Технологическая карта урока по русскому языку по теме Большая буква в именах собственных
Технологическая карта урока
Учитель: Пшеченко Наталья Евгеньевна
Учреждение: МБОУ « СОШ № 3»
Предмет: русский язык
Класс: 2 «Б» класс
УМК: Школа России
Тема урока: «Заглавная буква в именах собственных».
Тип урока: мультимедиа – урок, урок-путешествие.
Формы: фронтальная, работа в парах, групповая работа.
Технологии: проблемно-поисковая, игровая.
Методы обучения: проблемно-поисковые, практические, словесные.
Основные понятия, термины: имя существительные, одушевленные, неодушевленные имена существительные, имена собственные, нарицательные.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация, учебник «Русский язык» и рабочая тетрадь к учебнику, карточки с заданием; у учащихся – рабочие тетради, учебник, карточки с групповыми заданием.Тема раздела Части речи
Тема изучения Заглавная буква в именах собственных.
Цель создать условия для формирования и развития умения писать заглавную букву в именах собственных, различать имена собственные и имена нарицательные.
Планируемые результаты Личностные ууд:
- проявлять готовность и способность к саморазвитию.
- формировать целостный взгляд на мир, уважительное отношение к иному мнению; принятие
социальной роли обучающегося,
- развивать мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения;
- проявлять этические чувства, доброжелательность и эмоционально нравственную отзывчивость;
- повысить интерес учащихся к художественным произведениям и русскому языку. Познавательные ууд:
- использовать общие приёмы решения задач
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- самостоятельно выделять
и формулировать познавательную цель;
Регулятивные ууд:
- сличать способ действия;
- выполнять задание в соответствии с поставленной целью, отвечать на конкретный вопрос;
- проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности.
- развивать умение правильно строить предложения;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем.
Коммуникативные ууд:
- формулировать свои затруднения;
- формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы;
- формировать умения делать самостоятельно выводы, обобщения;
- адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих. Предметные ууд:
научатся:
- оформлять имена собственные в фамилиях, именах, отчествах людей, кличках животных, географических названиях
- выбирать имена собственные, подходящие по смыслу.
Содержание урока
№ Этап урока Деятельность учащихся Деятельность учителя Формирование УУД
1. Организационный этап. Мотивация.
Формулирование темы урока, постановка цели. Цель – создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность. Приветствуют учителя. Знакомятся, проявляют интерес в конечном результате. Осознают важность и интерес выполнения задания и активно включаются в процесс развития
Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока Приветствует учащихся. Стимулирование мотивации на занятие Психологическая подготовка к восприятию темы.
Установление эмоционального контакта.
Подводит к озвучиванию темы и цели урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.
Ребята, у нас на уроке сегодня присутствуют гости, давайте повернемся к ним и подарим им свои улыбки и хорошее настроение.
Сегодня у нас необычный урок, а урок - путешествие. И куда мы с вами отправимся, в какую страну, вы догадайтесь сами. Это страна нашей изучаемой темы. Соберите правильно буквы и узнайте, как она называется.
Страна заглавных букв.
Тема « Заглавные буквы в именах собственных».
А чему бы вы хотели научиться на уроке? Что повторить или закрепить по этой теме?
Познавательные УУД
1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
2. Представлять информацию в виде схемы.
3. Выявлять сущность, особенности объектов.
4. На основе анализа объектов делать выводы.
5. Обобщать и классифицировать по признакам.
6. Ориентироваться на развороте учебника.
7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.
2. Актуализация изученного с элементами проверки домашнего задания.
Цель – создать условия для повторения изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Устные ответы детей
Дети записывают в тетради.
Учащиеся записывают словарные слова самостоятельно:
воробей, ворона, сорока, медведь
лиса, заяц
1. Устный мини-опрос.
Что обозначает имя существительное?
На какие вопросы отвечает имя существительное?
На какие группы делиться имя существительное?
Как изменяется имя существительное.
Открываем тетради, записываем число, классная работа.
2. Минутка чистописание
Написание строчной и прописной буквы Г г и предложения:
Юрий Алексеевич Гагарин - первый космонавт.
- Почему мы записали это предложение?
-Кто такой Ю.А. Гагарин?
3. Словарная работа.
Сегодня напишем словарный диктант. А что это за слова, вы узнаете, если внимательно посмотрите не слайд и догадаетесь, кто там изображен. Запишите слова, поставьте ударение, подчеркните опасное место.
Проверьте по образцу, что у вас должно получиться. Оцените свою работу.
А как нужно относиться к животным и птицам в зимний период? Почему? Регулятивные УУД
1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
3. Формулирование проблемы, планирование деятельности.
Проблемная ситуация.
