КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ. БОЛЬШАЯ БУКВА В НАПИСАНИИ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ»
Кирилина Екатерина Алексеевна
ГКОУ РО школа – интернат VIII вида п. Матвеева Кургана.
Воспитатель
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ «ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ. БОЛЬШАЯ БУКВА В НАПИСАНИИ ИМЕН СОБСТВЕННЫХ»
Цель урока: подвести детей к осмыслению понятия «имена собственные» и написанию имен собственных с заглавной буквы.
Задачи:
1. Формировать у учащихся понятие «имена собственные». Способствовать формированию умения писать имена, фамилии, географические названия, клички животных с большой буквы.
2. Использовать полученные знания на практике; развивать умение высказывать и аргументировать свою точку зрения; совершенствовать навык работы в малых группах
3. Развивать познавательный интерес к изучению русского языка, воспитывать любовь к русскому языку.
Планируемые результаты:
Личностные: развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных учебных ситуациях, принятие и освоение роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Метапредметные:
формирование способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
освоение способов решения проблем исследовательского характера;
формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Предметные: дети на практическом уровне знакомятся с правилом написания большой буквы в именах людей, кличках животных, географических названиях. Проводят обобщение частных понятий в понятие «имена собственные».
Оборудование:
мультимедиа проектор
доска
иллюстративный материал
учебник
книги, задания для групп, карта
символы для оценки
Ход урока:
Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД
Организационный момент Добрый день ребята.
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
Звуки с буквами пришли, чтоб порядок навести.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Приготовьте ваши ручки!
Разомните пальчики! Дети делают разминку для рук. Личностные: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе.
Регулятивные: самоконтроль.
Минутка чистописания. Начать урок мне поможет одна вещица.
Отгадай, что за вещица, -
Острый клювик, а не птица,
Этим клювиком она
Сеет-сеет семена
Не на поле, не на грядке -
На листах твоей тетрадки.
Открываем тетради, записываем число.
Волшебная ручка покажет нам, как красиво и правильно писать букву «Ш, ш». А вы расскажете, что она делает.
Рассмотрите свои буквы и оцените свою работу. Для этого выберите подходящие смайлики в коробочках на столах.
Дети разгадывают загадку.
Дети записывают число в тетради.
1 ученик комментирует написание прописной буквы, а другой – строчной.
Дети берут из коробочки различные смайлики и выбирают необходимую карточку.
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Коммуникативные: использование речи для активизации действий.
Личностные: объяснение самому себе «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Мотивация учащихся. Постановка проблемы. Наша гостья пришла на урок не одна. Хотелось бы вам узнать, кто с ней пришел? Тогда разгадайте ребус.
5 1 4 2 3
к ш и а р
Запишите это слово в тетради.
Кто хочет написать это слово на доске?
Почему у вас появились разные варианты?
Как правильно написать это слово?
На доске появляются две иллюстрации (воздушный шарик и собака)
Для чего нужна заглавная буква?
Чем мы будем заниматься на уроке? Дети разгадывают ребус
Дети записывают слово в тетради, выходят к доске и записывают слово на доске.
Дети вносят предположения, учитель записывает их на листах, в форме шарика. Познавательные: анализ и обобщение материала.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Коммуникативные: готовность допускать существование разных точек зрения.
Личностные: активизация самостоятельности в принятии решения.
Физкультминутка. Я буду называть слова. Если вы считаете, что слово нужно писать с заглавной буквы, то хлопаете в ладоши, если нет, то делаете наклоны вправо- влево.
Москва, цветок, Цветочная (улица), город, море, Марина, Пушок.
(Почему вы по-разному выполняли движения?
Каких знаний нам не хватает?
Почему у вас возникли сомнения, когда вы услышали последнее слово?
Что мы должны знать, чтобы точно определять, когда слово пишется с заглавной буквы, а когда нет? Дети выполняют необходимые движения.
Дети отвечают на вопрос учителя.
Правило, использовать слово в речи и проверить. Познавательные: извлечение информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) из различных источников и разными способами.
Коммуникативные: лидерство и согласованность действий.
