Конспект по русскому языку для 2 класса «Большая буква в именах собственных»


Урок по русскому языку «Большая буква в именах собственных»
Цели:
- познакомить учащихся с понятием Имена собственные, формировать навык правописания большой буквы в именах собственных;
- обогащать словарный запас учащихся;
- воспитывать чувство патриотизма, гражданственности, любви к родному краю, уважения к товарищам, самостоятельность;
- развивать речь, воображение, мышление, творческие способности учащихся;
- развивать интерес к русскому языку;
- использовать здоровьесберегающие технологии с целью сохранения здоровья учащихся.
Оборудование:
- презентация к уроку, карточки с индивидуальными разноуровневыми заданиями.
Ход урока:
Орг.момент. - Ребята, любите ли вы преодолевать трудности? Поднимите руку, кто уверен, что справиться с сегодняшними заданиями. Трудности преодолеваются, если человек все делает с хорошим настроением, хорошими мыслями и если рядом друзья. - Прислушайтесь к себе: какое у вас настроение? - Посмотрите на столе у каждого лежат солнышко и тучка. Какая из карточек отражает ваше настроение, покажите.
Давайте постараемся все вместе улучшить наше настроение к концу урока. Настроение у нас – отличное, СЛАЙД 2 А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок начинать пора.
1. Каллиграфическая минутка.
Прежде чем приступить к работе, сделаем разминку для пальцев. «Кулачки-ладошки»
Есть у любого два кулачка Хлопнул один по другому слегка Ну а ладошки не отстают, Следом за ними весело бьют, До чего стараются Так и рассыпаются. Кулачки давай сердиться, Громче хлопать стали, А ладошки-баловницы Тоже не отстали.
- Приготовьте тетради к работе.
Я тетрадь свою открою СЛАЙД 3
и наклонно положу.
Я от вас, друзья, не скрою –
Ручку правильно держу.
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь. - Внимательно посмотрите на запись сегодняшней даты. Скажите, есть ли какие-нибудь орфограммы в этой записи? - Запишите в тетрадях число.
- Урок начинаем с каллиграфической минутки.
- Я задумала букву, с помощью фонетического вопроса. Определите, написание какой буквы мы будем повторять.
Эта буква обозначает непарный звонкий согласный звук, который может быть и твёрдым и мягким. Эта буква состоит из двух элементов: прямой наклонной линии и двойного крючка. (Р)
- Определим высоту и наклон букв и элементов, которые мы будем прописывать с помощью точки и короткой наклонной линии, точки и длинной, пересекающей нижнюю линию рабочей строки палочки.
Я показываю на доске, вы за мной в воздухе, а потом записываете в тетрадях.
САМООЦЕНКА.
- Под самым  красивым соединением букв поставьте точку.
2. Орфографическая работа
- Запишем пословицу, в которой встречается эта буква. СЛАЙД 4 Без труда не выловишь рыбку из пруда.
Как вы понимаете эту пословицу? Назовите слово, в котором букв больше, чем звуков. Почему?
Есть ли в этой пословице слова, произношение которых не совпадает с их написанием. Почему? Какая это орфограмма?
рыБку – рыба
вылОвишь – ловит, улов без,из – предлоги со словами пишутся раздельно
- Для каких слов, слова «труда» и «пруда» являются проверочными?
Запишем проверочные слова с предлогами, рядом запишем проверяемые слова.
без труда – труд
из пруда – пруд
3. Введение в тему урока.
- Как мы оформили пословицу на письме? Что мы записали? (ПРЕДЛОЖЕНИЕ) СЛАЙД 5
- Что такое предложение?
- Что выражает предложение? Сколько слов может быть в предложении?
- Как оформляется предложение при письме?
- А бывают ли случаи, когда в середине предложения пишутся слова с заглавной буквы? В СЕРЕДИНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПИШУТСЯ С БОЛЬШОЙ БУКВЫ ИМЕНА СОБСТВЕННЫЕ. СЛАЙД 6
- Это и есть тема нашего урока. Правописание имён собственных. Теперь нам остаётся выяснить, какие слова относятся к именам собственным.
- У каждого из нас есть имя, фамилия, отчество.Назовите каждый свою фамилию, имя и отчество. Как пишутся имена, отчества и фамилии?
Продолжите предложения и запишите в тетрадь.
Меня зовут ____________. СЛАЙД 7
Моя фамилия ____________.
Когда я вырасту, меня будут звать __(И.О.)___________ . - Чтобы правильно написать своё отчество я вам приготовила памятку. Найдите своё отчество и спишите без ошибок. СЛАЙД 8 - Итак, какие слова мы написали с Б.б.? Значит Ф.И.О. – это имена ……
СЛАЙД 9
С/работа. Карточка, задание №1
Минутка отдыха. Упражнение «маятник». Зарядка для глаз «пружинка». СЛАЙД 10
- Если вы правильно отгадаете ребусы и с этими словарными словами составите предложения, узнаете, какие ещё слова относятся к именам собственным.
СЛАЙД 11
Р 1 а100

