Конспект урока в 7 классе по теме «Баскетбол. Обучение ловли и передачи мяча с пассивным сопротивлением противника»
Конспект урока
по теме «Обучение ловли и передачи мяча
с пассивным сопротивлением противника»
Автор: Берг Елена Владимировна
Предмет: физическая культура
Класс: 7
Программа: Комплексная программа физического воспитания учащихся. 1-11классы. Авторы: доктор педагогических наук В.И. Лях, кандидат педагогических наук А.А. Зданевич
Раздел программы: баскетбол
Тип урока: комбинированный
Тема урока: обучение ловли и передачи мяча с пассивным сопротивлением противника.
Цель урока: Создать условия для освоения учащимися способов ловли и передачи мяча с пассивным сопротивлением противника.
Задачи урока: 1. Обучение навыкам передачи мяча с пассивным сопротивлением противника.
2. Закрепление навыков передачи мяча с пассивным сопротивлением противника в
учебной игре.
3. Содействовать воспитанию организованности в групповых действиях и
самостоятельности принятия игровых решений.
4. Содействовать развитию внимания, ловкости, быстроты реакции.
5. Выполнение упражнений для предупреждения деформации опорно-двигательного
аппарата.
Формирование устойчивой мотивации и потребности к занятиям физическими
упражнениями.
Условия проведения: спортивный зал размером 24 х 12 (м)
Материально-техническое обеспечение: фишки, баскетбольные мячи на каждого ученика, скакалки,
маты, скамейки, свисток, деревянные гимнастические палки.
Организационный момент.
Цель учителя: обеспечить начальную организацию и психологическую готовность учащихся к уроку. Создать целевую установку на достижение конкретных результатов. Содействовать общему разогреву и постепенному введению организма в работу.
Цель учащихся: подготовить организм к занятиям физическими упражнениями (дыхательную, сердечнососудистую и костно-мышечную системы).
Методы организации работы: словесный (команды, указания); практический (исправления ошибок, работа учащихся).
№ п/п
Действия учителя
Действия учащихся
Организационно-методические
указания
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
Приветствие. Организует построение, сообщает тему и цель урока,
Осуществляет диагностику готовности класса к уроку (анализирует фактическую ситуацию, определяет психическую и физическую готовность учащихся к работе на уроке). Учащиеся измеряют пульс в покое.
Проводит инструктаж по технике безопасности с контрольным опросом.
Текст инструктажа:
не бросать мяч в голову играющим;
соизмерять силу броска мячом в игроков в зависимости от расстояния до них;
следить за перемещением игроков на площадке;
не мешать овладеть мячом игроку, который находится ближе к нему;
не вырывать мяч у игрока, первым овладевшим им;
не падать и не ложиться на пол, когда хочет увернуться от мяча;
ловить мяч захватом двумя руками снизу.
Контрольные вопросы:
Как правильно располагаться на площадке относительно мячу?
Как правильно выполнять прием мяча?
Как правильно выполнять передачу мяча?
Раздает баскетбольные мячи.
Организует проведение и проводит разминку с мячами.
Следит за интервалом в 2 шага.
Показывает правильное выполнение упражнений.
Требует от учащихся согласованности действий, чёткого выполнения упражнений.
Следит за движениями рук и ловлей мяча
Следит за правильной передачей мяча
Расставляет фишки для ведения мяча по «змейке»
Акцентирует внимание учащихся на ритме дыхания
Организует прием инвентаря.
Перестраивает учащихся для дальнейшей работы.
Строятся в одну шеренгу, выполняют команды учителя, проводят самоконтроль.
Слушают, рефлексируют и отвечают.
Правильные ответы:
не находиться на площадке спиной к мячу, следить за перемещением игроков и мяча на площадке;
ловить мяч захватом двумя руками снизу;
не бросать мяч в голову играющим, соизмерять силу броска мячом в игроков в зависимости от расстояния до них.
Идут в обход по залу в колонну по одному, соблюдая дистанцию 2 шага, и получают баскетбольные мячи.
Выполняют ОРУ с мячами в движении:
*и.п. - мяч внизу; выполняют медленные повороты и наклоны головы в стороны;
* и.п. - мяч держат перед грудью тыльной стороной правой руки и ладонью левой руки; выполняют вращение мяча;
* и.п. – руки в стороны, ладони вверх, мяч на правой руке; 1 – перебрасывают мяч через голову на ладонь левой руки; 2 – и.п.;
3-4 - то же самое с левой руки;
* и.п. – мяч в двух руках за спиной; 1-2 – перебрасывают мяч вперед и ловят перед собой;
3-4 - перебрасывают мяч назад и ловят за спиной;
* и.п. – держат мяч перед собой двумя руками; выполняют вращение мяча вокруг туловища, перекладывая мяч из одной руки в другую;
* и.п. – держат мяч перед собой двумя руками; выполняют наклон вперед и передачу мяча из одной руки в другую между ног на каждый шаг;
*и.п. - держат мяч вверху двумя руками; 1- мах левой ногой, руки – вниз; 2 – и.п.; 3-4 – то же с правой ноги.
