Урок по литературе на тему Вечное в малом по сказке А. Платонова Неизвестный цветок

Конспект открытого урока по литературе в МБОУ СОШ с.Вазерки им.В.М.Покровского

Учитель: Соколова Наталья Васильевна
Класс: 6

Тема: Вечное в малом. Урок по сказке А. П. Платонова «Неизвестный цветок».

Тип урока: комбинированный.

Цели:

- образовательные:
Знакомство с творчеством А. П. Платонова;
Развитие навыков анализа текста литературного произведения;
Акцентировать внимание учащихся на роли художественной детали в тексте;
Закрепление представления об олицетворении;

- воспитательные:
Углубить представление учащихся о вечных, непреходящих ценностях человека;
Подвести учащихся к осознанию того, что жизнь любого существа на земле заслуживает уважения и имеет неоспоримую ценность;


Оборудование урока:
Рассказ А. Платонова «Неизвестный цветок»;
Презентация Microsoft Power Point.














Этап урока
Форма
Слайд
Содержание урока


1 мин.
Вступительное слово

1 Доброе утро, ребята! Я рада вас видеть. У нас сегодня особенный урок: урок-исследование, на котором мы можем совершать открытия и творить. Я очень надеюсь на ваш пытливый ум и пристальное внимание к слову. Они необходимы нам для понимания скрытого, глубинного смысла произведения. Я верю, что сегодня каждый из вас станет чуть – чуть мудрее.

2
























.
Слово учителя









Сообщение учащегося
























Слово учителя

Итак, позвольте вам представить главного гостя нашего урока писателя Андрея Платоновича Платонова, который, как и Гораций считал, что жизнь ничего не дарует нам без тяжких трудов и волнений.
Давайте хоть немного узнаем о жизни этого удивительного писателя.

.




Родился Андрей Платонов 28 августа 1899 года в Воронеже. Детство Платонова прошло в многодетной семье слесаря-железнодорожника Платона Климентова. Имя отца будущий писатель использует для своего литературного псевдонима
Знакомо ли вам слово «псевдоним»?
ПСЕВДОНИМ (греч. pseudonymos «лжеименный») условное, вымышленное имя автора или артиста, заменяющее собой настоящее.
Жизнь Платонова была трудной. Семья жила очень бедно, и ему как старшему сыну пришлось зарабатывать на жизнь с тринадцатилетнего возраста, чтобы прокормить братьев и сестёр (всего детей было десять).
За свою жизнь Андрей Платонов освоил множество специальностей. Посыльный, подручный слесаря, помощник машиниста, журналист, писатель, дворник – это далеко не все профессии, которыми владел Платонов. Он, как и его герои, боготворил технику, у него были отличные руки и инженерный ум. Он орошал землю, чистил реки, занимался электрификацией, много сил и времени отдавал журналистике. Был военным корреспондентом во время Великой Отечественной войны Может быть, именно это разностороннее знание жизни и людей наделяет его широким, всеобъемлющим чувством любовью к Человеку и всему окружающему его миру .

.





Сегодня мы исследуем сказку Андрея Платонова “Неизвестный цветок”, которая звучит, как светлый гимн жизни, которая рождается в страданиях, борется за существование, умирает и снова возрождается.
Это произведение было написано в конце 1950 года, незадолго до смерти писателя, когда ему было чуть более 50 лет. Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятит свою жизнь памяти отца.
. Получилось своеобразное завещание.

- Что обычно люди завещают своим детям? ( Материальные ценности).

- Чем это завещание отличается от обычного? (Это духовные ценности, нравственные заповеди).



3. Тема и задачи урока



3
Тема нашего урока звучит необычно: «Вечное в малом». Ребята, как вы думаете, на какие вопросы, исходя из названия темы, нам нужно будет ответить в конце урока?

4. Беседа по содержанию сказки.





























Работа на доске ,качества цветка











































Чтение по ролям 3 мин
Беседа, пересказ, работа с текстом, наблюдение, постановка проблемных вопросов.
















4












Ребята, что необычного вы увидели в рассказе «Неизвестный цветок»?
(Главный герой цветок, что видно даже в названии. )

Какие строки дают нам понять, что цветок этот живой, что он будет главным действующим лицом произведения? Ключевые фразы будем помечать карандашом.

(«Жил на свете маленький цветок»,
«Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть»,
«Цветок, однако, не хотел жить печально; поэтому, когда ему бывало совсем горестно, он дремал».
« Меня никто не зовет, сказал маленький цветок, я один живу»).
3) С каким художественным приемом мы столкнулись? (Олицетворение)
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ - перенесение черт живого существа на неодушевлённые предметы и явления.

Итак, действие происходит на пустыре .Как вы понимаете значение этого слова?

Найдите ключевые фразы, отрицающие жизнь на этом пустыре.
( Коровы и козы не ходили, трава не росла, семена умирали,
дети
не играли)

Обратите внимание на эпитеты в описании пустыря(старые серые камни, сухая мертвая глина, каменный пустырь)

Но вот семечко упало

Найдите глаголы, которые показывают мучительные усилия
зарождения жизни цветка.