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения.
Поиск решения проблемы. Работа в группах (парах).
Написание географических названий.
Найди на карте названия 1 города, реки, страны. Выпиши их в тетрадь. Сделай вывод.
Названия городов, рек, морей пишутся с………..
Написание имен и фамилий.
Посмотрите, как подписана вашатетрадь. Что вы заметили. Запишите имя и фамилию в тетрадь. Сделайте вывод.
Имена и фамилии пишутся с………………..
Написание кличек животных.
Прочитай стихотворение. Выпиши клички животных в свою тетрадь. Закончи стихотворение.
Кошка - Маришка,
Котенок - Тишка.
Щенок - Дружок,
Цыпленок – Пушок.
Все клички до одной
Пишем с буквы…………………!
Написание названий книг.
Рассмотрите обложки книг. Спишите названия книг. Что вы заметили?
Сделайте вывод.
Каждая группа оценивает свою работу.
На доске составляется схема- кластер. Дети работают в малых группах.
Представитель от каждой группы рассказывает о выполненной работе. Личностные: осознание ответственности за общее дело.
Личностные: следование в поведении этическим требованиям.
Коммуникативные: учет разных мнений, достижение договоренностей, выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.
Познавательные: выбор оснований для выбора объектов.
Познавательные: построение логической цепи рассуждений, представление информации в виде текстовой работы.
Коммуникативные: оценка результата коллективной работы на основе заданных критериев.
Обобщение знаний. Сделайте вывод, какие предметы имеют собственные имена?
Как пишутся эти слова?
Буква обычная выросла вдруг,
Выросла выше всех букв – подруг.
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело
Ставится буква у строчки в начале,
Чтобы начало все замечали.
Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней им быть и виднее
Чтобы звучали громко и гордо
Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая – совсем не пустяк!
В букве большой уважения знак! Дети читают вопрос, приводят примеры.
Познавательные: извлечение информации, ориентировка в системе знаний и осознание необходимости нового знания, извлечение новых знаний (информации) из различных источников и разными способами.
Коммуникативные: использование речи для активизации действий.
Применение знаний на практике. Самостоятельная работа.
К данным словам подберите подходящие по смыслу имена собственные и запишите по образцу. Работа в парах по карточкам.
Город, девочка, река, котёнок, собака.
Слова для справок: Москва, Волга, Мурзик, Лена, Жучка.
Образец: город Москва. Учащиеся самостоятельно выполняют задание в тетради. Если времени недостаточно, то задание выполняется устно. Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и ясностью.
Познавательные: выбор основания для отбора объектов.
Познавательные: планирование, прогнозирование и структурирование знаний
Личностные: активизация самостоятельности в принятии решения.
Рефлексия. Итог урока. Завершите фразы. Сегодня на уроке:
Я узнал…
Я понял…
Мне понравилось…
Мне было трудно…
Что бы вы ещё хотели узнать об именах собственных?
Оцените вашу работу на уроке при помощи цветных шариков.
Красный – у меня все получилось
Желтый – я старался
Зеленый – я не знаю, все ли я смог сделать
Голубой – мне нужно еще поработать Учащиеся анализируют деятельность на уроке, отвечают на вопросы учителя, продолжают фразы.
Анализируют свою познавательную активность и успешность..Личностные: объяснение самому себе «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты).
Регулятивные: соотнесение результата своей деятельности с целью и оценка его.
Коммуникативные: оформление своих мыслей в устной речи с учетом учебных и жизненных речевых ситуаций.
Использованная литература.
Реализация нового образовательного стандарта: потенциал системы Л, В, Занкова. А. Г. Ванцян, Н. В. Нечаева и др. – Самара: Издательство « Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2010.
О. Е. Жиренко. Учим русский с увлечением: Формирование орфографической грамотности: 1-4 классы. – М.: 5 за знания, 2007.
В. И. Ковалько. Школа физкультминуток. – М.: Вако, 2005.
Нечаева Н.В. Русский язык. Учебник для 1 кл. Самара: «Учебная литература»: «Федоров», 2010.