заглядишься, когда он вылезает из башни танка, - бог войны! Спрыгивает с брони на землю, стаскивает щлем с влажных кудрей, вытирает ветошью чумазое лицо и непременно улыбнётся от душевной приязни»).
- Какое несчастье произошло с бойцом? (слайд 8)
(Во время Курского побоища, когда немцы уже истекали кровью и дрогнули, его танк – на бугре. На пшеничном поле – был подбит снарядом, двое из экипажа тут же убиты, от второго снаряда танк загорелся. Водитель Чувилев вытаскивает лейтенанта из горящего танка. Но комбинезон на Дремове уже горел. Чувилев кидал пригоршнями землю на лицо, голову, одежду лейтенанта. Надо было сбить огонь. Его надо было спасать. У Егора стучало еще сердце.)
- Долгим и тяжелым было выздоровление Дремова. Почему же читатель не испытывает радости, читая следующие строки рассказа?
(«Восемь месяцев он пролежал в госпитале, ему делали одну за другой пластические операции, восстановили и нос, и губы, и веки, и уши. Через восемь месяцев, когда были сняты повязки, он взглянул на своё и теперь не своё лицо. Больше он не просил зеркальце у медсестры, только часто ощупывал своё лицо, будто привыкал к нему»).
- Как характеризует героя улыбка, которая появилась на лице Егора во время разговора с генералом?
(Улыбка Егора жизнеутверждающая.Герой прошёл через суровые опасности, которые не сломили его, а закалили в нём патриотические чувства, он обладает огромной внутренней силой, верой в победу над врагом).
- Как человек меняется на войне?
(«На войне, вертясь постоянно около смерти, люди делаются лучше, всякая чепуха с них слезает, как здоровая кожа после солнечного ожога, и остаётся в человеке – ядро».
В ходе оборонительных сражений на Курском рубеже были освобождены г.Орёл, Белгород, Харьков, Воронеж. Лондонское радио передало 7 августа: «Такого поражения, как под Орлом и Белгородом, немцы не испытывали даже в 1918г. Поколения будут вспоминать о том, как Красная Армия нанесла тяжёлый удар фашистам, продемонстрировала тем самым своё мужество и мастерство».
Родина высоко оценила подвиги советских воинов под Курском. Свыше 100 тысяч солдат и офицеров были награждены орденами и медалями, 180 самых мужественных – удостоены звания Герой Советского Союза. Отличившимся при освобождении советских городов соединениям присвоили почётные наименования Орловских, Белгородских, Харьковских.
- Именно во время Курского сражения, когда немцы дрогнули, с Егором Дрёмовым случилось несчастье: герой обгорел, лицо было сильно изуродовано. Какое впечатление на окружающих производит обезображенное лицо Егора?
(- Из рассказа читаем такие строки: «Медсестра, подавшая ему маленькое зеркальце, отвернулась и заплакала»; «…генерал во время разговора старался не глядеть на него»; невеста «подошла близко к нему. Взглянула, и будто её слегка ударили в грудь, откинулась, испугалась»).
- Как характеризует Егора его отношение к своему несчастью?
(Он произносит замечательную фразу: «бывает хуже, но с этим жить можно». Эти слова героя говоря о его сильной воле, об умении смотреть правде в глаза, о том, что его характер несломлен этим несчастьем. Егор считает, что уродство ему не помешает воевать дальше).
- Какие черты характера раскрываются в герое в момент его приезда домой. Какие чувства испытывает Егор, приближаясь к родительскому дому?
(Он боится встречи с родными. Егору тяжело, потому что он не знает, как родные отнесутся к его уродству. Очень боится волнения, испуга старенькой матери. А вдруг сердце не выдержит? Ясно видно, что герой колеблется, боится причинить душевную боль родителям. Сейчас он не знает, как они примут его и как переживут его уродство).
- Найдите и прочитайте эпизод встречи Егора с матерью. Что необычного заметили вы в её поведении, когда сын был ещё дома? (слайд 9)
(Внимательной, заботливой, доброй была онак Егору: накормила, пристально следя за его рукой, выстирала портянки, вымыла сапоги, напекла пшённых блинов).
- О чем постоянно думает Егор, находясь дома?
