Урок литературы в 10 классе по повести Н.С.Лескова «Очарованный странник»

Повесть Н.С.Лескова «Очарованный странник».
Поиски правды и справедливости в жизни.

Задачи:
а) образовательные – учить понимать художественный мир писателя, помочь учащимся проникнуть в мир авторских чувств и идеалов: ненависть к рабству и деспотизму, сострадание к угнетённым, любовь к отечеству и вера в его великое будущее;
понять Лескова в развитии демократической мысли;
постижение основных проблем произведения: обличение невежества и нравственной низости помещиков-крепостников, защита человеческого достоинства, проблема идеала, проблема положительного героя;
расширение кругозора, постижение художественного произведения;
б) развивающие – развитие эстетического вкуса; развитие у школьников умения обосновывать своё мнение о произведении и его героях;
совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки;
в) воспитательные – побуждение к самосовершенствованию;
формирование активной гражданской гражданской позиции, высоких нравственных качеств;
формирование мировоззрения читателя.

Оборудование урока: библиотечка произведений Лескова;
изучаемое произведение;
плакат с высказыванием Лескова о народе;
стенд с иллюстрациями и рисунками учащихся;
словари;
ТСО.

Домашнее задание к «Очарованному страннику»:
Композиция повести.
Роль пейзажа в повести Лескова.
Эволюция главного героя в повести.
Образ Грушеньки.
Кого из своих героев и за что любил Лесков?

Словарная работа:
беллетристика - /фр./ изящная словесность/ - художественные
произведения в прозе /романы, повести, рассказы/;
иконостас – перегородка с иконами и резными дверями в
православном храме, отделяющая алтарную часть от основной части
интерьера;
алтарь – главная восточная часть церкви (в православной церкви
отделённая от общего помещения иконостасом); счастье – чувство и
состояние полного, высшего удовлетворения.
Дубинская В.К.: Наша цель сегодня на уроке – подумать о жизни, подумать над собой, возбудить в себе энергию созидания, высокое чувство ответственности не только за себя, но и за время, в которое живём.

Знакомясь на уроке с беллетристическими произведениями самобытного и оригинального художника слова Николая Семёновича Лескова, мы отмечаем, что он пришёл в литературу с огромным запасом жизненных наблюдений, со своими темами, с ярко выраженной своеобразной манерой письма.
Почему мы его считаем беллетристом и что такое вообще беллетристика?
/Идёт работа над словом./
В связи со сказанным эпиграфом к уроку могут стать слова Н.С.Лескова из его автобиографических записок:
- Я смело, даже, может быть, дерзко, думаю, что я знаю русского человека в самую его глубь, и не ставлю себе этого ни в какую заслугу Мне непристойно ни поднимать народ на ходули, ни класть его себе под ноги. Я с народом был свой человек
С юношеских лет Лесков горячо сочувствовал униженным и обездоленным и страстно ненавидел крепостнический произвол. В поисках людей честных, бескорыстных, творящих добро, он изучал быт и нравы русских, украинцев, эстонцев, других народов. Сам он был человеком, который любил добро ради самого добра.
Не удивительно, что писатель беспощадно порицал зло и с глубоким сочувствием рассказывал о трагических судьбах самобытных талантов, гибнущих от произвола, дикого и косного барства.
В 70-х годах Лесков, по словам Горького, «начинает создавать для России иконостас её святых и праведников. Он как бы поставил целью себе ободрить, воодушевить Русь, измученную рабством»

