Рабочая прграмма по физической культуре Настольный тенис


Министерство образования и науки Российской Федерации
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «Хохольский лицей»
Хохольского муниципального района Воронежской области
РАССМОТРЕНА СОГЛАСОВАНА УТВЕРЖДЕНА
на заседании методического объединения внеурочной деятельности с заместителем директора по ВР Солнцевым М.Ю.
________________ приказом МКОУ
«Хохольский лицей»
протокол № 1 от 29.08.2014г. «____» __________ 2014г. № 154 от 30.08.2014г.
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
внеурочной деятельности
«весёлый мячик»
для 8-11-х классов
(физкультурно-спортивное, оздоровительное направления)
Доработал: учитель физической культуры
Чернышёв И. В.
р.п. Хохольский, 2014 г.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования по настольному теннису разработана в соответствии с требованиями ФГОС на основе авторской программы Физическая культура. Настольный теннис. Рабочая программа (для учителей общеобразовательных школ) / Барчукова Г.В., М. 2013. – 87 с. и имеет физкультурно-спортивную и оздоровительную направленность, программа предполагает развитие и совершенствование у занимающихся основных физических качеств, формирование различных двигательных навыков, укрепление здоровья, расширение кругозора, формирование межличностных отношений в процессе освоения этой программы.
Новизна программы в том, что она учитывает специфику дополнительного образования и охватывает значительно больше желающих заниматься этим видом спорта, предъявляя посильные требования в процессе обучения. Простота в обучении, простой инвентарь, делает этот вид спорта очень популярным среди школьников и молодёжи, являясь увлекательной спортивной игрой, представляющей собой эффективное средство физического воспитания и всестороннего физического развития.

Актуальность программы
Настольный теннис доступен всем, играют в него как в закрытых помещениях, так и на открытых площадках. Несложный инвентарь и простые правила этой увлекательной игры покоряют многих любителей.
Выбор спортивной игры – настольный теннис - определился популярностью ее в детской среде, доступностью, широкой распространенностью в городе, учебно-материальной базой школы и, естественно, подготовленностью самого учителя.
Очень важно, чтобы ребенок мог после уроков снять физическое и эмоциональное напряжение. Это легко можно достичь в спортивном зале, посредством занятий настольным теннисом. Программа направлена на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, профилактику асоциального поведения, целостность процесса психического и физического здоровья детей.
Занятия настольным теннисом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств – выносливости, координации движений, скоростно-силовых качеств, формированию различных двигательных навыков, укреплению здоровья а также формируют личностные качества ребенка: коммуникабельность, волю, чувство товарищества, чувство ответственности за свои действия перед собой и товарищами. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, меткости подач, чёткости удара и других действий, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы.
Соревновательный характер игры, самостоятельность тактических индивидуальных и групповых действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у играющих проявление разнообразных чувств и переживаний. Высокий эмоциональный подъем поддерживает постоянную активность и интерес к игре.
Эти особенности настольного тенниса создают благоприятные условия для воспитания у обучающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.
Формируя на основе вышеперечисленного у обучающихся поведенческих установок, настольный теннис, как спортивная игра, своими техническими и методическими средствами эффективно позволяет обогатить внутренний мир ребенка, расширить его информированность в области оздоровления и развития организма.
В условиях современной общеобразовательной школы у учащихся в связи с большими учебными нагрузками и объемами домашнего задания развивается гиподинамия. Решить отчасти, проблему призвана программа дополнительного образования по настольному теннису, направленная на удовлетворение потребностей в движении, оздоровлении и поддержании функциональности организма.
Педагогическая целесообразность- позволяет решить проблему занятости свободного времени детей, формированию физических качеств, пробуждение интереса детей к новой деятельности в области физической культуры и спорта.

цель:
Создание условий для развития физических качеств, личностных качеств, овладения способами оздоровления и укрепления организма обучающихся посредством занятий настольным теннисом.
задачи:
Образовательные
дать необходимые дополнительные знания в области раздела физической культуры и спорта – спортивные игры (настольный теннис);
научить правильно регулировать свою физическую нагрузку;
обучить учащихся технике и тактике настольного тенниса.
Развивающие
развить координацию движений и основные физические качества: силу, ловкость, быстроту реакции;
развивать двигательные способности посредством игры в теннис;
формировать навыки самостоятельных занятий физическими упражнениями во время игрового досуга;
Воспитательные
способствовать развитию социальной активности обучающихся: воспитывать чувство самостоятельности, ответственности;
воспитывать коммуникабельность, коллективизм, взаимопомощь и взаимовыручку, сохраняя свою индивидуальность;
пропаганда здорового образа жизни, которая ведет к снижению преступности среди подростков, а также профилактика наркозависимости, табакокурения и алкоголизма.
