Компетентностный подход и личностные компетенции педагога
Компетентностный подход и личностная компетенция педагога.
Компетентностный подход – это такой подход к описанию, оценке и развитию человека, в рамках которого поведение человека рассматривается в качестве проявлений его компетенций.
“Удивительно непонятно, школьник изучает и узнает многое о звездах, морских глубинах, о далеких галактиках и элементарных частицах, о государственном устройстве Древнего Египта и Вавилонии, но не изучает и ничего не узнает о том, что происходит у него в голове, когда он воспринимает и познает окружающий мир, и о том, как воспитать человеческую культуру в самом себе. Ученик знает о быте спартанцев, но не знает, как вести себя в общественных местах, как соотносить свои поступки, желания с интересами других людей”.В.А. Сухомлинский.
Привлекательность компетентностного подходаЦель всякого обучения состоит в том, чтобы человек освоил такие формы поведения, и приобрел такой набор знаний, умений и личностных характеристик, который позволит ему успешно осуществлять ту деятельность, которой он планирует заниматься, то есть – овладел набором необходимых для этого компетенций.
Личностные компетенции педагога связывают с наличием у учителя профессионально значимых качеств. Вежливость, вдумчивость, внимательность, воспитанность, выдержка и самообладание, гибкость поведения, гуманность, деловитость, дисциплинированность, добросовестность, деловитость, доброта, порядочность, отзывчивость, патриотизм , тактичность, самостоятельность, чувство нового, педагогическая эрудиция, стремление к самосовершенствованию, чувство собственного достоинства, чуткость, сообразительность, ………….. Любовь к детям.
Компетенции – это не только знания и умения, это владение такими формами поведения и индивидуальными характеристиками, которые необходимы для успешной деятельности.За поведением этим конечно стоят и знания, и умения, но не только они. Не менее важное значение имеют личностные черты, убеждения, эмоции, способность ладить с людьми и самооценка.
Компетенция = (знание + умение) · отношениеОтсутствие или недопустимо низкий уровень развития отношения, Представляющего ценностно – этический компонент компетенцииНе просто переводит компетенцию педагога в другое качество,А обращает ее в ноль.
Преимущества компетентностного подходаОписывает не только знания и навыки человека, сколько поведение, действия, в которых проявляются (результируются) знания, навыки и способности.Указывает не только на способность человека осуществлять требуемую деятельность, но и нести за нее ответственность.
Личностные компетенцииОриентация на результат и эффективность;Коммуникативная, межличностная компетентность;Воздействие и влияние на других людей;Управленческие компетенции;Когнитивные компетенции;Саморегуляция и личная эффективность
Компетентностный подход в образованииЭто совокупность общих принципов определения целей образованияотбора содержания образованияорганизации образовательного процессаоценки образовательных результатов.
Заключается в развитии у обучаемых способности решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся.Представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем.Цель образованияСодержание образования
Заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образованияОсновывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определенном этапе обучения.Организация образовательного процессаОценка образовательных результатов
Базовые ключевые компетентностиинформационная – (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем)коммуникативная (умение эффективно сотрудничать с другими людьми)самоорганизация (умение ставить цели, планировать, ответственно относиться к здоровью, полноценно использовать личностные ресурсы)самообразование (готовность конструировать и осуществлять собственную образовательную траекторию на протяжении всей жизни, обеспечивая успешность и конкурентноспособность).
Решение методических задач:формировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом с использованием новых информационных технологий;формировать навыки самообразования, развивать способности к академической мобильности обучающихся;формировать умения и навыки критического мышления в условиях с большим объемом информации;формировать навыки работать в команде, так как идея деятельностного подхода заложена в парной и групповой формах работы. При организации групповых форм работы создаются комфортные условия для развития любого ребенка, снижается уровень тревожности. Зажатые дети раскрываются, появляется уверенность в себе и как результат радость от совместной работы.формировать навыки самоконтроля.
В рамках компетентностного подхода учащимся передаются не только знания и навыки – и не всякие знания и навыки, а лишь те, которые нужны для развития необходимых компетенций. Ведется также психологическая подготовка, формируются нужные установки, развиваются определенные личностные качества, нарабатываются конкретные алгоритмы эффективной деятельности.
Информационно – технологический класс