Конспект урока по литературному чтению И. Соколов-Микитов Вертушинка
Конспект урока.
Тема: И. Соколов-Микитов «Вертушинка».
Цели: 1. Познакомить учащихся с произведением И Соколова-Микитова;
создать условия для формирования читательских умений: прогнозировать содержание произведения по заглавию, иллюстрации, ключевым словам;
анализировать содержание;
выделять фрагменты, необходимые для ответа на вопрос;
составлять выборочный пересказ;
2. Развивать умения оценивать свои эмоциональные реакции;
развивать коммуникативные и информационные умения.
3. Воспитывать чувство любви к природе;
формировать навыки сотрудничества.
Оборудование: мультимедиа, компьютерная презентация, карточки с изображением лиц для рефлексии, учебник «Литературное чтение» Э.Э. Кац 1 часть, карточки – опоры: «Признаки литературных жанров», «Художественные приёмы», раздаточный материал для учащихся (тексты с заданиями).
Продолжительность урока – 45 минут.
Ход урока.
1.Организационный момент.
Эмоционально – психологический настрой:
Уч. – Давайте улыбнёмся друг другу. Я рада видеть ваши улыбки. Долгожданный дан звонок-
Начинается урок.
Ум и сердце в работу вложи, Каждой секундой в труде дорожи.
- Как вы понимаете последние строки?
2. Проверка домашнего задания.
- Сегодня мы продолжаем вспоминать чудесные летние дни.
Иллюстрация и рассказ о растении, которое встретилось летом и особенно запомнилось.
Критерии оценки: интерес, аккуратность, знание текста. (выслушиваются 2-3 ч.).
- Чьи выступления вам понравились больше всего? Почему?
3. Мобилизующий этап.
1.Выполните задание на карточке и сформулируйте тему нашего урока.
Составь имя и фамилию автора из слогов. Начни читать со слога И, продолжи против хода часовой стрелки.
ВАН
И
ТОВ
СО
КИ
КО
ЛОВ
МИ
Определите название произведения, исключив повторяющиеся буквы.
ДДВККЕССРББТИИУММШИФФНРРКППА
2.Формулирование темы урока учащимися: _________________________(слайд 1).
3.Целеполагание: Познакомиться с и Учитьсяи ??? произведение
4. Изучение нового материала
1.Знакомство с биографией автора, произведениями (слайды 2, 3, 4).
2. Словарная работа. - Расшифруйте слова (слайд 5). - Объясните значение слов ключ, затон.
- Найдите эти слова в толковом словаре учебника.
3. Антиципация по названию, иллюстрации, ключевым словам (слайд 6).
- Как вы думаете, о чём это произведение? (Дети высказывают предположения).
- Мы услышали несколько версий, а какая из них верная, мы узнаем, когда прочитаем произведение.
4. Чтение произведения учителем.
5.Проверка первичного восприятия. - Чьё предположение оказалось более точным?
- Какие чувства вызвало у вас это произведение?
- К какому жанру относится это произведение?
Докажите. (Карточки-опоры «Признаки жанров произведений» у каждого ученика).
5. Физкультминутка.
Уч. А сейчас и мы отправимся к речке.
К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре,
Вот как славно освежились. А теперь поплыли дружно, Делать так руками нужно:
Вместе – раз, это – брасс. Одной, другой – это кроль.
Все как один – Плывём, как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой.
6. Работа над текстом.
1.Чтение по цепочке.
2. Анализ произведения. Выборочное чтение.
Уч.- Прочитайте, где река берёт своё начало. - Как вы думаете, почему речушку назвали Вертушинкой?
- Что можно увидеть на берегу реки летом? Зимой? - Какие звуки можно услышать? - Что делал писатель возле речки?
- Какой художественный приём использовал автор при описании реки летом? (Карточка – опора «Художественные приёмы»). - Выполним работу на карточках (индивидуальная работа).
Карточка 1. Прочитай слова. Соедини их с эпитетами. При затруднении пользуйся текстом.
пчёлы быстрые
ковёр чистый, прозрачный
стрекозы
шмели лёгкие
ключ голубой
белки тяжёлые
кораблики
(Самопроверка, слайд 7).
- Подумайте, как писатель относится к Вертушинке. Выполните задание в парах.