Общая характеристика курса
Гармоничное развитие обучающихся, всестороннее совершенствование их двигательных и психо-физиологических способностей, укрепление здоровья, привитие навыков, позволяющих в дальнейшем заниматься спортом всю жизнь, поддерживая тем самым свое физическое состояние – главная цель обучения детей настольному теннису в школе.
Широкая возможность вариативности нагрузки и ее направленности позволяют использовать настольный теннис как рекреационное и реабилитационное средство в группах общей физической подготовки и на занятиях в специальной медицинской группе.
Данные занятия строятся в соответствии с общими закономерностями построения урока по физическому воспитанию. Эффективность урока зависит от степени рациональной организации плотности занятий, оптимальной дозировки нагрузки, учёта индивидуальных особенностей обучающихся. В зависимости от этих факторов и ступени подготовки, занятия могут проводиться с помощью различных организационных форм:
- групповая форма обучения создаёт хорошие условия для микросоперничества во время занятий, а также воспитывает чувство взаимопомощи при выполнении упражнений;
- индивидуальная форма обучения: обучающиеся получают задания и работают самостоятельно, что даёт возможность воспитывать у них чувство самоконтроля и творческого подхода к занятиям. Используя этот вариант ведения занятий, учитель может дозировать индивидуальную нагрузку для каждого обучающегося;
- фронтальная форма обучения позволяет учителю одновременно контролировать выполнение задания всеми обучающимися, так как одно и то же упражнение выполняется всеми одновременно.
Форма проведения занятий: индивидуальное, практическое, комбинированное, соревновательное.
Форма и способы проверки результативности учебно-тренировочного процесса:
Основной показатель работы секции по настольному теннису - выполнение в конце каждого года программных требований по уровню подготовленности занимающихся, выраженных в количественно- качественных показателях технической, тактической, физической, интегральной, теоретической подготовленности, физического развития.
Диагностика результатов проводится в виде тестов и контрольных упражнений. Педагоги секции используют варианты тестов и контрольных упражнений, разработанные ведущими отечественными специалистами.

Контрольные игры проводятся регулярно в учебных целях как более высокая ступень учебных игр с заданиями. Кроме того, контрольные игры незаменимы при
подготовке к соревнованиям.
Учебно-тренировочная нагрузка на группу 1-2 раза в неделю, 157,5 часов в год.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся. Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении обучающихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении необходимых знаний, а также в умении использовать занятия настольным теннисом для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве. При занятиях настольным теннисом стимулируется работа сердечно-сосудистой системы, развивается выносливость, скоростно-силовые и скоростные способности, укрепляются крупные мышц рук, плеч, ног. Настольный теннис развивает такие жизненно важные качества как реакция на движущийся объект, реакция антиципации (предугадывания), быстрота мышления и принятия решений в неожиданно меняющихся игровых условиях, концентрация внимания и распределение внимания, что существенно сказывается на умственной деятельности и процессе обучения. Происходит общее укрепление и оздоровление организма. Дети учатся понимать собственное тело, управлять им, что помогает избежать травмоопасных ситуаций на переменах и при всех видах физической активности. Соревновательный элемент в настольном теннисе способствует развитию личности ребенка, в частности качеств лидера, воспитывает целеустремленность и бойцовские качества. Настольный теннис позволяет выразить себя как индивидуально, так и как игрока команды. Способствует развитию уверенности в себе, умению ставить и решать двигательные задачи. Через усвоение теннисного этикета служит прекрасным средством коммуникативного общения, развивает навыки сотрудничества и взаимопонимания.
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности качественных универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в активном применении знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретенные на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные способности потребуются как в рамках образовательного процесса - умение учиться, так и в реальной повседневной жизни обучающихся.
В области физической культуры:
- владение широким арсеналом двигательных действий и физических упражнений на базе овладения упражнений с мячом и ракеткой, активное использование настольного тенниса в самостоятельно организуемой спортивно-оздоровительной и физкультурно-оздоровительной деятельности;
- владение способами наблюдения за показателями индивидуального здоровья, физического развития, использование этих показателей в организации и проведении самостоятельных форм занятий по настольному теннису.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в творческой двигательной деятельности, которые приобретаются и закрепляются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в освоении двигательных умений и навыков, умениях их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий по настольному теннису.