Мадлей Л.С. проводит словарную работу (иконостас, алтарь).
О Н.С.Лескове так сказал М.Горький: «Один из лучших писателей наших» Все усилия мысли, вся страстность мятежного сердца писателя были устремлены к тому, чтобы себя «положить на пользу России» и «всей вселенной». Проблема идеала, проблема положительного героя особенно остро встала перед Лесковым с середины 70-х годов.
Обратясь к жизни народа, Лесков нашёл среди простых людей подлинно героические личности, и это позволило ему обрести веру в будущее России. Он раскрывал в разнообразных обстоятельствах жизни характеры русских людей, изображённых трезво, но с неизменной любовью и симпатией. Поиски своеобразного, оригинального человека привели писателя к созданию «богатырского духа», носителей основных качеств русского народного характера: искренние и цельные, упорно и самоотверженно несущие бремя своей судьбы и всегда готовые постоять за правду. Герои Лескова, вышедшие из народной среды, в поисках правды готовы на любые жертвы, они мужественно встречают собственные неудачи и сочувствуют страданиям своих ближних. Это нравственно возвышает их над остальной инертной массой, свидетельствует о духовном богатстве их натуры. Характерный для Лескова интерес к незаурядным натурам из народа сближал писателя с демократическим направлением в русской беллетристике. Но беллетристы-демократы рисовали социальные конфликты, а Лесков видел лишь общую безотрадную картину народной жизни.
Герои-праведники в произведениях Лескова характерны не только тем, что они русские люди, но прежде всего тем, что они люди в полном смысле этого слова: добрые, бескорыстные, отдающие себя на службу обществу, умеющие и сострадать и бороться со злом.
Иван Северьяныч Флягин в «Очарованном страннике» - бедный крепостной, поражает своей смелостью и мужеством.
Он проклинает тёмное прошлое, не мира и тишины, а боя жаждет его душа. "Мне за народ помереть хочется... Я тогда клобучок сниму, а омуничку одену",- говорит Флягин, очутившийся в конце жизни в монастыре. Такие люди живут на свете ради добра, а не ради собственного благополучия. Они пытаются исправить людские души силою собственного примера, каждодневного подвига во имя справедливости.
Праведники у Лескова - душа народа, его совесть, рыцари добра и справедливости. Это люда высокого самоотвержения, имеющие своё особое
лицо. Их стремление к добру, к поискам истины, к защите обездоленных активно и страстно. Это не сочувствователи, а борцы, отдающие себя
людям до конца. Это люди несгибаемых характеров, широкой натуры,
близкие к былинным русским богатырям, детская чистота и наивность сочетаются в них с отвагой воина, мудростью пророка, одержимого подвижника. И пусть судьба их трагична - сила духа неколебима: они
готовы к жертвам. И эта личность не только в среде разночинцев-
демократов или мыслящей интеллигенции - они в самой гуще народа.
Лесков неуклонно следовал жизненной правде, какой бы горькой и страшной она ни была. Мир полон неправды и зла, он нуждается в праведниках, в рыцарях духа, указывающих людям путь к борьбе и спасению.
У писателя есть стойкая вера в те коренные понятия о достоинстве, справедливости и правде, которые всегда живут в народе и противостоят злу и лжи. О сокровенном гуманизм Н.С.Лескова с великим сочувствием
и восхищением писал Максим Горький:
- Лесков понимал как никто другой до него, что человек имеет право быть утешен и обласкан, человек должен уметь ласкать и утешать и ненавидеть злое, можно добавить в унисон с Лесковым. Он показал, что защитник сам становится жертвой несправедливого общественного строя, потому что строй этот зиждется на зверином законе сильного.
Поиски положительного героя привели Лескова к критике тех социальных условий, которые препятствовали деятельности этих героев. Эти люди – олицетворение совести народа. Автор считает жизнь оправданной, если она помогает пробуждению совести у окружающих.
Конечно, у них нет ясной программы действий, они лишь пытаются осмыслить цепь жестоких случайностей, «сюрпризов», из которых состоит вся их жизнь. Но они не смиряются, они вечно в беспокойстве, в думах о народе. Но в этом их сила, залог того, что они найдут верную дорогу борьбы.
Как правило, герой Лескова – человек, думающий о своём маленьком, скромном счастье. И события развёртываются таким образом, чтобы ярче выявить неустройства общественной жизни, невозможность осуществить даже скромные желания человека.
Лесков прошёл долгий путь многострадального искания истины. Горячая любовь к родине, к народу помогли ему сквозь туман заблуждений принести веру в прекрасного человека и в то, что будущее принадлежит добру и справедливости.
Итак, путь вечного искания истины, добра и справедливости
Эта тема актуальна не только для Лескова как писателя, но и для него как философа-гуманиста, Протоирей Александр Мень в книге «Сын человеческий», посвящённой ИИСУСУ ХРИСТУ, подчёркивает что «хотя Иисус часто вёл жизнь странствующего проповедника, ученики не могли не чувствовать, что у него есть некий план, подобно далеко идущему плану полководца".
Всю жизнь шёл Христос к своему храму: через туман непонимания, мужественно преодолевая трудности очищающего пути. Храм - всесияющая пустыня, это совершенная, высоконравственная жизнь человека, народа, человечества.
Сегодня признано значение Евангелия, Библии как памятников культуры. А истинная религия, как подчёркивал Владимир Соловьёв, сын знаменитого историка Сергея Михайловича Соловьёва, всегда начинается с проповеди покаяния и с внутренней перемены в кающемся. Поиски истины, идеала свойственны и герою повести Лескова.
Рассмотрим, что значат слова Ивана Северьяныча Флягина: «Надо было другому призванию следовать».
Что такое призвание в жизни человека? /Талант, который дан ему от природы./
А что значит призвание для Ивана Северьяныча? /Некая высшая сила, от которой зависит его жизнь./
Из каких ярких эпизодов складывается его жизнь?
- Незаурядная личность и его противоречивость видим в том, что с первых страниц повести он нечаянно убивает человека, встретившегося ему на пути, и в то же время, рискуя жизнью, спасает жизнь своему барину.
- Следующий эпизод служба в няньках. «Ты, говорит, верно, если голубят жалел, так ты можешь моё дитя выходить». И чуть позже добавляет: «Русский человек со всем справится». «Страшно я стал к ней привыкать, я то дитя любил» - эта привязанность определяет поступок: ему понятны страдания матери, что «пополам рвётся» между ремонтёром и дочерью.
Иван Северьяныч Флягин – человек непредсказуемых эмоциональных реакций. Воспитание чувств героя идёт через испытание привязанностью к беззащитному ребёнку. Было и тягостное испытание пленом, где развилось тягостное всепоглощающее чувство тоски по Родине, пришло осознание себя русским человеком: «дождёшься ночи, выползешь потихоньку за ставку, чтобы никто бы тебя из поганых не видел так молишься что где слёзы падали – утром травку увидишь».
Любовь Ивана Северьяныча ставит его перед самым мучительным испытанием в жизни: помогает Грушеньке уйти из жизни, взяв на себя страшный грех: «Грушина душа теперь погибшая, и моя обязанность за неё отстрадать и её из ада выручить».
Смерть и Время царят на земле,-
Ты владыками их не зови;
Всё, кружась, исчезает во мгле.
Неподвижно лишь солнце любви.

