Правописание числительных. Склонение числительных. Морфологический разбор имени числительного.

План занятия № 22

Тема: Правописание числительных. Склонение числительных. Морфологический разбор имени числительного.
Вид занятия: практическое Цель:
Дидактическая:
- практически рассмотреть имя числительное; какими они бывают по строению и разряды числительных;
- повторить случаи употребления ь в числительных;
- рассмотреть особенности склонения отдельных числительных.
Воспитательная:
- привить интерес к изучению русского языка;
- воспитывать уважение и любовь к родному языку даже при изучении столь сложной темы – и в числах можно услышать музыку.
Методы и приемы: метод консультирования, эвристического наблюдения
Дидактические средства обучения: Доска, плакаты с высказываниями великих  людей о русском языке, раздаточный материал
Междисциплинарные связи: история, русская литература, культурология
Литература:
1.Основная:
1.1. Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Современный русский язык.: Учеб. пособие для студентов-филологов заочного обучения / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – М.: Высш. шк., 1991. – 559с.
1.2. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. редактор В. Н. Ярцева. – 2-е изд., дополненное. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 709 с.: ил.
1.3. Мигирин В. Н. Очерки по теории процессов переходности в русском языке. – Бельцы, 1971.
1.4. Сафонова С. С. Лекции по современному русскому языку (словообразование, морфология, синтаксис): Учебное пособие для студентов тюркоязычных отделений педвузов. – Казань: Изд-во ТГГПУ, 2008. – 198 с.

2.Дополнительная:
2.1. Сидоренко Е. Н. Очерки по теории местоимений современного русского языка. Киев; Одесса: Любидь, 1990. – 148 с.
2.2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л. Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е. И. Дибровой – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 704 с.


Структура занятия
1.Организационная часть.
1)Контроль посещения.
2)Готовность к восприятию занятия.

2.Сообщение темы, целей и основных задач занятия.

3.Актуализация опорных знаний студентов.
Проверка домашнего задания.

4.Мотивация учебной деятельности студентов.
Работа по карточкам. Игра «Ты телеведущий, тебе надо прочитать сообщение»
№ 1. Марс меньше земли. Поперечник планеты только в 2 раза больше поперечника Луны и составляет около 6800 километров. Время обращения марса вокруг своей оси равно 24 часам 37 минутам 26 секундам. А годичный путь его вокруг Солнца измеряется 669 земными сутками.
5. Закрепление умений и навыков

6.Структурные элементы занятия, которые обеспечивают достижение дидактической и воспитательной цели, их содержание  и последовательность.
1.Распределение числительных по разрядам.
2. Склонение числительных.
3. Составление словосочетаний «числительное + существительное»
4. Нахождение ошибок в склонении и употреблении числительных.
5. Образование порядковых числительных.
6. Морфологический разбор имени числительного


Содержание основной части занятия:

1. Перепишите числительные в таком порядке: 1) количественные, 2) порядковые, 3) собирательные, 4) дробные.
Пять, сто, одиннадцатый, двое, пятеро, семь, шесть целых три десятых, десять, пятнадцатый, семидесятый, тысяча девятьсот восемьдесят восемь, три пятых, один, триста пятьдесят седьмой, сорок и т. д.

2. Просклоняйте:
354 табуретки, 464 конверта, 757 кастрюль, 557 мотоциклов, полтораста метров, полтора килограмма, полторы минуты и т. п.

3. Составьте словосочетания «числительное + существительное». Поставьте числительные и существительные в творительном падеже.

4. Запишите числительные прописью. Раскройте скобки, поставьте числительные и существительные в нужную форму.

1. Наш город с 8760 жителями расположен на берегу Волги. 2. С (тысяча рублей) в кармане в этот элитный магазин заходить не стоит. 3. Мой родной город расположен по (оба) стороны реки. 4. Отряд противника насчитывал около 660 штыков и около (полтораста лошадей). 5. Свет с этой звезды идёт около (10 тысяч лет). 6. Из продуктов у нас осталось только 2 (яблоко), 5 (галета) и не более (полтора литра) воды. 7. (Два, двое) студентов получили именные стипендии в этом году. 8. (Четыре, четверо) суток мы пробирались по глухой тайге. 9. Если к 25367 прибавить 46838, то получится 72205. 10) В банк я вошёл с 45858 (рубль).

5. Найдите ошибки в употреблении числительных и существительных при них.
1. Кондрат Булавин вступил в город с тысячью солдатами. 2. Он сумел выбраться из окружения с полтораста лошадями. 3. Начиная своё дело, молодой банкир располагал только десятью тысячью рублями. 4. О тридцати двух рублей пришлось забыть. 5. Компания выплатила премию тридцати старейших сотрудников. 6. Эту роль репетировали трое молодых актрис театра. 7. Трое подруг весело болтали всю дорогу. 8. Деревня находится в полтора верстах от станции. 9. Более полтора тысяч участников митинга поддержали эту резолюцию. 10. Двадцать трое щипцов заказал цех на складе. 11. Три сутки плутал я по тайге. 12. Трамвайная остановка находится в полтораста шагов отсюда.

6. Запишите словами.
8, 11, 17, 60, 80, 365, 413, 515, 699, 719, 79, 800, 988.

7. Образуйте от чисел порядковые числительные и запишите их.
11, 23, 378, 500, 1000, 1256, 8000, 8663, 37 000, 9 000 000, 77 000 000.