В области познавательной культуры:
- владение знаниями об особенностях индивидуального здоровья и о функциональных возможностях организма, способах профилактики заболеваний средствами физической культуры, в частности настольного тенниса;
В области нравственной культуры:
- способность управлять своими эмоциями, проявлять культуру общения и взаимодействия в процессе занятий физической культурой, игровой и соревновательной деятельности в настольном теннисе;
- владение умением предупреждать конфликтные ситуации во время совместных занятий физической культурой и спортом, разрешать спорные проблемы на основе уважительного и доброжелательного отношения к окружающим, самообладанием при проигрыше и выигрыше.
В области трудовой культуры:
- умение содержать в порядке спортивный инвентарь и оборудование, спортивную одежду, осуществлять их подготовку к занятиям и спортивным соревнованиям.
В области эстетической культуры:
- умение длительно сохранять правильную осанку при разнообразных формах движения и передвижений;
- умение передвигаться и выполнять сложно координационные движения красиво легко и непринужденно.
В области коммуникативной культуры:
- владение умением оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности.
В области физической культуры:
- владение навыками выполнения жизненно важных двигательных умений (ходьба, бег, прыжки, и др.) различными способами, в различных изменяющихся внешних условиях;
- владение навыками выполнения разнообразных физических упражнений, технических действий в настольном теннисе, а также применения их в игровой и соревновательной деятельности;
- умение максимально проявлять физические способности при выполнении тестовых заданий по настольному теннису.
Содержание курса
Знания о физической культуре.
История зарождения и развития настольного тенниса, его роль в современном обществе. Место настольного тенниса в Олимпийском движении. Главные турниры в международном календаре. Выдающиеся зарубежные и отечественные теннисисты.
Основные термины и понятия в настольном теннисе. Размеры стола (названия и назначения линий стола) и Правила игры. Классификация ударов в настольном теннисе, способы держания (хватки) ракетки. Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических качеств средствами настольного тенниса. Значение занятий настольным теннисом в формировании здорового образа жизни и профилактике вредных привычек. Физкультурно-оздоровительные занятия настольным теннисом, как средство всестороннего и гармоничного развития личности.
Способы двигательной (физкультурной) деятельности.
Организация и проведение самостоятельных занятий по настольному теннису. Подготовка места для занятий по настольному теннису, размеры игровой площадки и теннисного стола, инвентарь (выбор ракетки, мячей). Подбор упражнений, выполнение индивидуальных комплексов утренней зарядки, физкультминуток, физкультпауз. Упражнения для формирования правильной осанки, профилактики плоскостопия и их коррекции. Подводящие и подготовительные упражнения в настольном теннисе, необходимые для освоения двигательных действий. Проведение самостоятельных занятий по физической подготовке. Основы саморегуляции эмоционального состояния при занятиях спортом. Последовательное выполнение частей занятия, наблюдение за режимом нагрузки (по частоте сердечных сокращений) в течение занятия. Организация досуга посредством игры в настольный теннис.
Оценка эффективности занятий по настольному теннису. Самонаблюдение и самоконтроль на занятиях по настольному теннису. Измерение частоты сердечных сокращений во время занятий. Оценка эффективности занятий по результатам участия во внутришкольных турнирах. Правила самостоятельного тестирования физических качеств в настольном теннисе.
Физическое совершенствование.
Физкультурно-оздоровительная деятельность. Оздоровительные формы занятий в режиме учебного дня и учебной недели. Комплексы упражнений для развития физических качеств. Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической культуры. Комплексы дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз. Комплексы упражнений для коррекции фигуры и массы тела с учетом индивидуальных особенностей физического развития. Комплексы ЛФК для лиц с отклонением в состоянии здоровья.
Спортивно-оздоровительная деятельность с соревновательной направленностью. Способы держания (хватки) ракетки. Стойки: нейтральная, правостороння, левосторонняя. Набивание мяча различными сторонами ракетки (ладонной и тыльной). Удары: справа и слева: толчком, срезкой и накатом. Выполнение простейших подач ладонной и тыльной стороной ракетки. Выполнение ударов по направлениям: линия, диагональ. Выполнение ударов по мячам с различной траекторией полета по высоте: высокий средний, низкий.
Передвижения: вперед, назад, в сторону, зигзагом, веером; бег, прыжки, бег приставным и скрестным шагом. Упражнения для воспитания гибкости и подвижности в суставах. Упражнения для воспитания скоростно-силовых способностей. Упражнения для воспитания скоростных и координационных способностей. Упражнения для воспитания выносливости. Упражнения на расслабление.
Командные форматы для соревнований 4 и более человек. Личные форматы соревнований для 2-3-х человек. Лично-командные форматы соревнований для 4-х и более человек. Способы ведения счета и правила зачисления очков. Смены подач и сторон.