Повторение правил «вежливого спора» (плакат на доске):
высказав свое мнение, спроси партнера: «Ты согласен?» слушай партнёра внимательно;
если ты не согласен, выскажи своё мнение. (Работа в парах)
Карточка 2. Читайте отрывки по очереди. Отметьте значком V те, в которых автор передаёт своё отношение к Вертушинке. Объясните.
«Я очень люблю»
«Зимой на снегу можно видеть»
«маленькую нашу речушку»
« живущие в лесу рогатые лоси»
(Выслушиваются ответы 2 пар).
- Найдите в тексте другие отрывки, передающие отношение автора к маленьким речкам.
- Что Вертушинка напоминает Соколову-Микитову? Почему?
- К какому фрагменту текста дана иллюстрация? Согласны ли вы с художником?
3. Выполнение дифференцированных творческих заданий на карточках (по уровню интеллектуального развития).
Нарисуй, как выглядит Вертушинка летом. Впиши нужные слова, используя текст в учебнике.
Летом много растёт на Вертушинки. Цветут голубые. Плавают жёлтые . Порхают над цветами . Резвятся бабочки, перелетают быстрые . Садятся на кашку шмели.
Нарисуй, как выглядит Вертушинка летом. Составь пересказ, используя эпитеты (карточка 1).
Напиши мини – сочинение на тему «Кому и о чём могла рассказать Вертушинка?»
Заслушать по 2 ученика по каждому уровню заданий.
7. Подведение итогов.
Уч.- С каким произведением познакомились? - Что узнали из рассказа о речках?
- Заканчивая разговор о произведении Соколова-Микитова, я предлагаю вам составить синквейн.
Правила составления:
Первая строка - тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).
Вторая строка - характерные признаки предмета (два имени прилагательных).
Третья строка - характерные действия или состояния предмета (три глагола).
Четвёртая строка - что автор думает? (Фраза из четырёх слов).
Пятая строка - новое звучание темы (синоним) или ассоциация. (Составление синквейна вместе с учителем).
Пример синквейна:
Вертушинка.
Маленькая, быстрая.
Бежит, журчит, радует.
Дом для растений и животных.
Жизнь.
8. Рефлексия.
1. На доске рисунок реки, на реке кораблики, на которых – этапы урока (словарная работа, работа с текстом, творческие задания).
Уч. У вас на парте по 2 карточки: «весёлое личико» и «грустное личико». Прикрепите «весёлое личико» на кораблик, указывающий на задание, которое у вас хорошо получилось, а «грустное личико» на кораблик с заданием, при выполнении которого были трудности. Можно использовать только одну карточку.
Уч. Посмотрите, ребята, на всех корабликах весёлые «личики».
2.Закончите высказывания: (б), в) – выслушать детей с низкой школьной мотивацией и с проблемами в общении).
а)«Мне на уроке было трудно, потому что»
б)«У меня всё получилось, потому что»
в)«За что ты бы себя похвалил?»
г)«За что ты бы похвалил партнёра?»
9.Информация о домашнем задании.
Страница 9, задание 6:
- составить рассказ о реке, возле которой ты бывал, по плану в учебнике;
- подготовить иллюстрацию и пересказ отрывка с использованием эпитетов;
- подготовить иллюстрацию и пересказ, используя текст – опору;
- написать мини-сочинение;
Приложение 1.
Художественные приёмы.
Олицетворение – наделение неживых предметов признаками, свойствами, действиями человека.
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь она завоет.
То заплачет, как дитя.
(А. Пушкин)
Сравнение – образное выражение, в котором сопоставляются два предмета, явления с целью пояснить один из них с помощью другого.
Мой спутник – дождик! Ты в речной воде
Шипишь, как масло на сковороде
(В. Берестов)
Эпитет – художественное определение предмета или действия.
Закружилась листва золотая
В розоватой воде на пруду
(С. Есенин)
Признаки литературных жанров.
Признаки сказки.
1.Наличие вымысла.
2.Своеобразное начало (зачин), продолжения, концовка.
3.Повтор (чаще троекратный повтор)
4.Сказочные слова и выражения.
5.Добро побеждает зло.
Признаки рассказа.
1.Повествование о реальных событиях.
2.Небольшой объём.
3.Немного действующих лиц.
4.Описание одного эпизода.
Признаки стихотворения.
