«Организация и проведение урока-турнира по настольному теннису «Развитие» в 9-11классах».
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 29 г. Сызрани
ИТОГОВАЯ РАБОТА
«Организация и проведение урока-турнира по настольному теннису «Развитие» в 9-11классах».
Выполнил:
УЧИТЕЛЬ ГБОУ СОШ № 29 Никитин Ю.А.
Сызрань 2016г.
Данная методическая разработка раскрывает и дополняет рабочую программу дисциплины физическая культура составленную по программе: программа по физической культуре, автор Лях В.И. «Комплексная программа физического воспитания учащихся 1-11 классов» М.: Просвещение, 2015. Программный материал делится на две части – базовую и вариативную. В базовую часть входит материал в соответствии с федеральным компонентом учебного плана, региональный компонент. Базовая часть выполняет обязательный минимум образования по предмету «Физическая культура». Вариативная часть в 9-11 классах включает в себя программный материал по настольному теннису. Урок – турнир по настольному теннису «Развитие» подводит итоги учебно-тренировочной работы, способствует расширению урочной работы, совершенствует игровую подготовку и проводится по круговой системе , где определяют команды-пары в каждом классе, а также места, занятые всеми участниками соревнований. До начала игры слабая команда получает несколько очков форы. Фору для слабой команды определяет учитель. Применение на уроке-турнире тим-билдинга (Team Building) в переводе с английского языка - «построение команды» ведёт к повышению общего командного результата ,а следовательно ,можно выполнять тот же «объём работы с меньшими усилиями или с теми же усилиями выполнять значительно больший объём работы». У многих коллег по команде завязываются долговременные дружеские отношения. Команда - это небольшое количество людей со взаимодополняющими навыками , которые собраны для совместного решения задач в целях повышения производительности и в соответствии с подходами, посредством которых они поддерживают взаимною ответственность. Самая распространённая команда конечно - спортивная команда. Положение о соревновании разрабатывает учитель-главный судья урока-турнира по настольному теннису«Развитие» совместно с судейской коллегией в классе, используя обучающихся класса имеющих ограничения по состоянию здоровья в качестве судей урока-турнира по настольному теннису «Развитие» . Для составления календаря игр проводят жеребьевку, на которой должны присутствовать представители команд-пар(капитаны). После жеребьевки объявляют таблицы групп А и Б (Приложение № 1), по которым будет составлен календарь. За выигрыш даётся 2 очка , за проигрыш 1 очко и 0 очков за отказ от встречи. После проведения соревнований в группах - проводятся финальные игры по круговому способу, где принимают участие 3 пары из каждой группы в классе, а 3 лучших команды-пары каждого класса участвуют в турнире ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани по настольному теннису во внеурочное время и выявляется лучшая команда-пара. Дух здорового соперничества, присутствие игровых технологий, возможность физической и личностной самореализации без агрессии и с пользой для здоровья, выгодно выделяют настольный теннис из большого ряда иных видов спорта. Привлечение детей к настольному теннису возможно благодаря его общедоступности, здоровому соревновательному духу и положительному мотивационному потенциалу. В оздоровительных целях оптимальный диапазон нагрузок на уроках находится в пределах ЧСС от 130 до 170 уд//мин. Заметим, что успешность обучения будет зависеть от того, насколько рационально мы будем использовать урочное время в свете оптимизации обучения. Организация урока-турнира «Развитие» в 9-11 классах должна быть такой, чтобы каждая пара обучающихся могла выполнять упражнения в течение всего урока и как можно меньше ждала своей очереди. Высокой моторной плотности занятия нельзя достичь при наличии одного стола для настольного тенниса. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса в Государственном бюджетном общеобразовательном учреждение средняя общеобразовательная школа №29 г. Сызрани позволяет проводить урок-турнир по настольному теннису с высокой моторной плотностью, так как есть 7 столов для настольного тенниса, что позволяет на уроке (45 мин) играть 28 обучающимся разных групп здоровья. Показатели моторной плотности меняются также в зависимости от типа урока. При совершенствовании техники физических упражнений и развитии физических качеств моторная плотность урока может достигать 70-80%, а при соревновательной деятельности (урок-турнир«Развитие») может составлять 90%.
Технологическая карта урока-турнира
Тема: «Урок-турнир по настольному теннису «Развитие» в 9-11классах».
Тема урока «Турнир по настольному теннису «Развитие» в 9-11классах»
Цель темы Играть по правилам настольного тенниса, совершенствовать технику игры в настольный теннис. Обеспечить предупреждение травматизма во время урока-турнира по настольному теннису «Развитие»)Планируемый
результат
Реализация принципа связи теории с практикой, обучения с жизнью. Сплочение коллектива. Организация и проведение урока-турнира по настольному теннису «Развитие».Выявление лучшей команды-пары ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани. Предметные умения УУД
Совершенствование техники игры в настольный теннис.
Формирование умения судейства по правилам настольного тенниса.
Личностные: формирование положительного отношения к занятиям настольным теннисом, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.
Регулятивные:
-умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Познавательные:
- владения знаниями о правилах настольного тенниса;
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики перенапряжения средствами физической культуры.
Коммуникативные:
-владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности .Основные понятия Перемещение, стойка, подачи и приём мяча в настольном теннисе.
Организация пространства
Межпредметные связи Формы работы Ресурсы
Биология, Основы безопасности жизнедеятельности. Групповая (в парах), фронтальная. Практически каждое задание является развивающим. - Правила настольного тенниса 2015г.;
- Правила техники безопасности во время проведения спортивных мероприятий.