«Охрана труда и техника безопасности при проведении занятий настольным теннисом» знакомит обучающихся с основными правилами техники безопасности при организации занятий физической культурой на основе настольного тенниса, формирует навыки страховки самостраховки.
Техника безопасности на занятиях настольным теннисом
1. Общие требования безопасности на занятиях настольным теннисом.
Для занятий настольным теннисом спортивная площадка и оборудование должны соответствовать мерам безопасности.
К занятиям допускаются учащиеся:
прошедшие инструктаж по технике безопасности;
имеющие спортивную обувь и форму, не стесняющую движений и соответствующую условиям проведения занятий.
Обучающийся должен:
иметь коротко остриженные ногти;
заходить в спортзал, брать спортивный инвентарь и выполнять упражнения с разрешения учителя;
знать и выполнять настоящую инструкцию.
2. Требования безопасности перед началом занятий настольным теннисом по дисциплине «физическая культура»:
Учитель должен:
- заранее продумать расстановку детей расположение инвентаря в спортивном зале, чтобы каждый имел достаточно места для выполнения задания;
Учащийся должен:
– снять ювелирные украшения с острыми углами на время урока во избежание травмоопасных ситуаций (для девочек).
- под руководством учителя подготовить инвентарь и оборудование, необходимые для проведения занятий;
3. Требования безопасности во время занятий настольным теннисом по дисциплине «физическая культура»:
Учитель должен:
- следить за детьми во время выполнения упражнений, своевременно корректируя их расположение на спортивной площадке;
- не давать детям излишне эмоциональных заданий, после которых они не контролируют собственную моторику, особенно если это задания с мячом и ракеткой;
- уделить особое внимание расположению левшей в спортивном зале.
Учащийся должен:
не выполнять упражнения без предварительной разминки;
не размахивать ракеткой;
бить по мячу только в заданном направлении;
не подходить сзади и сбоку к играющему и подающему;
не заходить в игровую зону играющей пары;
при перемещениях к мячу – смотреть, где находятся другие учащиеся;
не стоять близко к учащимся, которые выполняют упражнения с ракетками или другими предметами;
не выполнять удары без разрешения учителя,
во избежание травм исключать слишком резкое изменение своего движения.
при выполнении упражнений соблюдать интервал и дистанцию;
при ухудшении самочувствия прекратить занятия и поставить в известность учителя физкультуры;
4. Требования безопасности по окончании занятий.
Учащийся должен:
под руководством учителя убрать спортивный инвентарь в места его хранения;
организованно покинуть место проведения занятия;
переодеться в раздевалке, снять спортивный костюм и спортивную обувь;
тщательно вымыть лицо и руки с мылом или принять душ.
За несоблюдение мер безопасности учащийся может быть не допущен или отстранён от участия в учебном процессе.
Тематическое планирование
8 класс
№ урока п.п. Тема урока Содержание
1 Обучение правилам техники безопасности (ТБ) поведения в спортивном зале.
Теория: Введение в мир настольного тенниса. Беседа о ТБ. Ознакомление с теннисным инвентарем: ракетки, мячи, теннисный стол. Подвижные игры с мячом («Поймай мяч», «Прыгуны»).
2 Обучение упражнениям, подводящим к освоению техники настольного тенниса. Упражнения «школы мяча». Воспитание скоростных и координационных способностей. Упражнения «школы мяча»: упражнения с мячом и ракеткой, подбивание мяча, удержание мяча на ракетке. Подвижные игры с мячом («Зевака», «Куча мала»).
3-6 Обучение упражнениям, подводящим к освоению техники настольного тенниса. Упражнения «школы мяча». Упражнения с мячом и ракеткой: разнообразные подбивания мяча, удержание конуса на ракетке. Катание, бросание, ловля мяча. Игры с ловлей мяча («Мяч соседу»).
7 Обучение ударам с отскока. Удар толчок слева с отскока на месте. Упражнения «школы мяча». Имитация удара толчок слева.
Удары с наброса учителя.
Подбивания мяча вверх, вниз, вверх-вниз.
8-9
Обучение удару срезка справа с отскока.
Упражнения «школы мяча». Выполнение ударов срезка справа в тренировочную стенку и на полу с наброса учителя.
10 Обучение удару срезка слева с отскока на месте. Упражнения «школы мяча». Имитация удара срезка слева. Удары с наброса учителя.
11-12 Обучение удару срезка слева с отскока. Выполнение движений с мячом и без мяча.