Ведут мяч:
- на носках;
- на пятках;
- высокое, среднее, низкое;
Бегут с ведением мяча:
- по кругу;
- «змейкой», по расставленным фишкам;
- с изменением скорости.
Бегут в колонну по одному с постепенным снижением скорости и переходят на ходьбу.
Все сдают мячи, кроме каждого третьего.
Перестраиваются из колонны по одному в колонну по трое через центр зала в движении с интервалом и дистанцией 3шага.
1-2 мин
1 мин
Каждому уч-ся б/б мяч
1 мин
3-5 мин
8 наклонов
8 поворотов
10вращений от себя
10вращений к себе
10раз
10раз
10вращений влево
10вращений вправо
20 раз
20раз
1-2 мин
3-4 мин
1мин
Опрос учащихся по заданному на дом материалу.
Цель учителя: оценивание домашнего задания.
Цель учащихся: продемонстрировать навыки в выполнении передачи и ловли мяча с места, для
дальнейшей работы на уроке с ориентацией на достижение конкретного результата.
Задача: обучение объективному оцениванию своих действий и действий партнера.
Методы: практический, наглядный.
Критерии оценки: правильность выполнения
Определение возможных действий педагога в случае, если учащимся не удается достичь поставленных целей: рекомендации, пример, поощрение.
Методы организации: групповой
Методы стимулирования: поощрения, пример.
Критерии оценивания: балльная система.
№
п/п
Действия учителя
Действия учащихся
Организационно-методические
указания
1.
2.
Проводит целевую установку этого этапа урока и инструктаж. Организует самостоятельную работу учащихся по демонстрации домашнего задания.
Поощряет высказывания и выслушивает мнения учащихся.
Побуждает учащихся к анализу выполнения двигательных действий.
Учащиеся в тройках готовятся и демонстрируют выполнение домашнего задания.
Один учащийся показывает имитацию передачи мяча от груди с поворотом кругом и объясняет технику движения, двое – оценивают качество выполнения.
1 мин
мин
Изучение нового учебного материала.
Цель учителя: обеспечение условий для выполнения нового технического приема - передачи мяча в парах с пассивным сопротивлением.
Цель учащихся: овладение учащимися нового технического приема - передачи мяча в парах с пассивным сопротивлением.
Задача: обучение навыкам передачи мяча на месте с пассивным сопротивлением противника.
Изложение основных положений учебного материала: демонстрация, рассказ.
Формы и методы: фронтальный, групповой, индивидуальный.
Критерии, определения уровня внимания и интереса учащихся к излагаемому педагогом учебному материалу: готовность к работе, стремление к правильному выполнению, эмоциональность, правильность выполнения.
Методы стимулирования: пример, результативность, поощрение.
№
п/п
Действия учителя
Действия учащихся
Организационно-методические
указания
1.
2.
3.
4.
Проводит целевую установку этого этапа урока и инструктаж. Организует работу в тройках.
Объясняет и показывает передачи мяча в парах от груди с поворотом кругом.
Объясняет и показывает передачи мяча в парах с пассивным сопротивлением (действия двух нападающий против одного защитника).
Корректирует ошибочные, неправильные действия уч-ся, исправляет индивидуальные ошибки уч-ся.
Двое учащихся становятся напротив друг друга по боковым линиям площадки, третий - между ними.
Слушают и рефлексируют полученную информацию, оценивают сложность выполнения технического приема.
Выполняют передачи мяча в парах от груди с поворотом кругом.
Учащийся, стоящий посередине выполняет действия пассивного защитника.
Меняются местами по команде учителя.
Анализируют выполнение заданного элемента и исправляют неточные движения.
1мин
3-4 мин
4-5мин
Игра «собачка»
На протяжении основной части урока
Закрепление учебного материала.
Цель учителя: совершенствование умений учащихся в технике выполнения передачи и ловли мяча в движении в парах с пассивным сопротивлением (действия двух нападающих против одного защитника)
Цель учащихся: овладение техникой выполнения передачи и ловли мяча в движении в парах с пассивным сопротивлением.
Задача: закрепление и совершенствование ранее приобретенных навыков, формирование автоматизма выполнения двигательных действий, развитие быстроты реакции, ловкости, силы, скорости, восстановление функциональных систем организма школьника и настрой на дальнейшую образовательную деятельность.
Формы и методы: игровой, индивидуальный, групповой.
