Урок-игра Алгебра логики 7 класс
ПЛАН – КОНСПЕКТ УРОКА
Тип урока:
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Алгебра логики».
Вид урока:
Урок – игра
Тема урока: «Решение логических задач».
Оборудование: проектор, эл.доска, ПК.
Развернутая целевая установка урока
Цель
Развитие и повышение общеобразовательного уровня и творческого потенциала учеников.
Задачи
Образовательные
Вооружение знаниями. Повторение пройденного материала. Проверка и оценка знаний. Закрепление знаний, умений, навыков. Углубление, систематизация и обобщение знаний.
Развивающие
Способствовать развитию познавательных способностей учеников (воображение, внимание, точность, внимательность, логическое мышление, культура речи) и аналитических навыков (сравнение, обобщение).
Воспитательные
Воспитание интереса к изучаемому материалу, навыков организации самостоятельной работы, умения выступать перед аудиторией; воспитание логического, конструктивного, наглядно-образного мышления.
Методы обучения
Устный опрос, письменный опрос, объяснение, беседа, организация самостоятельной работы.
Приемы активизации
Вопросы к учащимся; исправление и дополнение ответов; попутные вопросы.
Подготовка к уроку
Подготовка теоретических положений по определениям основных логических операций над высказываниями; обозначения логических операций;
таблицы истинности логических операций; свойства логических операций; приоритет логических операций; классификации законов логики.
Задачи на построение таблиц истинности заданных высказываний; решение логических уравнений, ребусы и блиц-опросы на знание теории.
Ожидаемый результат
Развитие у учащихся логического и алгоритмического мышления, общей математической культуры, индивидуальных интеллектуальных способностей и познавательных возможностей. Овладение умением работы с математическими объектами; методами решения круга задач, решаемых с помощью математической логики.
Раздаточный материал
Карточки – задания (или презентация, где каждая задача на отдельном слайде приводится с решением), листы с теоретическими вопросами (или презентация, где каждый вопрос с ответом на отдельном слайде), листы с ребусами (или презентация, где каждый ребус на отдельном слайде).
ХОД УРОКА.
1. Организационная часть ( 7 – 10 минут ).
Объявление темы, цели урока. Описание хода урока.
Учащиеся делятся на 3 группы случайным образом. В начале урока каждому ученику предлагается взять один из заранее подготовленных одинаковых фигур 3-х разных цветов (оранжевый, желтый, синий). Таким образом, класс делится на 3 группы. Для каждого цвета (команды) выдается отдельное задание. Сумма баллов по всем заданиям является итоговой, по которой определяется группа – победитель.
2. Этапы и задания (30 – 35 минут).
1) Собери картинку
На столе каждой команды лист А4, на котором изображена таблица. В ячейках таблицы задания. Учащимся нужно решить задание, найти полученный ответ среди карточек, расположенных на отдельном столе, поместить карточку в соответствующую ячейку таблицы. После того как все ответы найдены - перевернуть карточки с ответами - должна получится картинка (у каждой команды своя).Задание 10баллов
Задания
1команда
Найти значение выражения:
(0А)&1=A
0&1&1=0
Построить таблицу истинности для выражения:
А&(В¬В)
А В ¬В ¬ А&(В¬В)
0 0 1 1 0
0 1 0 1 0
1 0 1 1 1
1 1 0 1 1
А∨В∨СА В С СА∨ВА∨В∨СА∨В∨С0 0 0 1 0 1 0
0 0 1 0 0 0 1
0 1 0 1 1 1 0
1 0 0 1 1 1 0
0 1 1 0 1 1 0
1 0 1 0 1 1 0
1 1 0 1 1 1 0
1 1 1 0 1 1 0
Пусть А= "Первая буква имени - гласная", В="Четвертая буква имени согласная". Найдите значение логического выражения А∨В для имени ВАДИМ01=11=1
Для формулы найти соответствующую пословицу или поговорку.
Пословицы и поговорки.
Без труда не вытянешь рыбку из пруда.
Формулы.
.
.
.
Ответ: 1.
