Урок русской литературы в 7 «А» классе по повести Ч. Айтматова «Белый пароход»


Урок русской литературы в 7 «А» классе
по повести Ч. Айтматова «Белый пароход»
Тема: «Отойди от зла и сотвори добро»
Цель: через изучение повести Ч. Айтматова «Белый пароход» понять, в чем заключается истинная доброта человека, мечта человека.
Задачи:
Образовательные: осмыслить прочитанную повесть Ч. Айтматова; раскрыть внутренний мир героев повести; продолжить обучение характеристике литературных героев через их взаимоотношения и отношение к миру природы.
Развивающие: развивать эмоционально-образное, критическое мышление, устную речь, внимание; развивать навыки анализа текста, умения работать самостоятельно; развивать умения и навыки цитатной характеристики литературных героев; развивать навыки сценического мастерства.
Воспитательные: воспитывать высокие нравственные качества: доброту, высшую справедливость, любовь к природе, к животным, уважение к человеку, его внутреннему миру.
Тип урока: изучение нового материала
Оборудование и ресурсы: интерактивная доска, презентация Power Point «Жизнь и творчество Ч.Айтматова», презентация Power Point по теме урока, художественный фильм «Белый пароход», ватман, маркеры.
Технологии:
Личностно-ориентированные - технология обучения как учебного исследования.
Предметно-ориентированные – технология постановки цели.
Технология интерактивного обучения.
Информационно-коммуникационные технологии.
Технология критического мышления.
Методы обучения: проблемный, исследовательский, личностно-ориентированный.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ход урока:
№ этапа урока Деятельность учителя Деятельность ученика Оценивание Ресурсы
1
Организационный момент: установка на внимание, приветствие. Создание коллаборативной среды.
Целеполагание.
Показ видеоролика. Беседа с классом, какие чувства вызывает у вас этот видеофрагмент, какие эмоции? Как вы думаете, как связан просмотренный фрагмент с тем, о чём мы будем говорить сегодня? (Корзина идей). Проблемный вопрос урока: «Что можно сделать, чтобы в мире было больше добрых людей, больше доброты?! Объявление темы урока, цели, задачи.
Скажите, почему повесть называется «Белый пароход», какой смысл таится здесь? 1.Встают вкруг, берутся за руки и говорят друг другу добрые слова. Каждая группа на месте.
Определение целей и задач урока на 3 урока
Учащиеся делают предположение, что речь на уроке пойдёт о повести
Ч. Айтматова «Белый пароход», которая изучается в разделе «Человек, цивилизация и природа».
Ответы учащихся… Рабочие тетради.
видеоролик
Слайд «Корзина
Презентация Power Point. Слайды «Тема, Цель, Задачи, Ожидаемые результаты
2
3
Стадия вызова:
Давайте вспомним, что нам известно о том, как связаны человек, цивилизация и природа?
Нескольким ученикам я давала опережающее задание. Проверка и прослушивание подготовленных заданий дома.
–Какое событие послужило толчком к написанию повести?
Что дало вам выполение этого задания?
Ответы:
Природа даёт человеку всё самое необходимое для жизни, также природа - источник вдохновения; человек должен заботиться о природе, охранять её и преумножать, но очень часто он наносит природе ущерб.
1.Представление презентации «Жизнь и творчество Ч.Айтматова» - М.А.
2.Сообщение об истории создания повести «Белый пароход» - К.Д.
Вопросы от групп, по одному между группами: кто? что? С; Зачем? В как? – В. Почему? С.
Оценивание презентация
4
5
6
7
8
9
10
Стадия осмысления: Повесть «Белый пароход»
прочитана вами самостоятельно. Давайте обменяемся впечатлениями о прочитанной книге, выскажемся, какое она произвела на вас впечатление. В помощь я вам предлагаю начала некоторых фраз.
-Какая проблема описывается в повести? Проблема добра и зла — это одна из вечных тем в литературе.
Словарная работа: определение жанра в группе В: сказка – легенда - миф.
Группе С: добро, зло,
нравственность.
Группе А: кордон, бугинцы, бешик-бесик.
Работа в группах (метод скользящих групп):
Обращение к теме урока
- Что вы считаете главным в человеческой жизни? (Быть добрым. Любить людей и свою родину. Жить честно. Беречь природу и т.д.)Работа с текстом по легенде
Рефлексия
Итак, ребята, подводя итог нашего занятия, мы увидели, какой нравственный урок можно извлечь из этой легенды для себя. Возврашаясь к нашему вопросу, который я вам задавала вначале урока, можно ли сказать, что мы ответили на этот вопрос?!?? Что же должно помочь нам не сотворить зла другому?
Давайте попробуем в группах. составить советы, помогающие избежать зла. Каждая группа назовёт самый важный, по её мнению, совет, по одному от группы (по легенде). Затем вы зачитаете их. 
Оценивание Обмениваются первоначальными впечатлениями,
опираясь на фразы:
Повесть показалась мне …
После прочтения повести мне захотелось …
Мне раньше не приходилось …
Меня больше всего взволновало…
Работа в группах:
работают с Толковым словарем, с каз - русс.словар.
Спикеры передвигаются по группам и работают по терминам.
Группа С: восстановить деформированный текст-легенду.
Группа В: 3 тонких, 3 толстых вопроса.
Группа А: диаграмма Венна – реальное и фантастическое в повести, общее.
Проводят рефлексию:
Учащиеся зачитывают свои советы.
Советы: 1. Не желай другим зла, делай добро, и мир станет лучше. 2 Не зли других и сам не злись. 3. Злость, ненависть, хамство не держи в своем сердце 4. Доброта спасет мир! 5. Не делай другим того, че
го себе не желаешь. 6. Всегда помогать людям, нуждающимся в нашей помощи; 7. Как можно чаще просто улыбаться друг другу и говорить.
Проводят самооценивание - заполняют таблицы с дескрипторами, выставляют оценки оценивание
оценивание Слайд «Обмен впечатл.»
Толковый словарь.
Слайды со словами
Слайд «Работа по легенде»
Слайд «Корзина»
10 Домашнее задание
В: найти описание пейзажа.
А: Из художественного произведения выпишите по три-четыре эпитета, метафоры и олицетворения.
С: дополнит.задание(растения)
Слайд «Домашнее задание»