Конспект урока по русскому языку на тему Правописание имён собственных
Урок русского языка во 2 классе
Тема урока: Правописание имен собственных.
Цель: обобщить знания учащихся о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Задачи:
углубление знаний об именах собственных, совершенствование навыков правописания заглавной буквы в именах собственных.
Развитие аналитического мышления, памяти, монологической речи; формирование орфографического навыка; расширение кругозора учащихся; развитие творческих способностей учащихся, исследовательских умений.
Воспитывать у детей потребность совершенствовать свою устную и письменную речь; любовь к родному краю, к животным.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование положительного отношение к учёбе и своим знаниям, развитие творческого воображения.
Метапредметные:
Регулятивные УУД- организация учащимися своей учебной деятельности: целеполагание, планирование;контроль и самоконтроль процесса и результатов учебной деятельности.
Познавательные УУД– умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос, подбирать сведения из дополнительных источников о значении своего имени и фамилии.
Коммуникативные УУД– умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умение работать в паре, в группе, оказывать взаимопомощь.
Предметные - уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных.
Оборудование и материалы:
компьютер, мультимедийный проектор, презентация ,раздаточный материал для парной и индивидуальной работы.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент. (Слайд 1)
Посмотрите все на меня!Сегодня экскурсоводом работаю я.Не теряя ни минутки,Приглашаю вас я в путь!Взять все знания в дорогу!И улыбку не забудь!
II. Постановка задач урока.
- Сегодня мы отправимся в путешествие.
Наш путь лежит в страну, которой нет на обычных картах. А что это за страна вы узнаете, если соберёте рассыпанные буквы так, чтобы получилась понятная фраза. (СТРАНА ЗАГЛАВНЫХ БУКВ) (Слайды 3-4)
- Попробуйте назвать тему нашего урока
(Тема урока «Заглавная буква в именах собственных».) (Слайд 5)
Сегодня на уроке предстоит …(формулировка задач учащимися):
уточнить представления о собственных и нарицательных именах существительных,
закрепить знания о правописании заглавной буквы в именах собственных,
iii. Словарная работа.
1) - Отгадайте загадки, запишите словарные слова.
(Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)
Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (Воробей.)
Окраской - сероватая,
Повадкой – вороватая,
Крикунья хрипловатая,
Известная персона.
Кто она? (Ворона.)
Вертится, стрекочет,
Весь день хлопочет. (Сорока.)
У косого нет берлоги,
Не нужна ему нора.
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора. (Заяц.)
Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает.(Собака)
Сама пестрая,
Ест зеленое,
Дает белое.( Корова)
Слова: воробей, сорока, собака, корова, заяц. (Проверка. Слайд 6)
2)Образуйте от названий птиц фамилии, а зверям дайте клички.(Слайд 8)
Воробьев, Сорокин, Буренка, Беляк, Рекс.
Клички животных.
- В СТРАНЕ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ обитают разные животные. Познакомьтесь с ними. (Слайд 9)
- Подберите животным клички и запишите их рядом с названиями.
Игра «Путаница»
А как выбирают клички животным? ( По характеру, по внешнему виду)
кошка Жучка
собака Мурка
корова Горлач
конь Буренка
петух Ветерок
Почему этим животным дали такие клички?
(Конь быстрый, как ветер, поэтому Ветерок.
Петух громко кричит, поэтому Горлач.
Кошка громко мурлычет – Мурка.
Буренка – бурого цвета)
- Напишите предложения, вставляя названия и клички животных.
1 ряд. Задорно лает … Барбос
2 ряд. Жалобно мяукает … Пушок
3 ряд. На дворе мычит … Белянка
Проверка работы.
3)Как называются следующие выражения? (Слайд 10)
Значение каких выражений можете объяснить?
Стреляный воробей – очень опытный человек, которого трудно провести, обмануть, или удивить.
Считать ворон - быть крайне невнимательным, рассеянным, ротозейничать.
Сорока на хвосте принесла - неизвестно откуда узнал что-либо.
Сороку считают воровкой, болтуньей, вот на нее и сваливают.
Как собака на сене - сама не ест и другим не дает.
О человеке, который сам не пользуется чем-либо и другим не позволяет.
4)Подобрать однокоренные слова к слову корова и разобрать их по составу.
Корова, коровушка, коровье, коровник.
