Конспект занятия на тему: Путешествие в грибное царство


Тема занятия: Путешествие в грибное царство
Цель занятия: Расширить знания учащихся о грибном царстве и дать понятие о науке микология
Предметный результат: Усвоения понятия микология и экологических факторов, выявление взаимосвязей экологических факторов в живой и неживой природе.
Метопредметный результат: Развитие умения определять понятия, делать обобщение, строить логические умозаключения.
Личностный результат: Развитие мировоззрения воспитанников
Оборудование: Раздаточный материал, презентация, тетради, ручки, карандаши, микроскопы.
Форма проведения занятия: занятие – путешествие, исследование
Педагогические технология: Активные методы обучения.
Виды детской деятельности: коммуникативная, продуктивная, познавательно-исследовательская.
Место проведения занятия: Эколого-биологический центр
Воспитанники: возраст 9-10 лет.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребятки!
Мы посмотрим: Всё ль в порядке
Все лежит на месте
Мы сегодня будем вместе
Слушать, думать, отвечать и вопросы задавать
Что ж, пора занятие начинать.
А вы любите тайны и загадки? (1мин.)
Актуализация знаний. Постановка темы урока.
- А чтобы узнать, о чём мы будем говорить на занятии, разгадаем кроссворд. Кроссворд необычный. Перед вами буквы и цифры. Составьте цифры согласно алфавиту и узнаем тему занятия (Сл. №1)

Царство грибов. (2-3мин)
А для того чтобы путешествовать по грибному царству, я раздам вам каждому лукошко или как ещё говорят корзину. (Раздаю картинки с корзинками)
- А знаете ли вы, что грибы в старину на Руси называли «губами». Кое-где это название и сейчас сохранилось. Затем появилось слово грибы, родственное слову горб, потому что шляпки у грибов горбиком.
- И мы сегодня отправимся в путешествие по грибному царству.
Повторение пройденного материала.
Вопросы учащимся? – Назовите грибы, какие вы знаете?(Ответы детей)
- Какие грибы вы знаете съедобные?
- Какие ядовитые? (Ответы детей)
(Сл. №2) Предлагаю учащимся заполнить таблицу (раздаю каждому на листке таблицу и вывожу на экран)
Проверяем и исправляем ошибки. После проверки с детьми наливаем теплой воды в стакан, добавляет ребенок 1ч.л. сахара и размешивает. Другой ребенок добавляет ложку дрожжей и тоже размешиваем. Ставим содержимое в стакане, в теплое место для дальнейшего наблюдения.
Путешествуя сегодня по грибному царству, вы узнаете, как наз-ся наука изучающая царство грибов, как размножаются грибы, что такое плодовое тело, откуда и как появляется плесень и что связывает грибы с дрожжами? (Сл. №3)
В словаре С.И. Ожегова написано: «Грибы – особый организм, не образующий цветков и семян и размножающийся спорами».
-Что такое грибы? (Это особые живые существа, царство природы) (Сл.№4)
Учёные долгое время не могли решить, что это вообще такое грибы.
- Как вы думаете, к какому царству природы они относятся? (ответы детей) (особое царство)
(К группам животных и растений они не подходят).
В старину многие думали, что грибы появляются от росы, от ударов молнии, от гниения веществ. И в 19 веке их выделили в отдельное царство. В нашей стране 200 видов грибов. Грибники собирают 15 видов, а заядлые берут до 25. Грибы называют растительным мясом. По питательности они превосходят многие известные нам продукты: мясо, рыбу, колбасу, яйца. Не менее важно наличие в них жиров, углеводов, витаминов, минеральных солей.
Наука изучающая царство грибов называется микология (Сл.№5)
Плодовое тело – это то, что мы неправильно называем грибом. Плодовое тело состоит из ножки и шляпки, размножаются с помощью спор (Сл.№6) и (Сл.№7)
Подземная часть гриба называется грибница, похожее на паутинку сплетение нитей. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней питательными веществами. Чтобы грибница росла, нужны тепло, воздух и влага. Грибница может делиться, разрастаться, захватывать новые территории и давать новое потомство.
Изучением царства грибов, включающего не менее 100 тысяч видов, занимается наука микология.
Грибы бывают разные. Одни со шляпками – это шляпочные грибы. (Сл.№8)
Физминутка.
Предлагаю детям пойти на тихую охоту. А что - это значит? (-Это значит пойти в лес за грибами, вспоминаем правило грибника. В лесу не шуметь и собирать только те грибы, которые вы знаете, если встретился ядовитый гриб – то оставляем его в лесу, так как лесным жителям они пригодятся.)
Другие похожи на продолговатые белые камни, третьи – на цветы. И растут они не только на земле, но и на деревьях, камнях, старых пнях и стенах погребов. Зеленоватая плесень, также явл. Грибом. (Сл.№12 и Сл.№13) Работа с микроскопом рассмотреть плесень под микроскопом. На старом куске хлеба, - варенье, овощах – тоже грибы (мукор), и круглые рыжие пятна на листьях смородины – тоже грибы, и твёрдые наросты на деревьях – тоже грибы (трутовик), на берёзе растёт берёзовый гриб (чага) – это твёрдый нарост крупных размеров. Гриб проникает вглубь стволов и разрушает древесину, вызывает гниение. Чайный гриб завезён из Японии. Напоминает медузу. Сохраняется дома в банке с сахарным раствором с добавлением заварки.
А вы знаете, что дрожжи, (Сл.№14) работа с микроскопом, которые применяют в хлебопечении и пивоварении, это тоже один из видов грибов? Дрожжевые грибки различимы только под микроскопом.(Заранее подготовить дрожжи с сахаром и водой или молоком и поставить в теплое место, для того чтобы показать как дрожжи поднимаются и рассмотреть в микроскоп)