Упражнения «школы мяча». Выполнение ударов срезка слева в тренировочную стенку и на полу с наброса учителя.
13-14 Обучение сочетаниям ударов справа и слева срезкой с отскока от стены.
Упражнения «школы мяча».
Воспитание координационных способностей. Выполнение ударов срезкой справа и слева в тренировочную стенку и на полу с партнером. Закрепление точки контакта мяча с ракеткой. Отрабатывание ударов в парах.
Упражнения на координацию.
Подвижные игры («Пустая ракетка», «Прыгуны»).
15- 16 Промежуточное тестирование Тестирование теннисных умений.
17 Обучение ударам с перемещением. Удар срезкой справа с отскока от стены с передвижением.
Теория: Понятия о точке удара по мячу и плоскостях ракетки. Имитация подхода к удару. Выполнение ударов в тренировочную стенку и на полу с партнером. Игра «Линии».
18-19 Обучение ударам с перемещением. Удар справа срезкой с отскока в движении. Закрепление знаний о правилах игры на счет. Правило подачи. Выполнение ударов срезкой справа в тренировочную стенку и на полу с партнером. Подвижные игры («Каракатица», «Рыцарский бой»).
20 Обучение ударам срезкой справа с перемещением вдоль стола. Имитация подхода к удару. Выполнение ударов в стенку и на полу с партнером.
21-23 Обучение ударам срезкой справа с перемещением вперед назад. Выполнение ударов срезкой справа в тренировочную стенку и на полу с партнером. Подвижные игры («Горячая картошка»).
24-25 Обучение ударам срезкой справа и слева в сочетании. Воспитание скоростных и координационных способностей. Выполнение ударов срезкой справа и слева в тренировочную стенку. Обмен ударами на полу в парах. Подвижные игры («Гонка мячей», «Нападающие и защитники»).
Беговые и прыжковые упражнения.
26 Обучение основным стойкам теннисиста.
Обучение перемещениям по площадке. Обучение работе ног при ударах справа в движении. Стойки для ударов справа.
Упражнения на работу ног: перемещение в стойке теннисиста в различных направлениях с оббеганием конусов, упражнения на частоту движений ног.
27-28 Обучение работе ног при ударах справа и слева в движении. Воспитание скоростных и координационных способностей. Подготовка к тестированию. Обмен разнообразными ударами в стенку и на полу с партнером. Упражнения на работу ног: перемещения в стойке теннисиста в различных направлениях с обеганием конусов, упражнения на частоту движений.
Упражнения на быстроту реакции, быстроту начала движения, равновесие.
29-30 Итоговое тестирование 1-го года обучения. Тестирование теннисных умений.
31 Теория: Понятие о счете в настольном теннисе. Демонстрация игровых моментов с последующим объяснением правил начисления очка. Обучение простейшему ведению счета.
Обмен ударами на полу с подсчетом очков.
32-40 Игры на полу со счетом. Соревновательные командные матчи с использованием подсчета очков.
9 класс
№ урока п.п. Тема урока Содержание
1 Обучение правилам техники безопасности поведения на площадке.
Теория: Ведущие теннисисты мира. Беседа о ТБ, рассказ о ведущих теннисистах мира и их достижениях.
2-3 Обучение ударам срезкой, основным стойкам теннисиста, технике передвижений (повторение материала 1-го года обучения). Упражнения с мячом и ракеткой: подбивание мяча, удержание мяча на ракетке. Выполнение ударов справа и слева у стены с отскока.
4 Обучение ударам срезкой.
Обучение удару откидкой справа. Подводящие упражнения к выполнению ударов откидкой справа. Подбивания мяча с последующим выполнением удара откидкой. Имитация. Удары откидкой с наброса мяча учителем.
5 Обучение удару срезкой справа. Имитация ударов срезкой справа. Удары срезкой справа с наброса мяча в парах.
6 Промежуточные соревнования. Соревнования в лично-командном формате.
7 Обучение ударам откидка слева. Подводящие упражнения к выполнению ударов откидка. Подбивания мяча с последующим выполнением удара откидкой. Имитация. Удары откидкой с наброса мяча учителем.
8 Обучение удару срезка слева. Имитация ударов срезка слева. Удары срезка слева с наброса мяча в парах.
9-10 Обучение ударам справа и слева откидкой. Совершенствование ударов справа и слева откидкой.
Разучивание подготовительных упражнений к подаче.
Воспитание скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей. Имитация ударов справа и слева откидкой, имитация удара слева с отскока. Удары с наброса друг другу в парах.
Метание мяча движением подачи. Бег «веером».
