Конспект урока в 7 классе по теме «Баскетбол. Обучение ловли и передачи мяча с пассивным сопротивлением противника»


Конспект урока
по теме «Обучение ловли и передачи мяча
с пассивным сопротивлением противника»

Автор: Берг Елена Владимировна

Предмет: физическая культура

Класс: 7

Программа: Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11классы. Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич

Раздел программы: баскетбол

Тип урока: комбинированный

Тема урока: обучение ловли и передачи мяча с пассивным сопротивлением противника.

Цель урока: Создать условия для освоения учащимися способов ловли и передачи мяча с пассивным сопротивлением противника.

Задачи урока: 1. Обучение навыкам передачи мяча с пассивным сопротивлением противника.
2. Закрепление навыков передачи мяча с пассивным сопротивлением противника в
учебной игре.
3. Содействовать воспитанию организованности в групповых действиях и
самостоятельности принятия игровых решений.
4. Содействовать развитию внимания, ловкости, быстроты реакции.
5. Выполнение упражнений для предупреждения деформации опорно-двигательного
аппарата.
Формирование устойчивой мотивации и потребности к занятиям физическими
упражнениями.

Условия проведения: спортивный зал размером 24 х 12 (м)

Материально-техническое обеспечение: фишки, баскетбольные мячи на каждого ученика, скакалки,
маты, скамейки, свисток, деревянные гимнастические палки.


Организационный момент.
Цель учителя: обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку. Создать целевую установку на достижение конкретных результатов. Содействовать общему разогреву и постепенному введению организма в работу.
Цель учащихся: подготовить организм к занятиям физическими упражнениями (дыхательную, сердечнососудистую и костно-мышечную системы).
Методы организации работы: словесный (команды, указания); практический (исправления ошибок, работа учащихся).

№ п/п
Действия учителя
Действия учащихся
Организационно-методические
указания

1.









2.































3.



4.
































5.





6.








7.


8.
Приветствие. Организует построение, сообщает тему и цель урока,
Осуществляет диагностику готовности класса к уроку (анализирует фактическую ситуацию, определяет психическую и физическую готовность учащихся к работе на уроке). Учащиеся измеряют пульс в покое.

Проводит инструктаж по технике безопасности с контрольным опросом.
Текст инструктажа:
не бросать мяч в голову играющим;
соизмерять силу броска мячом в игроков в зависимости от расстояния до них;

следить за перемещением игроков на площадке;
не мешать овладеть мячом игроку, который находится ближе к нему;
не вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им;
не падать и не ложиться на пол, когда хочет увернуться от мяча;
ловить мяч захватом двумя руками снизу.
Контрольные вопросы:
Как правильно располагаться на площадке относительно мячу?
Как правильно выполнять прием мяча?
Как правильно выполнять передачу мяча?

Раздает баскетбольные мячи.



Организует проведение и проводит разминку с мячами.

Следит за интервалом в 2 шага.


Показывает правильное выполнение упражнений.


Требует от учащихся согласованности действий, чёткого выполнения упражнений.

Следит за движениями рук и ловлей мяча



Следит за правильной передачей мяча












Расставляет фишки для ведения мяча по «змейке»




Акцентирует внимание учащихся на ритме дыхания







Организует прием инвентаря.


Перестраивает учащихся для дальнейшей работы.
Строятся в одну шеренгу, выполняют команды учителя, проводят самоконтроль.







Слушают, рефлексируют и отвечают.

Правильные ответы:
не находиться на площадке спиной к мячу, следить за перемещением игроков и мяча на площадке;
ловить мяч захватом двумя руками снизу;

не бросать мяч в голову играющим, соизмерять силу броска мячом в игроков в зависимости от расстояния до них.
















Идут в обход по залу в колонну по одному, соблюдая дистанцию 2 шага, и получают баскетбольные мячи.

Выполняют ОРУ с мячами в движении:
*и.п. - мяч внизу; выполняют медленные повороты и наклоны головы в стороны;
* и.п. - мяч держат перед грудью тыльной стороной правой руки и ладонью левой руки; выполняют вращение мяча;
* и.п. – руки в стороны, ладони вверх, мяч на правой руке; 1 – перебрасывают мяч через голову на ладонь левой руки; 2 – и.п.;
3-4 - то же самое с левой руки;
* и.п. – мяч в двух руках за спиной; 1-2 – перебрасывают мяч вперед и ловят перед собой;
3-4 - перебрасывают мяч назад и ловят за спиной;
* и.п. – держат мяч перед собой двумя руками; выполняют вращение мяча вокруг туловища, перекладывая мяч из одной руки в другую;
* и.п. – держат мяч перед собой двумя руками; выполняют наклон вперед и передачу мяча из одной руки в другую между ног на каждый шаг;
*и.п. - держат мяч вверху двумя руками; 1- мах левой ногой, руки – вниз; 2 – и.п.; 3-4 – то же с правой ноги.