Этапы уроков
Деятельность учителя Деятельность обучающихсяПознавательная Коммуникативная Регулятивная
Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности Осуществляемые действия Формируемые способы деятельности
1-й этап «Организационно-мотивационный»
1.Организует обучающихся к началу урока-турнира.
2.Знакомит с условиями проведения урока-турнира. Знакомятся с правилами игры в настольный теннис. Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения .Весь класс во
фронтальном
режиме слушает
учителя.
Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Повышение мотивации на достижение коллективных целей.
Принимать
инструкции и
правила игры в настольный теннис отучителя, четко
им следовать.
Контролировать
своим действия и действия своих
одноклассников.
2-й этап «Осмысление»
Теория. Организует коррекцию опорных знаний обучающихся
по правилам настольного тенниса.
Практика.
Проводит разминку у стола для игры в настольный теннис под музыку.
Отвечают на поставленные вопросы, играют в игру настольный теннис.
Играют в игру по правилам настольного тенниса.
Осуществлять актуализацию полученных ранее знаний, основываясь, в том числе, и на жизненном опыте.
Закрепление правил настольного тенниса. Снятие стресса, усталости.
Используют речевые средства для выполнения задания.
Обсуждают правила настольного тенниса.
Находят способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
Владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности, выявление лидеров, аутсайдеров.
Самоконтроль правильности ответов на вопросы .В игровой
деятельности
соблюдают
правила
настольного тенниса. Осуществляют
самоконтроль за
состоянием
своего организма.
Осуществлять самоконтроль, выявлять отклонения от эталона.
Принимать
инструкцию
учителя, четко ей следовать.
Осуществлять
контроль.
Оценивать
выполнение
двигательных
действий
согласно
поставленным
задачам.
3-й этап «Рефлексия»
Предлагает определить уровень своих достижений.
Обсуждают
работу на уроке.
Повторяют новые
полученные
знания на уроке.
Оценивают свою
деятельность.
Осуществление комплексного анализа своей деятельности.
Расширение навыков решения нестандартных ситуаций.
.
Отвечают на поставленные вопросы, играют в игру настольный теннис.
Адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности. Повышение уровня взаимодействия между участниками.
Оценивают свою
работу на уроке,
прослушивают
оценку учителя.
Оценка роли каждого «игрока» в команде.
Адекватно осуществлять самооценку сделанных ошибок.
Осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату.
ГБОУ СОШ № 29 г. Сызрани Приложение № 1
Таблица
результатов соревнований по круговому способу в парах
урока-турнира по настольному теннису *Развитие* в 9 классе. Группа № А (наименование соревнований)
№ Участники 1 2 3 4 5 6 7 8 Очки Место
1 Белые 2:1 2:1 3:0 2:1 8 1
2 2 2 2 0 0 0 2 Чёрные 1:2 3:0 2:1 2:1 7 2
1 2 2 2 0 0 0 3 Красные 1:2 0:3 3:0 2:1 6 3
1 1 2 2 0 0 0 4 Жёлтые 0:3 1:2 0:3 2:1 5 4
1 1 1 2 0 0 0 5 Зелёные 1:2 1:2 1:2 1:2 4 5
1 1 1 1 0 0 0 6 - 0 0
0 0 0 0 0 0 0 7 - 0 0
0 0 0 0 0 0 0 8 - 0 0
0 0 0 0 0 0 0 Главный судья: Главный секретарь: (Ф.И.О., подпись) (Ф.И.О., подпись) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Амелин А.Н. Настольный теннис (Азбука спорта) / А.Н. Амелин, В. А.Пашин. -М., 1985.
Байгулое Ю. П. Основы настольного тенниса / Ю. П. Байгулов, А. Н. Романин — М., 1999.
Байгулов Ю. П. Настольный теннис: Вчера, сегодня, завтра / Ю. П. Байгулов - М., 2000.
Балайшите Л. От семи до... / Л. Балайшите. — М., 1984.
Барчукова Г. В. Техника настольного тенниса / Г. В. Барчукова. — М., 1989.
Барчукова Г. В. Игра, доступная всем / Г. В. Барчукова, С. Д. Шпрах. — М., 1991.
Богушас В. Ракеткой мастерски владей / В.Богушас. — Вильнюс, 1974.
Богушас В. Последовательность обучения технике настольного тенниса / В.Богушас. — Вильнюс, 1976.
Богушас В. Настольный теннис: вчера, сегодня, завтра / В. Богушас. — Вильнюс, 1981.
Захаров Г. С. Настольный теннис: теоретические основы / Г. С. Захаров. — Ярославль, 1990. Иванов В. С. Теннис на столе. (От новичка до чемпиона мира). — 3-е изд. перераб. / В.С.Иванов. — М., 1970.
Лян ЧжоХуей. Настольный теннис: учеб. пособие / Пер. с кит. — М., 1960.Матыцин О. В. «МВ» — современный метод тренировки // Настольный теннис — информационно-методическая газета. — 1991. — № 2.
Настольный теннис: Неизвестное об известном / Под ред. О. В. Матыцина. — М., 1994.
Розин Б.М. Не только о настольном теннисе: Записки спортивного арбитра / Б. М. Розин. — Душанбе, 1990.
Серова Л. К. Умей владеть ракеткой / Л. К. Серова, Н. Г. Скачков. — Ленинград, 1989.
Чжун Хуэй. Настольный теннис: Пер. с кит. / Послесл., спец. ред Г.В.Барчуковой. — М., 1987.
Шестеркин О. Н. Методика технической подготовки игроков в настольный теннис на этапе начальной спортивной специализации: Автореф дис.... канд. пед. наук/ РГАФК. — М., 2000.