11-12 Обучение ударам справа и слева срезкой. Совершенствование ударов справа и слева срезкой. Подготовительные упражнения для подачи. Подготовка к тестированию. Имитация ударов срезкой и откидкой. Удары с наброса друг другу в парах. Игра с отскока в парах через сетку. Метание мяча движением подачи.
13-14 Тестирование Тестирование теннисных умений
15 Соревнования в классах Соревнования в командном формате.
16 Обучение ударам над головой.
Теория: Общее понятие об ударах срезкой справа и слева и их применение.
Обучение подаче. Подброс мяча при подаче. Имитация подачи. Выполнение укороченного движения с мячом из точки контакта ракетки с мячом.
Подвижные игры с мячом («Курочки», «Гонки с мячами»).
17 Обучение подбросу мяча при подаче. Обучение балансу при подаче.
Обучение ударам с лета.
Совершенствование ударов справа и слева срезкой. Упражнения для подброса мяча при подаче. Имитация подачи со зрительным ориентиром
(яркая лента на веревке).
Выполнение движения подачи с мячом.
Удары срезкой справа и слева в большие мишени.
18 Подача (точка удара).
Разучивание ударов срезкой.
Совершенствование ударов справа и слева срезкой. Подводящие упражнения (броски мяча) для правильной точки удара.
Удары срезкой справа и слева без передвижения.
Удары справа и слева срезкой с акцентом на точность попадания.
19 Обучение технике выполнения наката. Имитация наката. Объяснение постановки ног, точки контакта ракетки с мячом. Выполнение удара с наброса учителя.
20 Обучение технике выполнения наката.
Совершенствование ударов справа и слева накатом. Имитация наката. Выполнение наката справа с наброса учителя. Выполнение наката справа в парах.
Удары справа и слева накатом в парах.
16-18 Обучение целостному выполнению подачи и наката.
Совершенствование ударов накатом. Воспитание скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей. Выполнение подачи в тренировочную сетку. Обмен ударами накатами на столе в парах. Подвижные игры, направленные на воспитание скоростных и координационных способностей («Гонка мячей», «Нападающие и защитники»).
19-21 Совершенствование подачи, накатов, срезок и откидок. Подача в правую, левую половины стола, в большие мишени. Подача с подсчетом очков (из 5 попыток). Выполнение наката справа на месте, с перемещением вправо-влево. Удары накатом в чередовании справа и слева в мишени.
22-23 Тестирование Тестирование теннисных умений
24 Обучение приему подачи.
Воспитание скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей. Выполнение приема подачи. Ловля мяча из различных исходных положений. Игра «Два цвета». Прыжки на скакалке на 4 счета с чередованием на двух и одной ноге. Перемещения приставным шагом с одновременным и попеременным вращением рук.
Подвижные игры («Салют», «Гонки с мячом»).
25-26 Обучение подаче и приему подачи. Совершенствование ударов справа и слева накатом. Прием подачи по заданному направлению. Прием подачи по выбранному направлению и розыгрыш очка. Игры в парах.
27 Обучение ударам накатом с разной траекторией полета мяча (высокой, средней, низкой).
Воспитание скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей. Демонстрация учителем ударов накатом с различной траекторией полета мяча. Выполнение ударов накатом с высокой траекторией.
28 Обучение ударам накатом с высокой траекторией полета мяча. Совершенствование наката справа. Выполнение ударов накатом с высокой траекторией полета мяча (игра через высокую веревочку) с попаданием в стол или на полу.
Упражнения в парах – высокий удар накатом. Розыгрыш мяча ударами накатом.
29-30 Совершенствование изученных ударов (откидкой, срезкой, накатом) Игры и упражнения на закрепление ударов.
Подвижные игры («Гонки с мячами», «Ловишки»).
31-312 Совершенствование ударов срезкой и накатом с контролем траектории полета мяча и сменой направлений. Соревновательные командные матчи с использованием простейшего подсчета очков.
33-39 Соревнования Соревновательные игры со счетом
10 класс
№ урока п.п. Тема урока Содержание
1 Повторение правил техники безопасности поведения в спортивном зале.
Теория: Основные турниры по настольному теннису. Беседа о ТБ, рассказ о соревнованиях «Чемпионат Европы» «Чемпионат Мира», Открытый чемпионат России и др.
2 Повторение материала 2- го класса.
Совершенствование ударов срезкой и накатом с контролем траектории полета мяча и сменой направлений. Игра срезкой на удержание мяча. Направление мяча по прямой и по диагонали.3 Совершенствование ударов накатом справа и слева.