Ведут мяч:
- на носках;
- на пятках;
- высокое, среднее, низкое;


Бегут с ведением мяча:
- по кругу;
- «змейкой», по расставленным фишкам;
- с изменением скорости.
Бегут в колонну по одному с постепенным снижением скорости и переходят на ходьбу.

Все сдают мячи, кроме каждого третьего.

Перестраиваются из колонны по одному в колонну по трое через центр зала в движении с интервалом и дистанцией 3шага.
1-2 мин









1 мин































Каждому уч-ся б/б мяч
1 мин

3-5 мин

8 наклонов
8 поворотов

10вращений от себя
10вращений к себе


10раз




10раз




10вращений влево
10вращений вправо


20 раз




20раз




1-2 мин





3-4 мин








1мин



Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цель учителя: оценивание домашнего задания.
Цель учащихся: продемонстрировать навыки в выполнении передачи и ловли мяча с места, для
дальнейшей работы на уроке с ориентацией на достижение конкретного результата.
Задача: обучение объективному оцениванию своих действий и действий партнера.
Методы: практический, наглядный.
Критерии оценки: правильность выполнения
Определение возможных действий педагога в случае, если учащимся не удается достичь поставленных целей: рекомендации, пример, поощрение.
Методы организации: групповой
Методы стимулирования: поощрения, пример.
Критерии оценивания: балльная система.



п/п
Действия учителя
Действия учащихся
Организационно-методические
указания

1.



2.





Проводит целевую установку этого этапа урока и инструктаж. Организует самостоятельную работу учащихся по демонстрации домашнего задания.

Поощряет высказывания и выслушивает мнения учащихся.
Побуждает учащихся к анализу выполнения двигательных действий.

Учащиеся в тройках готовятся и демонстрируют выполнение домашнего задания.

Один учащийся показывает имитацию передачи мяча от груди с поворотом кругом и объясняет технику движения, двое – оценивают качество выполнения.

1 мин



мин




Изучение нового учебного материала.
Цель учителя: обеспечение условий для выполнения нового технического приема - передачи мяча в парах с пассивным сопротивлением.
Цель учащихся: овладение учащимися нового технического приема - передачи мяча в парах с пассивным сопротивлением.
Задача: обучение навыкам передачи мяча на месте с пассивным сопротивлением противника.
Изложение основных положений учебного материала: демонстрация, рассказ.
Формы и методы: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Критерии, определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: готовность к работе, стремление к правильному выполнению, эмоциональность, правильность выполнения.
Методы стимулирования: пример, результативность, поощрение.


п/п
Действия учителя
Действия учащихся
Организационно-методические
указания

1.




2.






3.





4.

Проводит целевую установку этого этапа урока и инструктаж. Организует работу в тройках.


Объясняет и показывает передачи мяча в парах от груди с поворотом кругом.




Объясняет и показывает передачи мяча в парах с пассивным сопротивлением (действия двух нападающий против одного защитника).

Корректирует ошибочные, неправильные действия уч-ся, исправляет индивидуальные ошибки уч-ся.
Двое учащихся становятся напротив друг друга по боковым линиям площадки, третий - между ними.


Слушают и рефлексируют полученную информацию, оценивают сложность выполнения технического приема.
Выполняют передачи мяча в парах от груди с поворотом кругом.

Учащийся, стоящий посередине выполняет действия пассивного защитника.
Меняются местами по команде учителя.

Анализируют выполнение заданного элемента и исправляют неточные движения.


1мин




3-4 мин






4-5мин
Игра «собачка»




На протяжении основной части урока


Закрепление учебного материала.
Цель учителя: совершенствование умений учащихся в технике выполнения передачи и ловли мяча в движении в парах с пассивным сопротивлением (действия двух нападающих против одного защитника)
Цель учащихся: овладение техникой выполнения передачи и ловли мяча в движении в парах с пассивным сопротивлением.
Задача: закрепление и совершенствование ранее приобретенных навыков, формирование автоматизма выполнения двигательных действий, развитие быстроты реакции, ловкости, силы, скорости, восстановление функциональных систем организма школьника и настрой на дальнейшую образовательную деятельность.
Формы и методы: игровой, индивидуальный, групповой.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: балльная система оценивания с учетом индивидуальных особенностей, физической подготовленности, эмоциональности учащихся на уроке, активности, стремления сделать лучше.
Пути и методы реагирования на ситуацию, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: рекомендации, повтор данного упражнения, индивидуальная работа, домашняя задание, пример, работа в группе с сильными учащимися.


