Конспектпо географии для 5 класса на тему «Погода»


План – конспект урока
Ф.И.О: Пашкин Роман Анатольевич
Класс: 5 Предмет: география
Тема урока: погода
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала
Фора урока: работа в группах (4-5 человек)
Цели урока:
Образовательные: объяснять роль различных источников географической информации; выделять, описывать и объяснять основные признаки географических явлений; уметь находить географическую информацию в различных источниках географической информации; анализировать данную информацию и делать обобщающие выводы.
Развивающие: развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение.
Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, аккуратность, усидчивость.
5. Дидактические средства:
для учителя – презентация, синоптическая карта, переносная метеостанция.
для учащихся – тетрадь, учебник, контурные карты Самарской области, цветные карандаши.
Характеристика этапов урока
№ Название этапа,
цель Содержание этапа Деятельность учителя Деятельность учащихся Средства
обучения Форма
работы Результат
1. Самоопределение к учебной деятельности.
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности 1)Подбор учащимися обобщающего термина из предложенного ассоциативного ряда, отражающего тему урока. Приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку, предлагает учащимся рассмотреть ассоциативный ряд терминов по теме «погода». Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, предлагают варианты ответов на задание учителя. Образные представления Фронтальная Формирование УУД:
(Р)волевая саморегуляция
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений, постановка проблемы.
Цель: 1) Актуализировать представление о погоде
2) Актуализировать мыслительные операции: анализ, сравнение, обобщение. 1)Предложение учащимися ответов на вопрос: О чём говорится в прогнозе погоды?
2) Сравнение данных метеостанции для г. Самара в 2012 и 2013 годах. 1)Проводит параллель с ранее изученным материалом.
2)Контролирует выполнение работы
3)Организует фиксацию индивидуальных затруднений и побуждает детей определить свою позицию. 1)Предлагают ответы на поставленный учителем вопрос.
2)Проводят сравнение данных метеостанции
3)Выдвигают свои варианты проблемного вопроса.
карточки для групповой работы с данными метеостанции, презентация. Групповая Формирование УУД:
(П) Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать.
(К) Отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
3. Выдвижение гипотезы.
Цель: 1)Умение анализировать предлагаемые задания, понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного.
2)Формирование умения в сотрудничестве с учителем ставить новые задачи. 1)Предложение учащимися гипотез ответа на проблемный вопрос, поставленный после сравнения данных метеостанции. Организует работу учащихся, фиксирует предложенные гипотезы; корректирует, т.е вносит изменения в способ действия, в случае расхождения с правилом эталона. 1)Обсуждая в группах ,предлагают свои гипотезы по решению проблемного вопроса; учатся задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с учителем.
Презентация. Групповая.
Формирование УУД:
(Р) волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
(П) умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя
4. Поиск решения
Цель: 1) Освоение способов решения проблем творческого характера.
2)Развитие умения осуществлять взаимный контроль и оказывать необходимую взаимопомоць.
3)Формирование умения осуществлять предвосхищающий контроль по результату и по способу действия. 1)Дать определение «погода»
2)Заполнение схемы «Структура прогноза погоды».
3)Знакомство и работа с синоптической картой. 1)Организует поиск ответа на вопрос «Что такое погода?».
2)Организует работу с синоптической картой. 1)Предлагают свои ответы на определение «погода» и сравнивают с ответом на стр. 146.
2)Составляют схему «Прогноз погоды»
3)Работают под руководством учителя над синоптической картой.
Презентация, синоптическая карта. Групповая. Формирование УУД:
(Р) проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы.
(П) умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их.
(Л) умение осознавать ответственность за общее дело;
умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения.
5. Первичное закрепление нового материала. Самостоятельное применение знаний.
Цель: 1)Развитие умения планировать предстоящую деятельность в соответствии с её целью и задачами. 1)Составление и групповая презентация синоптической карты Самарской области с применением географической терминологии. Организует и контролирует самостоятельную работу. 1)Выполняют самостоятельную работу по составлению синоптической карты.
2)Групповая презентация синоптической карты в форме программы «Прогноз погоды». Цветные карандаши, контурные карты Самарской области Групповая Формирование УУД:
(Р) оценка, контроль, коррекция.
(Л) Умение контролировать процесс работы в группах и представить результаты своей работы.
6. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Цель: 1)Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке. 2)Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. 1)Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом.
2)Самооценка учащимися результатов своей деятельности. 1)Задаёт вопросы о задачах урока.
2)Побуждает учащихся к самооценке своей деятельности. 1)Формулируют конечный результат своей работы на уроке.
2)Называют основные позиции нового материала и как они его усвоили.
Фронт.
Формирование УУД:
(Л) умение оценивать себя на основе критерия успешности.
(П) умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности.
(К) умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.