2команда
Найти значение выражения:
1&В0=B
(((10)1)1)=1
Построить таблицу истинности для выражения:
А&(В&¬В)
А В ¬В В&¬В А&(В¬В)
0 0 1 0 0
0 1 0 0 0
1 0 1 0 0
1 1 0 0 0
А∨В∨СА В С СА∨ВА∨ВА∨В∨С0 0 0 1 0 1 1
0 0 1 0 0 1 1
0 1 0 1 1 0 1
1 0 0 1 1 0 1
0 1 1 0 1 0 0
1 0 1 0 1 0 0
1 1 0 1 1 0 1
1 1 1 0 1 0 0
Пусть А= "Первая буква имени - гласная", В="Четвертая буква имени согласная". Найдите значение логического выражения А∨В для имени АНТОН10=00=0
Для формулы найти соответствующую пословицу или поговорку.
Пословица:
В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не заметим.
Формулы:
.
.
.
Ответ: 2.
3команда
Найти значение выражения:
1&D0=D
(((1&X)1)&Y)=Y
Построить таблицу истинности для выражения:
¬А&(В&¬В)
А В ¬В ¬А В&¬В ¬А&(В¬В)
0 0 1 1 0 0
0 1 0 1 0 0
1 0 1 0 0 0
1 1 0 0 0 0
А∨В&СА В С СА∨ВА∨ВА∨В&С0 0 0 1 0 1 1
0 0 1 0 0 1 0
0 1 0 1 1 0 0
1 0 0 1 1 0 1
0 1 1 0 1 0 0
1 0 1 0 1 0 0
1 1 0 1 1 0 1
1 1 1 0 1 0 0
Пусть А= "Первая буква имени - гласная", В="Четвертая буква имени согласная". Найдите значение логического выражения А∨В для имени ФЁДОР00=10=1
Для формулы найти соответствующую пословицу или поговорку.
Пословица:
В чужом глазу сучок видим, а в своем бревна не заметим.
Формулы:
.
.
.
Ответ: 2.
2) Ребусы (1 ребус=3балла)
На компьютерах открыты презентации с ребусами и лежат листы с ручками, куда нужно записывать ответы. После решения ребусов команды обмениваются листами и вместе с учителем ставят плюсы за правильные ответы.
Решить ребусы:
Ответ: инверсия.
Ответ: Браузер
Ответ: Истина
Ответ: Логика
Ответ: Ноутбук
Ответ: Пиксель
Ответ: Программа
Ответ: Программист
Ответ: Таблица
Ответ: Текст
Ответ: Хакер
Ответ: Яндекс
Ответ: Ячейка
Ответ: адаптер
Ответ: конъюнкция
Ответ: драйвер
Ответ: байт
Ответ: алгоритм
Ответ: ячейка
Теоретический опрос
Участники команд по очереди отвечают на вопросы. Каждый правильный ответ – 1 балл. Вопросы можно задавать устно, или использовать презентацию, где приведены вопросы и ответы на отдельных слайдах.
…- это логическая операция, которая истинна, когда все ее составляющие истинны. Ответ: конъюнкция
Как иначе называется логическая операция инверсия ?Ответ: отрицание.
Как обозначается логическая операция дизъюнкция ?Ответ: .Какой логической связке соответствует логическая операция конъюнкция?
Ответ: «…и…».
Как обозначается логическая операция инверсия ?Ответ: . Как иначе называется логическая операция дизъюнкция ?Ответ: логическое сложение.
Каков приоритет логических операций?
Ответ: инверсия, конъюнкция, дизъюнкция,
Что такое высказывание ?Ответ: …- это повествовательное предложение, которое однозначно истинно или однозначно ложно.
Какой логической связке соответствует логическая операция инверсия?
Ответ: «не…».
Как иначе называется логическая операция конъюнкция ?Ответ: логическое умножение.
…- это логическая операция, которая ложна, когда все ее составляющие ложны.
Ответ: дизъюнкции.
Какой логической связке соответствует логическая операция дизъюнкция ?Ответ: «…или…».
Как обозначается логическая операция конъюнкция ?Ответ: .…- это логическая операция, которая ложна, когда высказывание истинно и наоборот.17.
Ответ: инверсии.
Определить высказывание или нет:
Na - металл - ист выскСегодня прекрасная погода! - нет
3+5=2*4 - ист выскХ<12 - нет
12<12 - ложное выскКто к нам пришел? - нет
Запишите д/з - нет
3. Заключительная часть (3 – 5 минут).
Подведение итогов. Подсчет баллов в сводной таблице на доске.
4. Подведение итогов урока, оценивание (2 минут).