Статья по теме Компетентностный подход как одно из направлений модернизации современного образования
Тырышкина Ксения Викторовна
КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ МОДЕРНИЗАЦИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен анализ причин внедрения компетентностного подхода в российское образование. Определена сущность данного подхода. Рассмотрены базовые составляющие компетентностного подхода: компетенция и компетентность, и проанализированы подходы к определению данных понятий.
Ключевые слова: компетентностный подход, компетенция, компетентность, ключевая компетентность.
Сравнительно недавно в российском образовании получило распространение такое понятие, как «компетентностный подход». Идеи компетентностного подхода как принципа образования рассматриваются в работах В.Л. Бозаджиева [1], В.А. Далингера [2], А.Ж. Жафярова [3], И.А.Зимней [4], О.Е.Лебедева [5], А.В. Хуторского [6] и др. Не смотря на многочисленные разработки вышеперечисленных авторов, понятийный аппарат, характеризующий смысл компетентностного подхода в образовании, ещё не устоялся, можно выделить лишь некоторые существенные черты данного подхода. На основе чего, постараемся ответить на вопросы: в чем заключается сущность компетентностного подхода и чем обусловлено его внедрение в российское образование?
Проанализировав работы вышеперечисленных авторов, выделим, чем обусловлено внедрение компетентностного подхода в российское образование.
По мнению О.Е. Лебедева [5], особый интерес к данному подходу возник в связи с дискуссиями о проблемах российского образования и о путях их решения. Обращение к данному понятию связано со стремлением определить необходимые изменения в школьном образовании, обусловленные изменениями, происходящими в обществе. Какие же изменения в обществе обусловили поиск новой концепции образования? О. Е. Лебедев [5] выделяет, что главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в сфере образования – это ускорение темпов развития общества. Он поясняет: « в результате школа должна готовить своих учеников к жизни, о которой сама мало что знает. Дети, которые пришли в первый класс в 2004 г., будут продолжать свою трудовую деятельность примерно до 2060 года. Каким будет мир в середине XXI века, трудно себе представить не только школьным учителям, но и футурологам». Также О.Е. Лебедев [5] отмечает, что не менее важным изменением в обществе, которое влияет на характер социальных требований к системе образования, в том числе к школе, заключается в развитии процессов информатизации.
И.А. Зимняя [4]считает, что внедрение компетентностного подхода в российское образование обусловлено:
1) общеевропейской и мировой тенденцией интеграции и глобализации мировой экономики;
2) необходимостью гармонизации «архитектуры европейской системы высшего образования»;
3) происходящей в последнее десятилетие сменой образовательной парадигмы;
4) богатством понятийного содержания термина «компетентностный подход»;
5) предписаниями.
Последний фактор – предписания государства, по мнению И. А. Зимней [4], достоин особого внимания. Она пишет: «Если ранее теоретически обосновываемые и практически внедряемые подходы (программирование, алгоритмизирование, проблемный, задачный, контекстный, системный, междисциплинарный и др.), рассматривались и принимались научным и учебно-методическим сообществом, но директивно не фиксировались, то в настоящее время и Совет Европы, и российская «Концепция модернизации российского образования до 2010 года» предписывают внедрение компетенции и компетентностного подхода. Общеобразовательная школа, указано в Концепции, должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции».
Таким образом, по мнению И.А. Зимней [4], основной целью внедрения компетентностного подхода в образование является административный ресурс: предписание, выраженное в принятой государством Концепции модернизации образования на перспективу.
На основе всего вышесказанного сделаем следующий вывод: российская программа модернизации образования ставит перед школой ряд задач, одной из которых является развитие динамичной, конструктивной личности, способной самостоятельно и оперативно решать возникшие проблемы на жизненном пути, добывать необходимую информацию и рационально ее использовать, что и обусловило появление компетентностного подхода.
Проанализировав работы вышеперечисленных авторов, обратимся к их трактовкам данного подхода и постараемся выделить единую линию, проходящую через определение данного понятия.
О.Е. Лебедев [5] под компетентностным подходом понимает совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. К числу таких принципов он относит следующие положения:
смысл образования заключается в развитии у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы в различных сферах и видах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный опыт учащихся;
содержание образования представляет собой дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, нравственных, политических и иных проблем;
смысл организации образовательного процесса заключается в создании условий для формирования у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляющих содержание образования;
оценка образовательных результатов основывается на анализе уровней образованности, достигнутых учащимися на определённом этапе обучения.
Главная идея компетентностного подхода, как считает А.Л. Андреев [7], состоит в том, что «нужно не столько располагать знаниями как таковыми, сколько обладать определенными личностными характеристиками и уметь в любой момент найти и отобрать нужные знания в созданных человечеством хранилищах информации». Иными словами, компетентностная парадигма образования, по мнению А.Л. Андреева [7], предусматривает способность индивида самостоятельно отбирать и уметь пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни.
В.А. Далингера [2] считает, что суть компетентностного подхода состоит в том, что он ориентирует не только на усвоение знаний, но и на способы этого усвоения, на образы мышления и деятельности, на развитие познавательных сил и творческого потенциала обучающихся. Решающим звеном данного подхода, по его мнению, является собственная активная учебно-познавательная деятельность обучающихся.