1.Короткая строка (столбик).
2.Рифма.
3.Ритм.
4.Выражение переживаний, чувств.
Приложение 2.
Синквейн – приём технологии критического мышления. В переводе с французкого слово «синквейн» означает «пять». Это стихотворение, состоящее из пяти строк, которое строится по правилам.
Правила построения синквейна:
1 строка – 1 ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющее содержание.
2 строка – 2 прилагательных, описывающих тему.
3 строка - 3 глагола, характеризующих действия, которые производит существительное.
4 строка – короткое предложение, фраза из 4 слов, показывающая отношение автора синквейна к теме.
5 строка – синоним или ассоциации из одного слова, которое повторяет суть темы (обычно существительное).
Синквейн можно использовать на уроках литературного чтения, русского языка, окружающего мира, информатики, истории.
Синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, синтеза и обобщения понятий и информации. Он учит использовать понятия и определять своё отношение к рассматриваемой проблеме, применяется в качестве средства творческой выразительности.
Синквейн может использоваться на разных стадиях урока:
на этапе актуализации опорных знаний;
на этапе осмысления - вдумчивая работа над новыми понятиями;
на этапе подведения итогов и на этапе рефлексии – средство творческого выражения осмысленного материала.
Самоанализ урока литературного чтения УМК «Планета знаний» 2 класс
Обучение литературному чтению осуществляется по УМК «Планета знаний» под редакцией Петровой И.А. Автор учебника «Литературное чтение – Кац Э.Э., 2012 год. Курс рассчитан на 102 учебных часов, по 3 часа в неделю.
Содержание и построение этого курса определяются возрастными особенностями младших школьников, уровнем развития их эмоционально – чувственной сферы, их личным жизненным опытом и предоставляют возможность формировать у учащихся умения:
решать творческие задачи;
распределять работу и договариваться в процессе коллективной деятельности;
самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебных задач;
формировать навыки самоконтроля.
Урок по теме «И. Соколов-Микитов. Вертушинка» включён в раздел «Осень пришла», в 1-ю часть – «Вспомним лето».
Тип урока: изучение нового материала.
Этапы урока:
Организационный момент.
Эмоционально - психологический настрой.
Приём «Улыбнёмся друг другу», настрой в стихах.
Проверка домашнего задания.
Использование критериев для оценивания ответов одноклассников.
Мобилизующий этап.
Метод: частично – поисковый.
Формулируют тему урока через творческие задания; целеполагание.
Изучение нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративный, частично – поисковый, словесный.
Демонстрация компьютерной презентации;
определение словарных слов (ребусы);
самопроверка;
работа с толковым словарём учебника;
антиципация по названию, иллюстрации, ключевым словам;
первичное чтение, проверка первичного восприятия.
Физкультминутка.
Упражнения в игровой форме, связанные с содержанием прочитанного произведения.
Работа над текстом.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый, творческий.
Чтение произведения учащимися по «цепочке»;
анализ содержания текста, выборочное чтение, определение художественных средств, позиции автора;
дифференцированные творческие задания (по уровню интеллектуального развития).
Подведение итогов урока.
Методы: частично – поисковый, творческий.
Приём: синквейн - средство выражения творческого осмысленного материала.
Рефлексия.
Приёмы: карточки с изображением лиц, «Закончи предложение».
Самооценка и суждения учащихся о своей деятельности на уроке, своего партнёра, выявление эмоционального состояния каждого ученика.
Информация о домашнем задании.
Дифференцированные задания.
Урок вызвал интерес учащихся. Дети были внимательны и активны. Использованные на уроке разные формы учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная позволили включиться в работу всем учащимся. В парной работе отрабатывались приёмы учебного сотрудничества, делового и личного общения. Дифференцированные творческие задания были направлены на усиление глубины понимания школьниками прочитанного произведения, активизации познавательной деятельности учащихся и развитие их индивидуальных способностей. Учащиеся с низким уровнем интеллектуального развития успешно выполнили посильное для них задание. Дети смогли правильно оценить свою работу на уроке, своего партнёра, попытались выявить причины успеха и неуспеха собственной деятельности. Всем учащимся была поставлена оценка за выполнение заданий. Результатом деятельности детей стала книжка с рисунками, сочинениями (приложение 3).
15