Воспитание скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей. Игра накатом, обращая внимание на работу ног, точку удара, положение головки ракетки.
Прыжковые упражнения, ускорения.
4 Совершенствование подачи и приема подачи.
Воспитание скоростно-силовых и координационных способностей. Выполнение подачи (необходимо обращать внимание на правильное положение ног, подброс мяча, точку удара).
Прыжки со скакалкой на двух ногах, на одной ноге, вращая скакалку вперед, назад.
5-6 Совершенствование подачи и приема подачи с дальнейшим розыгрышем очка.
Воспитание скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей. Подача в заданные зоны стола. Прием подачи: по диагонали и по прямой. Повторение теннисного счета.
7 Промежуточные соревнования. Соревновательные игры со счетом по правилам
8 Обучение ударам по направлениям.
Теория: Удары накатом по прямой и по диагонали. Зависимость направления удара от сопровождения мяча. Постановка ног пр иразличных видах ударов. Демонстрация полета мяча (диагональ и прямая).
Воспитание скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей. Выполнение приема подачи по диагонали и по прямой.
Игра «Зеваки». Ловля мяча с выбеганием вперед. Оббегание катящегося мяча и его ловля. Ловля мяча различных исходных положений. Перекаты с ноги на ногу, перемещения вправо-влево, вперед-назад с вращением рук и ног.
9-10 Обучение ударам накатом по прямой и по диагонали.Выполнение ударов накатом с наброса учителя по прямой, по диагонали. Выполнение ударов срезкой с наброса учителя по линии, по диагонали по линии и диагонали в парах. Игры в парах.
11 Обучение длине удара.
Теория: понятие длинного и короткого удара. Зависимость длины удара от высоты полета мяча и силы удара. Обучение длинному и короткому ударам с отскока. Подводящие упражнения: броски мяча на разное расстояние.
Удары справа и слева срезкой по мишеням, расположенным на столе на разном расстоянии от сетки с акцентом на точность попадания.
12-14. Совершенствование длинных и коротких ударов срезкой в игровых ситуациях. Игра по направлению – линия, диагональ. Выполнение ударов срезкой с заданием варьировать длину и направление полета мяча.
15-16 Тестирование Тестирование теннисных умений
17 Соревнования Соревновательные игры со счетом по упрощенным правилам
18 Обучение вращению мяча.
Теория: понятие о видах вращения мяча при ударах (крученый, резаный).
Обучение крученому удару. Упражнения для разучивания крученых ударов.
19-21 Обучение крученому удару справа и слева.
Воспитание скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей. Выполнение ударов с верхним вращением по диагонали. Упражнения на быстроту реакции, быстроту начала движения, баланс – прыжки со скакалкой, перемещения с вращением рук и ног.
Обучение подрезке. Выполнение ударов справа по диагонали подрезкой по топ-спину.
22 Обучение подрезке справа и слева. Выполнение подрезки справа и слева по прямой по топ-спину.23-24 Закрепление ударов с вращением мяча. Игра справа и слева топ-спином справа и подрезкой слева с различной траекторией полета мяча (высокая, средняя, низкая).
Воспитание скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей Игра по прямой и диагонали справа направо топ-спинами. Игра по линии и диагонали слева налево подрезкой по высокой, низкой и средней траектории.
25. Тестирование Тестирование теннисных умений
26 - 31 Повтор и закрепление пройденного материала года. Розыгрыш очка с использованием ударов срезкой и накатом с разной траекторией и направлением полета мяча. Траектория полета мяча (высокая, средняя, низкая). Последовательное набивание по 4, 6, 8, 10 ударов при игре в парах друг с другом. Подача, прием, розыгрыш очка. Удары с различными вариациями по длине, высоте, направлению полета мяча.
32-40 Соревнования (командная форма) Соревновательные игры со счетом по правилам
11 класс
№ урока п.п. Тема урока Содержание
1 Повторение правил техники безопасности поведения в спортивном зале.
Теория: Правила настольного тенниса. Понятие об очке, партии, встрече, турнире. Беседа о ТБ, правила ведения счета в одиночной встрече и командном матче.
2 Повторение материала предыдущих лет обучения: совершенствование ударов справа и слева срезкой по разным траекториям и направлениям. Игра срезкой на удержание мяча. Выполнение ударов с направлением мяча по прямой и по диагонали. 3 Совершенствование ударов срезкой справа и слева.
Воспитание скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей. Игра срезкой, обращая внимание на работу ног, точку удара, положение и угол наклона ракетки.
Беговые и прыжковые упражнения.
