Презентация по русскому языку для 8 класса « Разряды имён числительных»
СКОЛЬКО? Ход урокаІ. Оргмомент. Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Тема урока «Разряды имен числительных».Я предлагаю вам совершить экскурсию. Вы согласны? Но в начале запишите число, тему урока. Тридцатое январяКлассная работа Разряды имен числительных Цель нашего урока: расширить знания об имени числительном. В ходе нашей экскурсии мы познакомимся с разрядами количественных числительных и научимся употреблять их в речи.Давайте узнаем, какое определение слова «экскурсия» дает нам словарь Ожегова: Экскурсия – поездка (поход) куда-нибудь с образовательной (увеселительной) целью. Значит, сегодня в ходе нашей экскурсии мы еще много нового узнаем для себя. II. Актуализация знаний. Для определения нашей готовности к экскурсии нужно выполнить задания маршрутного листа. Заданием является выполнение тестов. 1. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:А) слова, обозначающие числа;B) слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?;C) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой? 2. Определите, какой частью речи является слово три в предложении: Теперь три морковь для борща!A) существительным;B) числительным;C) глаголом. 3. Определите синтаксическую роль числительного в предложении: Семь – нечетное число.A) подлежащее;B) сказуемое;C) дополнение. 4. Укажите имя числительное в следующем ряду:A) тройка,B) тройник,C) три. 5. Укажите имя числительное в следующем ряду:A) семилетний;B) седьмой,C) семиглавый. 6. Укажите «лишнее» в данном ряду:A) пятитомный,B) пятитысячный,C) пятый. 7. Укажите словосочетание числительное +существительное:A) пятерка за ответ,B) пятитомное издание,C) пятьдесят пять конвертов. 1. Укажите правильный вариант определения имени числительного как части речи:А) слова, обозначающие числа;B) слова, отвечающие на вопросы сколько? и как много?;C) часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок предметов при счете и отвечает на вопросы сколько? и какой? 2. Определите, какой частью речи является слово три в предложении: Теперь три морковь для борща!A) существительным;B) числительным;C) глаголом. 3. Определите синтаксическую роль числительного в предложении: Семь – нечетное число.A) подлежащее;B) сказуемое;C) дополнение. 4. Укажите имя числительное в следующем ряду:A) тройка,B) тройник,C) три. 5. Укажите имя числительное в следующем ряду:A) семилетний;B) седьмой,C) семиглавый. 6. Укажите «лишнее» в данном ряду:A) пятитомный,B) пятитысячный,C) пятый. 7. Укажите словосочетание числительное +существительное:A) пятерка за ответ,B) пятитомное издание,C) пятьдесят пять конвертов. «Правописание мягкого знака на конце и в середине числительных». Расскажите это правило. А сейчас проверим ваше умение применять данное правило на практике. Для этого приготовьте индивидуальные листы. Подпишите фамилию, имя. Я буду называть числительные, а вы в соответствии с их порядковым номером указываете знаком (+), где пишется мягкий знак в этом слове в нужной графе: в середине, в конце или без мягкого знака. 700, 80, 40, 200, 11, 16, 900, 19, 90, 17. № Ь в середине Ь в конце Нет Ь Числительные 1 Семьсот 2 восемьдесят 3 сорок 4 двести 5 одиннадцать 6 шестнадцать 7 девятьсот 8 девятнадцать 9 девяносто 10 семнадцать № Ь в середине Ь в конце Нет Ь Числительные 1 Семьсот 2 восемьдесят 3 сорок 4 двести 5 одиннадцать 6 шестнадцать 7 девятьсот 8 девятнадцать 9 девяносто 10 семнадцать III. Изучение нового материала.Мы начинаем нашу экскурсию. Центр создан по инициативе Президента Республики Казахстан Нурсултана Абишевича Назарбаева. Двери центра распахнулись для детей в 2002 году.Сюда приезжают на отдых и оздоровление одаренные дети в возрасте от 11 до 15 лет. Центр функционирует круглый год и принимает в одну смену до 300 детей из 16 регионов Казахстана. Продолжительность смен в летний период – 15 дней, в период учебного года – 20 дней.Общая площадь территории РУОЦ «Балдаурен» составляет 8,62 га. Площадь полезной застройки – 15288 кв. метров. К услугам детей два крытых плавательных бассейна: большой плавательный бассейн глубиной 1м 95 см и малый бассейн глубиной 90 см, сауна, кафе, спортивные, игровые и тренажерные залы, летние игровые площадки.Задание: назовите имена числительные. СКОЛЬКО? СКОЛЬКО? Разряды количественных числительных.Количественные числительные могут обозначатьцелые числа: один, пять, сто;дробные числа: три пятых, одна шестая.
