Презентация «Современный урок: каков он?»


МБОУ Краснинская СОШ Современный урок: каков он? Отрицательное Положительное Привычка к прямому заимствованию «готовых» методических разработок урока Стремление учителя самостоятельно разрабатывать поурочные планы своих уроков Отрицательное Шаблонная структура урока (комбинированный урок при постоянно одном и том же наборе структурных частей) Положительное Знание каждым учителем типологии уроков и только обоснованный выбор типа урока, наилучшим образом соответствующий особенности класса, темы, раздела Отрицательное Положительное Неоправдан ное стремление к игровым формам урока Использование игровой формы только в том случае, когда это служит лучшему выполнению целей урока Отрицательное Слабое знание личности школьника и классных коллективов, невозможность опереться на особенности учащихся, найти оптимальный для конкретного ребёнка или группы детей вариант методики обучения, необоснованность дифференциации в обучении Положительное Безусловный учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся разных возрастов, классов, групп, учет особенностей, интересов, склонностей, запросов учащихся Отрицательное Традиционный подход к названию темы урока в соответствии с текстом государственных программ Положительное Стремление кроме формулирования темы дать уроку «имя» в виде яркого афоризма, крылатой фразы, поговорки и т.д., эмоционально выражающих в сжатом виде суть главной идеи урока Отрицательное Положительное Игнориро вание возможностей воспитания в процессе обучения Специально спланированная воспитательная функция урока Отрицательное Недооценка специального продумывания задач урока; неполнота их планирования Положительное Комплексное планирование задач по трём группам:1.педагогические цели: обучение, воспитание, развитие и социализация (главные цели);2.цели развития образовательного процесса (для повышения качества этого процесса): диагностические, познавательные, исследовательские;3.цели саморазвития учителя: а)профессионального; б) личностного Отрицательное Перегруженность содержания учебного материала, потеря главного за деталями. Главный принцип отбора содержания: чем больше, тем лучше Положительное Обязательное выделение в содержании учебного материала объекта прочного усвоения, то есть главного, существенного, и отработка на уроке именно этого материала Отрицательное Отсутствие какого бы то ни было стремления к раскрытию личностного смысла конкретных знаний для большинства учеников Положительное Стремление учителя помочь детям раскрыть для себя личностный смысл любого изучаемого на уроке материала Отрицательное Игнорирование межпредметных связей Положительное Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления Отрицательное Оторванность теоретических знаний от их использования или недостаточное внимание к применению знаний. Осознанное или неосознанное формирование «человека знающего» Положительное Безусловное обеспечение практической направленности учебного процесса, создания реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, формирование «человека имеющего» Отрицательное Отсутствие на уроке упражнений по использованию знаний в изменённых обстоятельствах Положительное Включение в содержание урока упражнений творческого характера по использованию знаний в аналогичной (подобной), частично новой (изменённой) и в полностью незнакомой ситуации Отрицательное Выбора методов обучения, одностороннее увлечение то одними, то другими методами или же перестраховка – стремление к разнообразию используемых методов ради самого разнообразия Положительное Только обоснованный выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения, исходя из знания системной классификации методов обучения, сильных и слабых сторон каждого метода и учебных возможностей учащихся конкретного класса Отрицательное Отсутствие опоры на какие-то технологии развивающего обучения или же использование какой-то одной из них (якобы универсальной) по отношению ко всем учащимся Положительное Знание разных технологий развивающего обучения (Занкова, Эльконина-Давыдова, Ильясова, Кушнира, Монтессори, Штайнера, Френе) и их только дифференцированное применение к разным классам или группам учащихся Отрицательное Недостаточное использование групповых и индивидуальных форм обучения, увлечение фронтальными формами даже там, где они неэффективны Положительное Сочетание общеклассных форм работы с групповыми индивидуальными, стремление к организации учебного труда как коллективной деятельности. Обоснованность выбранной формы обучения или их сочетание Отрицательное Бессистемность в формировании навыков рациональной организации учебного труда Положительное Специально спланированная работа учителя по формированию способов учебной деятельности Отрицательное Пассивность значительной части школьников в учебном процессе Положительное Специально продуманная по отношению к некоторым учащимся работа учителя по мотивации их учебной деятельности Отрицательное Отношение к ученикам только как к объектам педагогического воздействия Положительное Создание реальных условий для проявления каждым учеником самостоятельности (насколько это возможно и необходимо) на основе субъективной позиции ребёнка в учении Отрицательное Гипертрофированное применение тех или иных средств обучения, их некомплектное и нецелесообразное использование Положительное Только обоснованное применение технических средств Отрицательное Игнорирование возможностей компьютерного обучения по всем предметам, кроме информатики Положительное Органичное, корректное и только целесообразное включение компьютеров в педагогические технологии на уроках по всем предметам Отрицательное Традиционный подход к формированию домашних заданий: всем одно и то же Положительное По возможности дифференциация домашних заданий (по характеру, содержанию, объёму) для разных групп учащихся: с целью развития творчества одних, закрепления пройденного материала другими и т.д. Отрицательное Систематическая перегрузка учащихся за счёт разных факторов. Отсутствие у учителя представлений о возможности отрицательных эффектов и отрицательных последствий организованного им на уроке образовательного процесса Положительное Знание учителем психосберегающих, здоровьесберегающих технологий и организация образовательного процесса на уроке в соответствии с этими знаниями Отрицательное Положительное Недооценка гигиенических условий в обучении Обеспечение на уроке благоприятных гигиенических условий Отрицательное Положительное Игнорирова ние эстетических условий обучения Обеспечение максимально благоприят ных для работы на уроке эстетических условий Отрицательное Недооценка благоприятных взаимоотношений учителя и учащихся в процессе обучения Положительное Общение с учащимися только на основе сочетания высокой требовательности и безусловного уважения к личности школьника Отрицательное Слабый учет учителем личностного фактора в повышении качества обучения Положительное Стремление добиваться действенного воспитательного влияния личности самого учителя на учащихся Отрицательное Акцент преимущественно на интеллектуальном, рациональном восприятии учебного материала (что приводит к недооценке эмоционального восприятия) Положительное Выбор учителем оптимального для конкретного урока соотношения интеллектуального и эмоционального в работе с детьми Отрицательное Отсутствие сколько-нибудь выраженных элементов артистизма учителя Положительное Развитие учителем в себе и использование в работе на уроке артистических умений Отрицательное Эпизодический анализ результатов или же его упрощенный характер, то есть без выявления причин плохого усвоения материала. Или отсутствие анализа вообще. Положительное Регулярный анализ полученных на уроке (или системе уроков) результатов обучения, воспитания, развития школьников