Словарь: Родина, столица. СЛАЙД 12
- Составьте с этими словами предложения. (Лучший вариант записываем с комментированием)

Наша Родина – Республика Казахстан. СЛАЙД 13 – Родиной мы зовём Казахстан потому, что здесь мы родились, говорим на родном нам языке. Здесь всё для нас родное.
Столица нашей Родины – город Астана. Астана расположена на берегу реки Есиль. СЛАЙД 14, 15 – Столица – это главный город страны. В столице живёт и работает президент. Более 150 лет назад на берегу реки Есиль люди построили город, который назывался Акмолинском, потом Целиноградом, потом Акмолой. А с 6 мая 1998 года его стали называть Астана.

В Казахстане очень много красивых городов, поселков, сёл, аулов. А как называется посёлок в котором живём мы? Как это записать?
Я живу в посёлке Осакаровка на улице….. . (ПАМЯТКА 2) СЛАЙД 16
- Какие слова мы записали с большой буквы? Значит, названия стран, городов, поселков, названия рек – это тоже имена …… СЛАЙД 17
Карточка. Задание № 2.
Физ. минутка для снятия мышечного напряжения. СЛАЙД 18
У нас осталась неоткрытой ещё одна карточка. Чтобы узнать, какие ещё слова относятся к именам собственным, работаем с текстом на памятках. Читаем предложение, находим ошибки, записываем правильно, выделяем орфограммы.
Мой друг витя живёт в деревне дубровка.. Деревня стоит на берегу озера круглое. У вити есть верный пёс дружок. СЛАЙД 19
- Почему последнее слово в последнем предложении вы написали с Б.б.? Значит, клички животных – это тоже имена …... . СЛАЙД 20
Карточка . Задание № 3
-Я хочу повторить вопрос, который задала в начале урока: бывают ли случаи, когда в середине предложения пишутся слова с заглавной буквы? Какие слова пишутся с Б.б. всегда? - Давайте попробуем сформулировать правило. –
К именам собственным относятся: …. . Имена собственные пишутся с Б.б.
- А сейчас откроем стр. 103 и сравним наше правило с правилом учебника.
Значит, цель нашего урока выполнена Мы теперь знаем, что И.О.Ф., названия…, клички животных – это имена собственные и всегда пишутся с Б.б.
- Буква обычная выросла вдруг СЛАЙД 21 Выросла выше букв – подруг Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело… Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметнее быть и виднее. Чтобы звучали громко и гордо Имя твоё, имя улицы, города, Буква большая, совсем не пустяк В букве большой – уважения знак. (Е.Измайлов)

1.
Напиши 3 женских имени.
Напиши 3 мужских имени. ______________________________________
______________________________________
2.
Напиши 3 названия городов ______________________________________
3.
Придумай интересные клички животным. Конь ________________
щенок _________________
корова _________________
кошка __________________
коза ____________________
Д/З И прежде чем закончить урок, я хочу, чтобы вы продолжили предложения:
Сегодня на уроке мы вспомнили …. СЛАЙД 22
Сегодня на уроке мы узнали, что …….
Мне было трудно……..
Я навсегда запомню, что …..
- Каждый из вас хорошо работал на уроке, и каждый получит оценку за работу на индивидуальных карточках.
- Прислушайтесь к своим ощущениям, оцените свою работу на уроке, покажите карточку, соответствующую вашему настроению. Я очень рада, что с урока вы уходите с хорошим настроением. Спасибо за хорошую работу. СЛАЙД 23