целые числа дробные числаодин, пять, сто, три пятых, одна шестая. СКОЛЬКО? Найдите в предыдущем тексте имена числительные, к какому разряду они относятся? Числительные, обозначающие целые дробные Распределите числительные по двум группам: числительные, обозначающие целые числа и дробные. Математический диктант. «Подводная арифметика».1). Детеныш голубого кита выпивает за день 600 литров молока. Сколько молока выпьет такой малыш за 3 дня? (Одну тысячу восемьсот)2). Черепаха-атлант (ныне вымершая) была самой большой из известных морских черепах. Она весила столько же, сколько весят 60 человек (средний вес человека 70 кг.). Какова масса этого гиганта? (Четыре тысячи двести)3). В мире ежегодно продается 60 миллионов аквариумных рыбок. Сколько рыбок будет продано за 5 лет? (Триста миллионов)4). Крабы имеют целых 6 пар челюстей, которыми перерабатывают все, что им попадается – от мусора до мелких рыбешек. 6 пар – сколько же это? (Двенадцать)Задание: ответ записать словами. СКОЛЬКО? Ну, а мы приглашаем гостей дальше, и хотим показать им наш великолепный спортивный зал. Его площадь 312 квадратных метров. В зале нанесена разметка стандартной волейбольной площадки – 9 x 18 метров. Ежедневно в этом спортивном зале проходит 4-6 уроков. Физкультурно-оздоровительную работу проводят 8 учителей физической культуры. Согласно методике преподавания предмета на разминку отводится 7-10 минут, на основную часть – 25-30 минут и заключительную часть 3-5 минут. Пульс вводной части урока должен составлять 120-130 ударов в минуту, в основной части от 130-170 ударов в минуту.Задание: Выпишите числительные в два столбика – простые и составные, а потом поменяйтесь с соседом по парте и проверьте с доской. СКОЛЬКО? СКОЛЬКО? СКОЛЬКО? Выпишите числительные в два столбика – простые и составные, а потом поменяйтесь с соседом по парте и проверьте с доской: Простые Составные Простые Составные девять триста двенадцать восемнадцать двадцать пять четыре сто двадцать шесть сто тридцать восемь сто семьдесят сорок семь десять тридцать три пять Следующий пункт маршрута нашей экскурсии – столовая. В нашей столовой одновременно могут пообедать 400 человек. Для всех детей вкусную еду готовят 5 поваров. Обедают ежедневно все участники смены и 2/3 сотрудников центра. Сегодня не накрытыми осталось 5 столов. 4 отряда ездили на экскурсию в Боровое. На полдник они пришли в 17 часов.Задание: выписать имена числительные вместе с существительными. Мы продолжаем нашу экскурсию. Следующий пункт – художественная галерея, которая находится на 6-м этаже. Художественная галерея искусств была открыта 24 декабря 2009 года. Здесь представлено более 140 творческих работ участников Международного симпозиума художников. Данный симпозиум проходил в течение 2 лет, его участниками стали лучшие казахстанские художники из 16 регионов Казахстана, а также стран ближнего зарубежья. Внушительное собрание первоклассной живописи представляет разные стили и технику направлений.Задание: ответить на вопросы: когда была открыта художественная галерея? Сколько работ имеется в ее фонде? ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС Следующий пункт нашего назначения – медицинский комплекс. Здесь мы побываем в фито-баре, где нам предложат вкусный облепиховый коктейль. Коктейль не только вкусный, но и полезный. ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС Это хорошее средство от авитаминоза. Ягоды разморозить, отжать сок, смешать с сахаром и сливками. ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС На 1 стакан сока – 6 столовых ложек сахара, 2стакана сливок (для жирности добавляем сливки). Очень вкусно!Задание: записать рецепт. Назовите имена числительные. Укажите их разряд. ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС Следующий пункт назначения – концертный зал. Здесь идет подготовка к конкурсу выразительного чтения произведений великих казахских поэтов Абая Кунанбаева и Махамбета Утемисова. Разрешите познакомить вас с одним из его участников. Молдыбаева Мадинат. Участница 3 смены «Республиканская встреча победителей конкурсов «Абайские и Махамбетские чтения». Ученица 6 «Б» класса Тимирязевской общеобразовательной школы. Родилась 4 февраля 1999 года. Участвовала в школьных чтениях 2010 года, районных чтениях 2011 года. У Мадинат есть сестренка Динара, ей 5 лет.Задание: Восстановите текст (предлагается этот же текст, но без имен числительных). Числительные записать прописью. ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС V. Подведение итогов урока. Вот и закончилась наша экскурсия по центру с помощью имени числительного. Но это было только первое ознакомительное путешествие. Вы еще не раз отправитесь в это царство, ибо «Имя числительное» – один из самых интересных разделов в языкознании. Мы постоянно что-нибудь считаем: дни, часы, минуты. Считаем количество прочитанных страниц, число забитых на футбольном поле голов. И нам постоянно необходимы числительные. ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС Выставление оценок. ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС VI. Рефлексия. В завершении нашей встречи мне хотелось бы задать вам всего три вопроса.Какое числительное – порядковое или количественное – поможет нам не забыть об этом дне? Как долго мы были на экскурсии? С какой мыслью ты идешь с сегодняшнего урока? Выбери подходящую пословицу. Свой выбор аргументируй.Тяжела ты, шапка Мономаха.Повторение – мать учения.Если день ничему не научился, зря прожил день.Корень учения горек, да плод его сладок. ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС А теперь я хочу услышать от каждого из вас, что нового и интересного вы узнали на уроке?Я УЗНАЛ…Я ПОНЯЛ…МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО…МНЕ БЫЛО ТРУДНО… ЭЛЕКТРОННЫЙ АДРЕС Всем спасибо!