Критерии, позволяющие определить степень усвоения учащимися нового учебного материала: балльная система оценивания с учетом индивидуальных особенностей, физической подготовленности, эмоциональности учащихся на уроке, активности, стремления сделать лучше.
Пути и методы реагирования на ситуацию, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал: рекомендации, повтор данного упражнения, индивидуальная работа, домашняя задание, пример, работа в группе с сильными учащимися.
№
п/п
Действия учителя
Действия учащихся
Организационно-методические
указания
1.
2.
3.
4.
5.
Делит учащихся на три группы и дает задание
Задания в группах:
- передачи мяча в парах с пассивным сопротивлением (действия двух нападающий против одного защитника)
с броском мяча в кольцо;
- с броском в кольцо после ведения;
- развитие физических качеств: прыжки через скакалку (100раз); поднимание туловища из положения лежа, ноги согнуты в коленях, руки за головой (мал.- 40раз, дев.-35раз), выполняется в парах.
Оказывает помощь и страховку в процессе выполнения задания. Следит за слаженными командными действиями.
Оценивает качество выполнения заданий, динамику индивидуальных достижений учащихся.
Дает команду о завершении выполнения задания.
Организует и проводит с уч-ся упражнения для профилактики плоскостопия.
Организует и проводит с уч-ся упражнения, способствующие восстановлению организма для дальнейшей деятельности и развитию вестибулярного аппарата.
Делятся на три группы и расходятся к местам занятий.
Совершенствуют навыки выполнения технических приёмов игры.
Развивают быстроту реакции, ловкость, силу, скорость.
Сдают инвентарь, строятся в одну шеренгу.
Получают гимнастические палки, снимают обувь и по заданию учителя выполняют упражнения для профилактики плоскостопия.
Упражнения для профилактики плоскостопия:
- ходьба по гимнастической палке правым, левым боком, прямо носки наружу, прямо носки вовнутрь;
- катать гимнастическую палку;
-поднимать гимнастическую палку ступнями.
Строятся в одну шеренгу и выполняют упражнения, развивающие вестибулярный аппарат.
Упражнения для развития вестибулярного аппарата:
глаза закрыты, стопы ставятся на одной прямой (пятка правой ноги к носку левой ноги и наоборот).
8-9 мин
1 мин
3мин
мин
Задание на дом.
Цель учителя: формирование знаний о практической пользе предлагаемого задания с целью мотивации учащихся к более внимательному отношению к своему здоровью, стремлению выполнять задания качественно и максимально эффективно.
Цель учащихся: стремление к познавательной деятельности, формирование знаний о влиянии занятий физическими упражнениями на организм, приобщение к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Задача: формирование знаний и выполнение упражнений для профилактики плоскостопия.
Критерии, позволяющие определить степень выполнения учащимися домашнего задания: балльная система оценивания творческой работы по определению и составлению индивидуального комплекса упражнений для профилактики плоскостопия.
№
п/п
Действия учителя
Действия учащихся
Организационно-методические
указания
1.
2.
Сообщает домашнее задание, сроки исполнения и критерии оценивания.
Домашнее задание:
написать эссе на тему «Чем опасно плоскостопие для здоровья? ».
Организует уч-ся для поиска дополнительной информации.
Слушают, рефлексируют, уточняют индивидуальное или групповое задание.
Фиксируют основные и дополнительные источники получения необходимой информации.
1-2 мин
Рефлексия урока
Цель учителя: подвести итог урока
Цель учащихся: осознание учащимися усвоения на уроке способов ловли и передачи мяча
с пассивным сопротивлением противника, воспитание организованности в групповых действиях и
самостоятельности принятия игровых решений.
№
п/п
Действия учителя
Действия учащихся
Организационно-методические
указания
1
Учитель организует рефлексию деятельности учащихся на уроке вопросами:
- Какая была тема урока?
- Какую цель вы перед собой ставили?
- Назовите способы ловли и передачи мяча.
- Считаете ли вы, что успешно выполнили поставленную перед собой задачу?
- Какое у вас мнение о работе на уроке?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя:
-Обучение навыкам передачи мяча с пассивным сопротивлением противника.
- Уметь самостоятельно принимать решения в игре.
- Передача мяча от груди двумя руками, от груди двумя руками с отскоком об пол, «крюком» левой и правой рукой.
1 мин.
2
Организует оценочную деятельность:
-Какую оценку вы поставили себе за работу на уроке, зная критерии оценки упражнений?
Соглашается или корректирует названный балл.
Учащиеся обдумывают самооценку, сообщают учителю.
Критерии оценки:
- Степень владения двигательными умениями и навыками.
- Стремление к самосовершенствованию.
-Умение самостоятельно заниматься.
2 мин.
15