8. Замените цифры словами, поставьте сочетания числительных с существительными в соответствующей падежной форме. В случаях невозможности образования некоторых сочетаний подберите варианты, выражающие данное значение.
На высоте 900 000 метр..., до 500 учрежден..., около 44 барж..., располагать 100 рубл..., добираться в течение 23 сут..., работают 34 ясл... и бол
·ее 52 детсад..., из 301 претендент... на первенство.

9. Поставьте числительные в родительном, дательном, творительном и предложном падежах:
642 185 231 724 879

10. Выполните морфологический разбор имен прилагательных
Рассыпался горох на семьдесят дорог (Некрасов).

(На) семьдесят (дорог)
1. Имя числительное; обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько?
2. Н. ф. – семьдесят.
А) Постоянные признаки: сложное; количественное.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
3. Образует цельное словосочетание с существительным на семьдесят дорог, которое выполняет роль обстоятельства места.

Подставив дюжие плечи под переносную трибуну, десятеро солдат тащили ее сюда (Павленко).

десятеро (солдат)
1.Имя числительное; обозначает количество предметов при счёте, отвечает на вопрос сколько?
2.Н. ф. – десятеро.
А) Постоянные признаки: простое; собирательное.
Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме именительного падежа.
3.Образует цельное словосочетание с существительным десятеро солдат, которое выполняет роль подлежащего.

7.Подведение итогов.
- Как отличить имена числительные от других частей речи, имеющих числовое значение?
- На какие группы делятся числительные?
- Чем отличаются простые числительные от составных?

8.Домашнее задание.
1. Повторить конспект лекции.
2. Выполнить упражнение
Сгруппируйте числительные по признаку: а) простые; б) составные.
Сто, одиннадцать, один, семидесятый, триста пятьдесят седьмой, три, сорок, шестьдесят, тысяча девятьсот восемьдесят восемь, девятнадцать, триста.






Инструкционная карта № 22
для проведения практического занятия по дисциплине «Русский язык»

1.Тема занятия: Правописание числительных. Склонение числительных. Морфологический разбор имени числительного
2. Цель
- практически рассмотреть имя числительное; какими они бывают по строению и разряды числительных;
- повторить случаи употребления ь в числительных;
- рассмотреть особенности склонения отдельных числительных.
- привить интерес к изучению русского языка;
- воспитывать уважение и любовь к родному языку даже при изучении столь сложной темы – и в числах можно услышать музыку.
2.1. После изучения студент должен
знать:
правописание числительных;
образование числительных;
склонение числительных;
уметь:
- находить в тексте имя числительное;
-определять морфологические признаки.
3. Материально-техническое оснащение рабочего места: раздаточный материал с заданиями практикума.
4. Инструктаж по технике безопасности _____________________________
5. Краткие сведения из теоретической части
Известно широкое и узкое понимание числительного как части речи. При широком понимании числительными считаются слова, обозначающие количество и порядок предметов при счете: два, двое, второй. В узком понимании к числительным относят только количественные числительные, порядковые же включают в состав прилагательных.
Имя числительное это самостоятельная знаменательная часть речи, объединяющая слова, которые обозначают числа, количество предметов или порядок предметов при счете и отвечают на вопрос "сколько?" или "какой?".
Выделяют количественные и порядковые числительные.
Количественные числительные обозначают отвлеченные числа (пять) и количество предметов (пять столов) и отвечают на вопрос "сколько?".
Количественные числительные бывают целые (пять), дробные (пять седьмых) и собирательные (пятеро).
Целые количественные числительные обозначают целые числа или количества. Целые количественные числительные сочетаются со счетными существительными, т. е. с такими существительными, которые обозначают предметы, которые можно посчитать штуками.
Дробные количественные числительные обозначают дробные числа или количества и сочетаются как со счетными существительными (две третьих конфет), так и с несчетными существительными (две третьих воды), но не могут сочетаться с одушевленными существительными.
Собирательные числительные обозначают количество предметов как целое. К собирательным числительным относятся слова оба, двое, трое, четверо, пятеро, шестеро, семеро, восьмеро, девятеро, десятеро.
6. Содержание и последовательность выполнения заданий
6.1. Тема
6.2. Цель
6.3. Практическая часть
Распределение числительных по разрядам.
Склонение числительных.
Составление словосочетаний «числительное + существительное»
Нахождение ошибок в склонении и употреблении числительных.
Образование порядковых числительных.
Морфологический разбор имени числительного
7. Методические указания по выполнению и оформлению.
7.1. Выполнение работ на бланках по инструкции преподавателя, рекомендованными средствами и в изложенной последовательности.
8. Рекомендованная литература
Литература:
1.Основная:
1.1. Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. Современный русский язык.: Учеб. пособие для студентов-филологов заочного обучения / Д. Э. Розенталь, И. Б. Голуб, М. А. Теленкова. – М.: Высш. шк., 1991. – 559с.
1.2. Лингвистический энциклопедический словарь / Гл. редактор В. Н. Ярцева. – 2-е изд., дополненное. – М.: Большая Российская энциклопедия, 2002. – 709 с.: ил.
1.3. Мигирин В. Н. Очерки по теории процессов переходности в русском языке. – Бельцы, 1971.
2.Дополнительная:
2.1. Сидоренко Е. Н. Очерки по теории местоимений современного русского языка. Киев; Одесса: Любидь, 1990. – 148 с.
2.2. Современный русский язык: Теория. Анализ языковых единиц: Учеб. для студентов высш. учеб. заведений: В 2 ч. – Ч. 2: Морфология. Синтаксис / В. В. Бабайцева, Н. А. Николина, Л. Д. Чеснокова и др.; Под ред. Е. И. Дибровой – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 704 с.

Заголовок 1 Заголовок 2 Заголовок 4 Заголовок 915