п/п
Действия учителя
Действия учащихся
Организационно-методические
указания

1.

















2.








3.


4.













5.






Делит учащихся на три группы и дает задание
Задания в группах:
- передачи мяча в парах с пассивным сопротивлением (действия двух нападающий против одного защитника)
с броском мяча в кольцо;
- с броском в кольцо после ведения;
- развитие физических качеств: прыжки через скакалку (100раз); поднимание туловища из положения лежа, ноги согнуты в коленях, руки за головой (мал.- 40раз, дев.-35раз), выполняется в парах.

Оказывает помощь и страховку в процессе выполнения задания. Следит за слаженными командными действиями.
Оценивает качество выполнения заданий, динамику индивидуальных достижений учащихся.

Дает команду о завершении выполнения задания.

Организует и проводит с уч-ся упражнения для профилактики плоскостопия.











Организует и проводит с уч-ся упражнения, способствующие восстановлению организма для дальнейшей деятельности и развитию вестибулярного аппарата.
Делятся на три группы и расходятся к местам занятий.

Совершенствуют навыки выполнения технических приёмов игры.
Развивают быстроту реакции, ловкость, силу, скорость.




















Сдают инвентарь, строятся в одну шеренгу.

Получают гимнастические палки, снимают обувь и по заданию учителя выполняют упражнения для профилактики плоскостопия.
Упражнения для профилактики плоскостопия:
- ходьба по гимнастической палке правым, левым боком, прямо носки наружу, прямо носки вовнутрь;
- катать гимнастическую палку;
-поднимать гимнастическую палку ступнями.

Строятся в одну шеренгу и выполняют упражнения, развивающие вестибулярный аппарат.
Упражнения для развития вестибулярного аппарата:
глаза закрыты, стопы ставятся на одной прямой (пятка правой ноги к носку левой ноги и наоборот).
8-9 мин


























1 мин


3мин













мин




Задание на дом.
Цель учителя: формирование знаний о практической пользе предлагаемого задания с целью мотивации учащихся к более внимательному отношению к своему здоровью, стремлению выполнять задания качественно и максимально эффективно.
Цель учащихся: стремление к познавательной деятельности, формирование знаний о влиянии занятий физическими упражнениями на организм, приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Задача: формирование знаний и выполнение упражнений для профилактики плоскостопия.
Критерии, позволяющие определить степень выполнения учащимися домашнего задания: балльная система оценивания творческой работы по определению и составлению индивидуального комплекса упражнений для профилактики плоскостопия.


п/п
Действия учителя
Действия учащихся
Организационно-методические
указания

1.







2.
Сообщает домашнее задание, сроки исполнения и критерии оценивания.
Домашнее задание:
написать эссе на тему «Чем опасно плоскостопие для здоровья? ».

Организует уч-ся для поиска дополнительной информации.

Слушают, рефлексируют, уточняют индивидуальное или групповое задание.





Фиксируют основные и дополнительные источники получения необходимой информации.
1-2 мин



Рефлексия урока
Цель учителя: подвести итог урока
Цель учащихся: осознание учащимися усвоения на уроке способов ловли и передачи мяча
с пассивным сопротивлением противника, воспитание организованности в групповых действиях и
самостоятельности принятия игровых решений.


п/п
Действия учителя
Действия учащихся
Организационно-методические
указания

1
Учитель организует рефлексию деятельности учащихся на уроке вопросами:
- Какая была тема урока?


- Какую цель вы перед собой ставили?
- Назовите способы ловли и передачи мяча.


- Считаете ли вы, что успешно выполнили поставленную перед собой задачу?
- Какое у вас мнение о работе на уроке?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
-Обучение навыкам передачи мяча с пассивным сопротивлением противника.
- Уметь самостоятельно принимать решения в игре.
- Передача мяча от груди двумя руками, от груди двумя руками с отскоком об пол, «крюком» левой и правой рукой.


1 мин.

2
Организует оценочную деятельность:
-Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке, зная критерии оценки упражнений?
Соглашается или корректирует названный балл.
Учащиеся обдумывают самооценку, сообщают учителю.
Критерии оценки:
- Степень владения двигательными умениями и навыками.
- Стремление к самосовершенствованию.
-Умение самостоятельно заниматься.
2 мин.


15