!V. Обобщение знаний по теме «Заглавная буква в именах собственных».
1)На какие две группы можно разделить имена существительные?
( Собственные и нарицательные)
Как их будем отличать на письме?
Приведите свои примеры.
2)Проблемный вопрос (Слайд 11).
Коллективная работа (устно).
Какой вопрос беспокоит НЕЗНАЙКУ?
Улетел (О, о)рёл за город (О, о)рёл.
Наш (Ш, ш)арик поймал воздушный (Ш, ш)арик.
Хороши Г, г)руши в корзине у (Г, г)руши.
- Приведите ещё примеры слов, которые произносятся одинаково, а различаются написанием первой заглавной или строчной буквы.
(Роза – роза, Земля – земля, пушок - Пушок.)(Слайд 12)
- Чем ещё различаются слова? (Значением.)
- Почему одни слова пишем с заглавной буквы, а другие со строчной?
(Есть имена собственные – они пишутся с заглавной буквы, а есть имена нарицательные – они пишутся со строчной буквы.
- Какие слова относят к именам собственным? (Имена, отчества, фамилии людей, клички животных, названия городов, стран, улиц, рек.)
ФИЗМИНУТКА ДЛЯ ГЛАЗ (Слайд 13)
3). Работа в парах.
– На ваших столах лежат карточки.
Внимательно прочитайте слова и стрелочками распределите их по ячейкам.
-А теперь проверим.
- Составьте предложение с любым из слов. (Устная работа.)
Домик для скворцов делал Алёша Скворцов..
У моей подружки Розы замечательные розы.
4) «Есть ли среди девочек тёзки?»
- Имена бывают полные и сокращенные: Анастасия – Настя, Саша - Александра, Алеша – Алексей, Дмитрий – Дима.
- Назовите имена, принадлежащие и девочкам и мальчикам. (Саша, Женя, Валя)
- Кто такие тёзки? (Одинаковое с кем-нибудь имя)
- Есть ли у нас в классе тёзки?
- Есть ли среди девочек тёзки: Люда, Люба, Мила, Людмила? (Люда, Мила, Людмила)
ФИЗМИНУТКА
- Послушайте стихотворение З. Александровой «Восемь Тань».
В первом классе восемь Тань –
Это прямо наказанье!
Ведь у них, куда не глянь,
Всюду – Таня, Таня, Таня!
Если скажут «Таня встань!»
Встанут сразу восемь Тань.
А ведь можно очень просто
Разобраться в новичках…
- А как вы думаете, как можно разобраться в новичках?
5) Большая буква в именах, отчествах и фамилиях людей.(Слайд 14)
Что видите?(Слова)
А можно из них составить предложение?
- Составьте из слов предложение. Запишите его. Подчеркните в словах заглавную букву.
Александра Сергеевича Пушкина, сказки, дети, любят
- Подчеркните главные члены предложения, укажите части речи.
Дети любят сказки Александра Сергеевича Пушкина.
6)Большая буква в географических названиях.
- Жители СТРАНЫ ЗАГЛАВНЫХ БУКВ спрашивают, знаете ли вы свой адрес в мире?(Слайд 15)
- Запишите предложения, дополнив их словами по смыслу.
Мы живём на планете (Земля), в стране (Россия), в городе (Тюмени). Наша школа находится на улице (Домостроителей)
V. Проверка знаний, умений и навыков.
Найдите и отметьте знаком «плюс» слова, которые пишутся с заглавной буквы, остальные знаком «минус».
Результаты выполненной работы проверим.(Слайд 16).
VI. Обобщение.(Слайд 17)
- Какие слова относят к именам собственным?
Имена собственные (схема):
имена
отчества
фамилии
клички животных
названия городов, стран, улиц, рек
- Как пишутся имена собственные? Сформулируйте вывод.
Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.109
VIII. Итог урока. Рефлексия. (Слайд 18)
Учитель: - Наше путешествие подходит к концу.
Выбери подходящую для себя строку:
1.Урок полезен, все понятно.
2.Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
3. Еще придется потрудиться.
4. Да, трудно все-таки учиться
IX. Домашнее задание (творческое, дифференцированное)
Задание по выбору:
Записать названия улиц нашего города.
Сочинить сказку о волшебнике Чародее. ( Дидактический материал, с.74, упр.163)