КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ КАК СПОСОБ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В УПРАВЛЕНИИ КАК СПОСОБ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА
Галина Борисовна Кондратова
МБУОШИ Новопортовская ШИС(П)ОО, заместитель директора по НЭиМР
Развитие школы не может быть осуществлено иначе, чем через освоение нововведений, через инновационный процесс. Управленческая структура инновационного процесса предполагает взаимодействие четырёх видов управленческих действий: планирование - организация - руководство - контроль.
Управление рассматривается как процесс принятия и система реализации управленческих решений и как управление (воздействие) для получения результата инновации.
Как сделать обучение современным и интересным, научным и доступным, как сделать школу более привлекательной для детей и родителей?
Ответов много, как и вопросов. И один из главных ответов, на наш взгляд, – грамотно используемый компетентностный подход, который выявляет, объективизирует и делает доступным для управления даже личностные составляющие общей профессиональной компетентности.
Основная инновация компетентностного подхода состоит в создании образовательных условий превращения способов действия (ЗУН) в средства разрешения проблем.
Перед учителем сегодня стоит задача обучать и развивать детей в направлении формирования конкретных компетентностей, метапредметных умений.
Основным критерием оценки компетентностей является получение определенного результата. Главный эксперт – учитель, который инициирует проявление нужных компетентностей и оценивает их. Это возникает тогда, когда сам педагог владеет этими компетентностями и понимает их состав, структуру на методологическом уровне. Кроме этого необходима оценка внешнего эксперта.
Составляющие профессиональной компетенции:
За последние годы не только для ученых, но и для практиков понятия компетенции и компетентности стали ведущими. Это связано с их системными функциями и интеграционной ролью в общем образовании. Нам импонирует определение, основанное на работах И.Я. Лернера, В.В. Краевского, А.К. Марковой, А.В. Хуторского, рассматривающих каждую профессиональную компетенцию как единство трех составляющих:
когнитивной - наличие системы педагогических и специальных предметных знаний;
операционально - технологической - владение методами, технологиями, способами педагогического взаимодействия, методами обучения данному предмету;
личностной - этические и социальные позиции и установки, черты личности специалиста.
Опыт работы доказывает, что учитель испытывает потребность в обучении, когда искренне считает, что причина его проблем и затруднений не плохие условия работы или неспособность учеников, а отсутствие или неполнота собственных профессиональных знаний.
С целью определения развития профессиональной компетентности учителя, определения качества и результативности его деятельности в школе апробирована модель системы компетенций современного педагога, включающая следующие составляющие:
•предметно-методологическая компетентность(знания в области преподаваемого предмета; владение методиками преподавания предмета);
•психолого-педагогическая компетентность(теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика; умение использовать эти знания в образовательном процессе; умение педагогическими способами определить уровень развития "познавательных инструментов" ученика);
•компетентность в области валеологии образовательного процесса(умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду; владение навыками использования здоровьесберегающих технологий; теоретические знания и практические умения по организации учебного и воспитательного процесса для детей с ОВЗ);
•коммуникативная компетентность(практическое владение приемами эффективного общения, позволяющими осуществлять взаимодействие в системе "учитель - ученик");
•компетентность в сфере информационных технологий и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса(владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими каждого ученика средствами учебных предметов;владение методиками и технологиями медиаобразования);
•компетентность в области управления системой "учитель - ученик"(владение управленческими технологиями - педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, корректировать и анализировать результаты своей работы);
•компетентность в сфере трансляции собственного опыта(способность транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество);
•исследовательская компетентность(умение планировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций);
•акмеологическая компетентность(способность к постоянному профессиональному совершенствованию; умение выбрать формы деятельности для профессионального роста).
Данная модель позволяет в дальнейшем использовать ее как основу:
для системы оценки эффективности образовательного и воспитательного процесса или системы мониторинга качества ОП, дающую возможность отследить динамику изменений не только в ученике, но и в учителе;
организации развивающей образовательной среды в школе-интернате не только для ученика, но и для учителя, воспитателя;
конструирования целостной управляемой системы повышения методологической и управленческой культуры учителя и воспитателя.
На сегодняшний день пути совершенствования компетентностей педагогов в школе разнообразны: работа в творческих мастерских, методическом объединении, участие в семинарах, дистанционных курсах, лекциях, педагогических конкурсах, которые в последние годы интенсивно ищут новые формы и методы работы. У всех форм повышения педагогического мастерства есть цель – помочь педагогу в решении актуальных задач, предоставить возможность выбора, многообразных, гибких, мобильных и динамичных путей обучения, стимулировать профессиональный рост и развитие в современных условиях.
Для развития операционально-технологической составляющей организованы циклы практико-ориентированных семинаров, деловые игры и тренинги: "Интеграция как средство формирования УУД", "Проектная и исследовательская деятельность в условии реализации ФГОС", "Новые образовательные стандарты: метапредметный подход".