(слова могут быть написаны с заглавной и прописной буквы в зависимости от того, что это слово обозначает)
Объясняют правило и делают вывод о написании нарицательных и собственных имен существительных,
Имена собственные пишутся с заглавной буквы.
Читая книгу, я увидела, что слово лев написано с
маленькой буквы, а потом встретила слово Лев,
написанное с большой буквы.
Могло ли так быть?
Работа по учебнику. Работа у доски.
С. 20 упр. 36 Выпишите пары слов: собственное и нарицательное имя существительное.
Что такое нарицательное имя существительное и собственное имя существительное?
Как они пишутся?
Распределите слова по ячейкам
- чему мы должны научиться на уроке?
– Какое правило, о написании имен собственных мы знаем?
– Сделайте вывод о том, как же нужно писать собственных имен существительных? 4. Физкультминутка. Цель - создать условия для снятия утомляемости учащихся. Выполняют упражнения для глаз. Звездное небо 5. Этап отработки умений и навыков изученного. Цель - создать условия для освоения способа действия с полученными знаниями о правописании собственных имен существительных в практической деятельности. Заглавные буквы в именах, отчествах и фамилиях людей.
Заглавные буквы в географических названиях.
Заглавная буква в кличках животных Записывают полученные фамилии
Дети передают тетради соседу по парте, делают взаимопроверку.
Разгадывают ребус, записывают имена. (Зоя, Никита, Елена, Игорь)
Объясняют написание заглавной буквы.
Ответы учеников с объяснениями.
Записывают предложение, выделяют грамматическую основу предложения. Проверка по образцу, самооценка. Вывод.
Вставляют слова Земля, Россия, Калач, Коммунистическая.
Записываю слова, подчеркивают заглавные буквы. Делают вывод, как пишутся имена существительные в географических названиях.
Подбирают клички животных к названиям животных. Делают вывод о написании заглавной буквы в кличках животных.
Работа группе.
Проверка по образцу.
Самооценка работы каждой группы по алгоритму.
А сейчас следующее задание.
Мы оказались на аллее Фамилий. Ваша задача вспомнить словарные слова, которые вы сегодня записывали, и составить из них фамилии. Запишите полученные фамилии, подчеркните в них заглавные буквы.
Произведите взаимопроверку: передайте тетрадь соседу по парте и сверьте записи с доской
Оцените работу товарища, поставьте смайлик.
Перед вами площадь имен.
Ваше задание разгадать ребусы и записать зашифрованные имена.
Подчеркните заглавную букву в словах.
-К какому выводу мы пришли?
Наше путешествие продолжается, и мы оказались на море отчеств.
Назовите фамилию имя отчество сказочного героя. Почему отчества дают детям по имени отца? Выскажите свои предположения.
Работа у доски. Проверка.
Составьте из слов предложение. Подчеркните заглавные буквы.
Выделите грамматическую основу предложения, подчеркните подлежащее и сказуемое.
Проверьте по образцу. Оцените свою работу смайликом. Сделайте вывод.
У каждого из нас есть адрес, где мы живем. Наша страна очень большая, в ней множество красивейших городов, но у каждого из нас есть еще и малая Родина – место, где живем.
Прочитайте предложения и вставьте недостающие слова. Как записаны эти слова? Почему? Сделайте вывод, как пишутся географические названия. Выпишите имена собственные из этого текста.
Подберите клички животным. Почему они записаны с прописной буквы?
Сделайте вывод, как пишутся клички животных.
Следующее задание вы будете выполнять в группах.
Перед началом работы вспомним правила работы в группе. Распределите обязанности, чтобы справиться с работой и уложиться во времени. У вас на партах тексты с пропущенными словами, Выберите слова из слов для справок и вставьте в текст.
Сверьте свои записи с образцом.
Летом Катя и Иван жили в деревне Сосновка. По утрам Катя кормила кошку Мурку, а Иван кормил собаку Рекса. Во дворе у дедушки Гриши жили корова Бурёнка, коза Милка и петух Крикун.
Оцените работу своей группы по алгоритму. Коммуникативные УУД
1. Развиваем умение слушать и понимать других.
2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3. Оформлять свои мысли в устной форме.
4. Умение работать в паре.
6. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности. Цель - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности Домашнее задание
Участие в игре
Ответы детей
. Итак, какие группы имен собственных мы повторили сегодня?
Давайте подведем итог с помощью игры.
Игра “Самый внимательный”
Если вы согласны с моим утверждением, то хлопните в ладошки, если нет – тишина.
Дима, котенок, Волга, дядя, Москва, собака, Петров, река, Рекс.- Давайте вспомним: какая тема урока была?
- Что узнал для себя, что открыл?
-Чему научился? Что смог?
За что можешь похвалить себя, одноклассников?
Р. т. с. 18 упр.12 Личностные результаты
1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.
2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.