(«Неужели никто не узнаёт его? Нужен ли он кому-нибудь с таким лицом?» Егора нужно понять, ведь до войны он был, наверное, симпатичным молодым человеком, а после ранения его лицо изуродовано. Это его угнетает. Ему хотелось, конечно же, чтобы мать и отец узнали его, обняли, расцеловали. Ему больно оттого, что этого не случилось. Он был готов крикнуть им: «…признаете же вы меня, урода!»)
- Почему Егор принимает решение уйти?
(Когда невеста Катя, увидев его, тоже не узнала, а ещё испугалась, отпрянула от него. Это его очень сильно огорчило, поэтому он решил уйти. Да и родители не почувствовали в этом уроде своего сына).
Беда не сломила Егора. Он не хочет чувствовать себя инвалидом, прятаться за спины своих товарищей, поэтому он вернулся на фронт, чтобы вновь воевать.
– Какие черты характера свойственны герою?
(Герой – человек мужественный, скромный, он наделён настоящей человеческой красотой. Внутренняя красота ценится выше всего.
- Он искренне любит своих родителей, невесту настолько, что не хочет причинять им душевную боль) (слайд 10,11)
- Какое решение принимает невеста Егора, узнав, что именно он навестил родителей во время отпуска? Прочтите отрывок рассказа, подтверждающий ваш ответ.
(Катя любила и любит Егора по-прежнему и готова ждать до конца войны, и его обезображенное войной лицо не пугает ее, не может заставить ее забыть своего Егора).
Красивая Катя ему отвечает: «Егор, я с вами собиралась жить навек. Я вас буду любить верно... очень буду любить… Не отсылайте меня…»
- Перечитайте начало и конец рассказа, обратите внимание на кольцевую композицию рассказа. В чем видит Алексей Толстой сущность русского характера? (слайд 12)
(Сила и глубина русского характера заключается в любви к Родине, к родным людям, за них не страшно и жизнь отдать. Некогда лейтенанту думать о себе и о своем горе, надо Отчизну защищать от гнусного врага, чтобы матери с отцом и любимой Кате, и всему русскому народу дать возможность мирно жить. «Пришла суровая беда… И поднимается в нем великая сила - человеческая красота»
Характер красив, если человек умеет искренне любить, понимать того, кто любит его, не обижать его, не причинять никакой боли).
- Отец о своем сыне говорит «если это был бы он, таким лицом, как у этого, кто к нам приезжал, гордиться нужно…»
- Объясните слова отца.
(Отец сказал:«Таким лицом…гордиться нужно…» Это объяснить просто: человека искалечила войной, он защищал Родину, а не прятался за спинами тех, кто ушёл на фронт).
- Так в чем же, по-вашему, сила и несгибаемость русского характера?
Сила и несгибаемость русского характера заключается в безграничной любви к Родине и родным людям, в поступках человека, а в данном рассказе в героических поступках лейтенанта Егора Дремова, который несмотря на нечеловеческие страдания, физические и душевные, нашел в себе силы вернуть любовь родных людей и продолжить боевые действия за освобождение своей страны от немецких захватчиков. Сила русского характера его родителей в том, что, безгранично любя своего сына, сумели разглядеть под изуродованной маской своего родного Егорушку, приехали к нему в часть и силой своей родительской любви вернули ему силы и желание жить и бороться. Сила и несгибаемость характера невесты Кати также заключается в любви к Егору и желании быть всегда рядом с ним, каким бы он ни был. Сила характера водителя танка Чувилева заключается в том, что, не думая о себе, он кинулся к горящей машине и спас жизнь своему командиру.
Их сила в умении всегда оставаться людьми, любить, сочувствовать, защищать, выручать, оберегать, никогда не сдаваться, не сгибаться под ударами судьбы.
Давайте прослушаем песню в исполнении Александра Маршала «Русский характер» (приложение 3) и поразмышляем еще раз над прочитанным. Вдумайтесь в слова автора: «Да, вот они, русские характеры! Кажется, прост человек, а придёт беда, в большом или в малом, и поднимется в нём великая сила – человеческая красота».
8. Рефлексия.
- Понравился ли вам сегодняшний урок?
- Как может проявиться русский характер в современное время?
- Можете ли вы о себе сказать: «У меня настоящий русский характер?»
В чем это проявляется?
9. Домашнее задание.
Напишите сочинение на тему: «Что такое подвиг? Возможен ли подвиг в современном мире?»