Гораздо сложнее создать адекватные условия для роста и развития личностной составляющей. Мотивацию и позицию можно только инициировать и поддерживать (адекватными организационными условиями, обеспечением активного участия каждого учителя в жизни профессионального социума, системой поощрений и т. д.).
Формы совершенствования профессиональных компетентностей педагога:
Практические - открытые уроки, классные часы, организация выставок "Портфолио педагога", проекты по самообразованию, участие в конкурсах профессионального мастерства "Учитель года", "Воспитатель года", "Самый классный классный", "Урок года", "Сердце отдаю детям", конкурс исследовательских проектов
II. Методические - работа в методическом объединении, методические семинары, организация методической работы с молодыми педагогами. «Школа молодого педагога» - наставничество, индивидуальные консультации, собеседование, посещение уроков, организация взаимопосещения, педагогические чтения, тематические заседания, обзор научной, педагогической литературы, семинары-практикумы, деловые игры. 4) В традиции школы - предметные недели: естествознания, филологии, прикладного цикла, начальной школы, науки и творчества. Внеклассные мероприятия по предметам показывают уровень профессионализма педагога, владение современными средствами обучения, знание и применение разнообразных современных форм и методов, педагогических технологий. После каждого мероприятия педагог делает самоанализ, проводит саморефлексию.
III. Научно-методические формы повышения профессиональных компетенций
Насущной необходимостью стало осуществление каждым учителем собственной научно-методической или исследовательской (экспериментальной) деятельности. В этой связи целесообразными являются временные творческие группы или объединения учителей, работающих над отдельной проблемой.
Педагогические советы. При подготовке педагогического совета создается творческая группа педагогов, которая разрабатывает форму проведения, проводит предварительную работу среди педагогов, родителей и учащихся школы. Генеральная линия действий: попробуй сам – предложи ученикам – поделись с коллегами – найди единомышленников – объедините усилия.
3)Освоение и поддержка в практической реализации современных образовательных технологий, методик и способов успешного обучения и воспитания.
Методическая служба помогает педагогам строить учебно-воспитательный процесс с учетом современных тенденций, главная из которых – метапредметные знания, развитие самостоятельности, что способствует решению основных задач ФГОС.
4).Организация и методическая поддержка экспериментальной инновационной работы школы-интерната. За 2010-2014 гг в школе - интернате реализованы муниципальные инновационные площадки "Интеграция основного и дополнительного образования в рамках построения Школы МИРТ (мыслим, исследуем, радуемся, творим) ", "Старт к успеху" (программа поддержки и развития одаренных учащихся), в настоящее время реализуются - "Муниципальный дистанционный центр подготовки к олимпиадам "Олимпус", "Управление качеством образования".
Школа участвует в эксперименте по совершенствованию структуры и содержания общего образования, с каждым годом расширяется спектр предоставляемых программ дополнительного образования.
Методическая работа школы нацелена на обеспечения выбора оптимального, наилучшего для данного конкретного класса, учащегося – пути развития, индивидуальной образовательной траектории на основе педагогической диагностики, учета реальных учебных возможностей, подбора методов и приемов обучения под реальных детей и реального учителя.
Устройство коллектива как определенной организации, как системы подготовки целесообразных связей и отношений выступает первой необходимой предпосылкой эффективности деятельности в условиях реализации ФГОС. Особое внимание мы уделяем такому аспекту, как научно-обоснованный выбор форм взаимодействия. Под ними понимаются такие формы, в которых воспитанники и учащиеся находятся в постоянном деловом, дружеском, бытовом и идеологическом объединении. Они выступают средством непосредственного соприкосновения с личностью, и их организация – необходимая предпосылка и воспитания, и обучения как его части.
IV. Управление инновационными процессами в школе
Возросшая компетенция, реализация принципа автономности школы означают одновременно и повышение ответственности педагогического коллектива, руководителя школы, заместителей директора за результаты и последствия любой, но особенно - инновационной деятельности. Все педагоги в условии инновации становятся сами участниками управления инновационного процесса. Освоение инновационных технологий – процесс управляемый. Идея повышения компетентностей педагогов (учащихся) школы в условиях инноваций без принуждения, основанная на достижении успеха, на доверии, авансированном уважении, на подлинном интересе может осуществляться через современные технологии управления.
Современные требования к педагогу, предоставляемые условия позволяют ему личностно саморазвиваться, приобретать знания, активно и творчески пользоваться ими в целях достижения качественного результата, осуществить переход от традиционной оценки знаний к нетрадиционной оценке достижений учащихся.
Таким образом, целенаправленная система методической работы обеспечивает создание необходимых условий для внедрения и реализации ФГОС, способствует повышению уровня профессиональной компетентности педагогов.
Инновационная деятельность педагогического коллектива по внедрению ФГОС позволяет нам говорить о положительной динамике отношения родителей и местного сообщества к школе-интернату, дает возможность выхода на новый уровень развития и продолжения исследовательской работы педагогического коллектива.
Школа формирует основную мировоззренческую парадигму: "Nonscholaesedvitaediscimus" (лат.), то есть "Учиться не для школы, а для жизни".