Задание I группе. /Путь к истине через библейский мотив
"возлюби ближнего своего"./
Вопрос: Увидели ли вы, анализируя жизненный путь героя,
сходство с философскими или евангельскими сюжетами?
/Доказать это./

Задание II группе.
Весь путь положительного героя – это путь поиска истины в жизни через страдания и жертвования.
/Докажите это эпизодами повести./
а) В плену у татар.
Что ему помогло выжить?
-Вера. /0браз травы. Выборочное чтение из 7-ой главы./
Помогли ли ему пришедшие к татарам миссионеры? Что они ему посоветовали?
- Смириться и молить у бога милости.
А перед уходом что он совершил?
- Обратил татар в свою веру /окрестил их над прорубью, прочёл молитву, крестики понадевал на шеи и велел убитого почитать за мученика и за него молиться.
Задание 3 группе.
/Испытание любовью./
б/ Поражение красотой./Выборочное чтение эпизода из гл. 15/. Возникшее чувство слишком велико, чтобы низводить его к земному обладанию; оно сопоставимо лишь с наслаждением созерцания божественного совершенства, той спасительной красоты, которая являет особую, высшую духовную ценность. Писатель верит в преображающую силу добра и красоты, перекликаясь с убеждением Ф.М.Достоевского, что "красота спасёт мир".
в/ Выборочное чтение эпизода - просьба Грушеньки /гл. 18/.
Вопрос: Какой вывод можно сделать о всепобеждающем влиянии женской красоты как гармонирующего начала и какую роль она сыграла в поиске главного смысла жизни героя?
- Человек чувствует себя нужным в жизни, если он ощущает гармонию с миром.
Учитель: Если он обрёл эту гармонию с миром, то, значит, он счастлив.
А что такое счастье? / Идёт словарная работа./
Попробуйте доказать, что наш герой – счастливый человек.
- Не сломлен страданиями.
- Познал женскую и человеческую красоту через страдания.
- Осознал, что красота спасёт мир.
Так сильна его вера в силу человеческого духа, что готов за народ жизнь отдать.
Заключение.
Вера в силу человеческого духа присуща ли беллетристам-демократам?
– Да.
Что их сближало со взглядами Лескова?
- Мотив «возлюби ближнего своего», интерес к незаурядной личности и вера в силу человеческого духа.
А в чём было их отличие?
- В наличии социального конфликта у беллетристов-демократов, а Лесков разрешает проблему не через конфликт, а пропускает через собственные страдания и муки, через праведничество.
Вот почему Иван Северьяныч становится в глазах писателя праведником, зачисляется в разряд святых и помещается на иконостас.

15