Компетентностный подход к обучению, как считает В.А. Далингер [2], – это и есть тот путь, который даст возможность вывести систему образования на качественно новый уровень. Он поясняет: «этот подход позволяет перенести акцент с «математического, химического, биологического и т.д. образования» на «образование с помощью математики, химии, биологии и т.д.», что обеспечивает более эффективное решение проблемы выращивания человека в человеке, проблемы развития нравственного и интеллектуального потенциала обучающегося, проблемы подготовки творчески мыслящего и социально активного человека».
А.В. Хуторской [6] утверждает, что «компетентностный подход предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе».
Таким образом, мы приходим к выводу, что данный подход ориентирован в первую очередь на личность ребенка. Причем эта личность должна развиваться по принципу: мало знать, нужно уметь применять. Заметим, что применять не только в том смысле, например, выучил теорему, решил задачу, а в смысле того, что на основе научно-аналитического подхода, учета опыта человечества и своего опыта, быть готовым принимать оптимальные решения в любых нестандартных ситуациях. Помимо этого каждый учащийся при данном подходе должен свободно владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками и быть нацеленным на инновации и творчество.
Говоря о компетентностном подходе невозможно не сказать о двух его базовых понятиях «компетенция» и «компетентность».
Стоит отметить, что в современной педагогической науке нет устоявшихся определений данных понятий, и каждый исследователь трактует их по-разному. Это может быть связано с тем, что термин «competence» при переводе на русский язык обозначает сразу два понятия «компетенция» и «компетентность». Именно поэтому существуют два подхода к трактовке данных понятий:
1) данные термины рассматриваются и употребляются в качестве синонимов;
2) они обозначают разные понятия.
По мнению В.Л. Бозаджиева [1], существуют определенные причины этого явления. Во-первых, вышеназванные понятия в российской педагогической науке являются относительно новыми, поэтому и наблюдается разночтение в их толковании. Во-вторых, это связано с особенностями перевода данных терминов с латинского, английского и французского языков. Третья причина состоит в наличии этих же понятий в различных областях науки и общественной практики.
Некоторые зарубежные исследователи, такие как Т. Орджи, Р. Уайт, М. Холстед, Н. Хомский, а также российские специалисты И.Г. Агапов, Н.В.Баграмова, В.И. Байденко, Г.Э. Белицкая, Л.И. Берестова, А.А. Деркач, Н.В. Кузьмина, В.Н. Куницина, А.К. Маркова, Н.В. Мясищев, А.Ш. Палферова, Л.А. Петровская, А.А. Пинский, В.В.Сериков, А.П. Тряпицына, С.Е. Шишов и другие рассматривают понятия «компетенция» и «компетентность» как синонимические. В рамках института образовательного процесса оба эти понятия определяются ими как «совокупность знаний, навыков и умений, формируемых в процессе обучения той или иной дисциплине, а также способность к выполнению определенной деятельности на основе полученных знаний, навыков и умений».
Однако А.Ж. Жафяров, И.А. Зимняя, Б.В. Авво, Г.В. Горланов, Д.А. Мещеряков, А.В. Хуторской предлагают различать понятия «компетентность» и «компетенция». А.В. Хуторской [6] дает следующие определения данным понятиям: компетенция – это отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности в определенной сфере; компетентность – это совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере. По трактовке, предложенной И.А. Зимней [4], компетенция – это наперед заданное требование к образовательной подготовке обучаемого, характеристика его профессиональной роли, компетентность – мера соответствия этому требованию, степень освоения компетенции, личностная характеристика человека.
Проанализировав работы вышеперечисленных авторов, мы пришли к выводу, что целесообразно разделять между собой понятия «компетенция» и «компетентность». Под термином «компетенция в данной области» мы подразумеваем название вида деятельности человечества, сущность которой состоит в необходимости решать конкретные проблемы этой области (А.Ж. Жафяров [3]). Под термином «компетентность» будем понимать уровень овладения соответствующей компетенцией; она характеризует личность, является результатом сформированности ЗУНов и опыта деятельности субъекта, смысловых и социально – значимых ориентаций (А.Ж. Жафяров [3]).
Говоря о компетентностном подходе следует отметить, что основным непосредственным результатом образовательной деятельности является формирование у обучающихся ключевых компетентностей. Четкого определения данного понятия также не существует, мы можем лишь говорить о них, как об уровне сформированности определенных ключевых компетенций.
Таким образом, в данной статье мы постарались определить сущность компетентностного подхода, обозначить основные причины его внедрения в российское образование, дать характеристику его базовым понятиям (компетенция, компетентность) на основе анализа работ известных ученых, работающих в области компетентностного подхода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Бозаджиев В. Л. О соотношении понятий «компетенция» и «компетентность» в контексте образования / В. Л. Бозаджиев // Вестник Института психологии и педагогики. - 2005. - № 4. – 120 с.
2. Далингер В. А. Компетентностный подход - Альтернатива экстенсивному пути развития системы образования / В. А. Далингер // Фундаментальные исследования. - 2007. - № 10. - С. 46-47.
3. Жафяров А. Ж. Компетентностный подход к изучению школьного курса алгебры / А. Ж. Жафяров // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 8. - С. 64-68.
4. Зимняя И. А. Ключевые компетенции – новая парадигма результата современного образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. - С. 34-42.
5. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании / О. Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - С. 3-12.
6. Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.
7. Андреев А. Л. Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа / А. Л. Андреев // Педагогика. - 2005. - № 4. - С. 19-26.
15