4 Совершенствование подачи и приема подачи. Выполнение подачи. Необходимо обращать внимание на правильное положение ног, подброс мяча, точку удара.
5 Промежуточные соревнования Соревнования в командном формате
6-8 Совершенствование стабильности выполнения технических действий (ударов срезкой, накатом, подачи, приема подачи).
Теория: понятие стабильности и ее роль в игре.
Упражнения для совершенствования стабильности выполнения технических действий. Подача в заданные части стола. Упражнения на удержание мяча накатами и срезками. Необходимо обращать внимание на правильное положение ног, ритм удара, точку удара и окончание удара.
9 Игра накатами с акцентом на стабильность. Игра с заданным направлением удара. Игры на удержание мяча на столе накатами. Упражнения с переводом направления ударов.
10. Соревнования (лично-командные) Соревновательные игры со счетом.
11-12 Совершенствование точности ударов накатами и срезками. Сочетание стабильности и точности выполнения ударов.
Теория: простые тактические комбинации и их построение в игре. Основы предугадывания действий соперника. Закрытые комбинации из 2-3 ударов. Игра срезкой справа и слева по прямой и диагонали.
Игра накатом справа и слева по прямой и диагонали с использованием мишеней на столе.
Удары справа и слева накатом по мишеням, расположенным на разном расстоянии от сетки с акцентом на точность попадания. Выполнение ударов в пустую часть стола.
13 Виды точек удара (высокая, средняя, низкая).
Игра в средней и низкой точках удара.
Закрытые комбинации из 2-3 ударов. Удары справа и слева накатом с акцентом на высоту полета мяча. Демонстрация различных по высоте ударов и их связи с отскоком мяча.
14 Закрытые комбинации из 3 ударов с подачей и завершением атаки. Выход на атаку после короткого мяча. Розыгрыш комбинаций с последующим завершением атаки.
15 Комбинации со своей подачи с выходом на атаку Выполнение ударов срезкой с последующим выходом на атаку (выполняется с наброса учителя).
16-17. Тестирование Тестирование теннисных умений
18-19 Завершающий удар при игре накатами и топ-спинами. Воспитание скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей. Комбинация с завершающим ударом при игре накатами и топ-спинами. Розыгрыш очка с подачей и завершением атаки.
20-21 Игра топ-спинами справа и слева с последующим завершением атаки.
Воспитание скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей. Выполнение ударов топ-спинами с последующим обязательным завершением атаки с короткого мяча. Игры высокой подвижности («Мишки на льдине», «Космонавты»).
22 Промежуточные соревнования. Соревнования в командно-личном формате.
23-24 Атакующий удар.
Воспитание скоростных, скоростно-силовых и координационных способностей Розыгрыш с подачи по всему столу с использованием всех технических действий и завершением розыгрыша очка атакующим ударом.
25. Итоговое тестирование. Тестирование теннисных умений
26 - 31 Повтор и закрепление пройденного материала. Розыгрыш очка с использованием технических приемов с разной траекторией, разным вращением и направлением полета мяча. Траектория полета мяча (высокая, средняя, низкая). Игра по всему столу с использованием всех технических действий.
32-39 Итоговые соревнования. Соревновательные игры со счетом
Учебно-методического и материально-технического обеспечения курса
Учебно-методические пособия
Барчукова Г.В. и др. Теория и методика настольного тенниса: учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под. ред. проф. Барчуковой Г.В. М.: Издательский центр «Академия», 2006.
Барчукова Г.В.Настольный теннис для всех. Изд. 2-е перераб и доп. – М.: Физкультура и Спорт, 2008.
Легенды настольного тенниса // Барчукова Г.В., Команов В.В., Марков В.М. // Федерация настольного тенниса России. М.: Из-во ООО «УП-Принт»., 2010.
Настольный теннис. Учебная программа для детско-юношеских спортивных школ и специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (Методическая часть). - М Советский спорт, 1990
Настольный теннис. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва (этапа спортивного совершенствования), школ высшего спортивного мастерства. // Барчукова Г.В. ,Воробьев В.А., Матыцин О.В. – М..: Советский спорт, 2009.
Серова Л.К. Умей владеть ракеткой / Сост. А.М.Кондратов. – Л.: Лениздат, 1989
Фримерман Э.Я. Настольный теннис (Краткая энциклопедия спорта)/ Сост. серии - Штейнбах В.Л./- М.: Олимпия Пресс, 2005
Базовый инвентарь:
Сетки для настольного тенниса
Ракетки для настольного тенниса
Мячи настольного тенниса
Корзина для теннисных мячей
Столы настольного тенниса