, приютилось, томилось, напиталось, распалось, выпустило корешки, впилось в камень, и стало расти..

Так начал жить на свете маленький цветок, вопреки всему!

Давайте попробуем определить характер цветка. Подтвердите это текстом. Составление таблицы в на листах.

Нечем было питаться .а цветок все жил и рос( сильный)
Он трудился день и ночь ,чтобы жить и не умереть.(трудолюбивый)
Он нуждался в жизни и превозмогал терпеньем свою боль от голода и усталости.( (терпеливый)
Он один раз в сутки радовался .Цветок не хотел жить печально(жизнелюбивый)
5 Не хотел обидеть Дашу молчанием( добрый ,тактичный)
7 Маленький цветок на огромной земле. никто не любит
(Беззащитный)

А портрет? Найдите описание.
(Маленький, красивый. «Венчик у него был составлен из лепестков простого светлого цвета, ясного и сильного, как у звезды. И, как звезда, он светился живым мерцающим огнем, и его видно было даже в темную ночь»)



Итак, цветок – главный герой сказки. Но ведь жанр произведения определен автором как «сказка-быль» Как вы понимаете слово быль?

. Расскажите о герое были.
Кто это?
Как Даша нашла цветок?
(Даша нашла цветок, потому что услышала «тихий запах, как зовущий голос маленькой неизвестной жизни»

9 Когда Даша почувствовала аромат цветка, о чем она вспомнила? («Мать говорила о цветке, который все грустил по своей матери розе, но плакать он не мог, и только в благоухании проходила его грусть». То есть чувства девочки и цветка совпали это была грусть, одиночество.)
«Люди, у которых своё горе, умеют утешать других.»
(Марк Твен, американский писатель.)
. Давайте послушаем, о чем они ведут свой первый разговор.

Чтение по ролям

-.
6) Чем была удивлена Даша?
(необычностью цветка)
Давайте найдем ответ на вопрос, который задает цветку девочка:
«А отчего ты на других непохожий?»
(« - Оттого, что мне трудно».
Цветку трудно жить меж камнем и глиной, но он изо всех сил
борется за жизнь и побеждает, и эти жизненные трудности
делают его непохожим на другие цветы.
Ребята ,я думаю что любое живое существо на Земле - цветок, человек - заслуживает того, чтобы окружающие услышали его, каждый заслуживает быть понятым другим. А как вы думаете?
-Что значит "понять" другого? (Понять - значит "услышать" переживания, мысли другого, разделить его чувства, "приоткрыть" свое сердце)


А Даша смогла понять цветок?
Какие черты характера позволили ей это сделать?
Черты характера Даши (доброта ,сострадание, , чуткость, любовь ко всему живому)

Составить синквейн.

Кого позвала Даша на помощь? Кто такие пионеры? Пионер: 1. Человек, который одним из первых пришел и поселился в новой неисследованной стране.. 3 Член детской организации в СССР и в некоторых других странах

Каким увидела Даша пустырь на другое лето? («...пустырь теперь стал другой, он зарос теперь травами и цветами, и над ним летали птицы и бабочки. От цветов шло благоухание, такое же, как от того маленького цветка-труженика».)

А что же наш цветок?
Он умер , дав жизнь другим. Цветок подарил этому миру красоту, дал жизнь множеству прекрасных цветов. Он обрел вечную жизнь в своем потомстве.


- «Новый цветок, выросший между камнями был, намного лучше и еще прекраснее».

Как вы думаете, почему?

Платонов считал, что преодолевая трудности, человек создает красоту жизни.


Мы знаем, что мир природы и мир людей составляют единое целое. Как жизнь маленького цветка-труженика украшает этот мир, так и жизнь и труд человека, часто безвестного, служит украшением этого мира.

Ребята, можете ли вы вспомнить литературных героев, которые, на первый взгляд, были маленькими людьми, незаметными. Но дело их жизни было велико несмотря на то, что они так и остались безымянными героями.
Левша трудолюбив, бескорыстен, он любит Родину и служит ей своим мастерством. Но собственное имя левши, подобно именам многих величайших гениев, навсегда утрачено для потомства
Мы видим результат труда этих людей, но не знаем их имен

Так какова же роль малого в мире? (То, что кажется малым на первый взгляд, может оказаться великим по делам, по духу, по красоте).
Итак, наш цветок мал ростом, но он ОЛИЦЕТВОРЯЕТ вечные ценности .
И если мы поняли это, то мы увидели ВЕЧНОЕ в МАЛОМ.
.

5. Вывод №1

1 мин.
Слово учителя
3
Ребята цветущий луг, я предлагаю вам превратить этот пустырь ,пусть пока виртуальный, в цветущий луг, ассоциируя каждый посаженный вами цветок с одной из вечных ценностей
. Рефлексия.


Домашнее задание.

Ребята, большое вам спасибо за умение слышать ,понимать, чувствовать, трудиться.












15