Тема: «Как Маша в саду испугалась» Александр Введенский.
Конспект занятий по развитию речи по программе "Предшкола" ПНШ
Учитель Романова Е.В.
Тема: «Как Маша в саду испугалась» Александр Введенский.
Цели:
-Формирование у дошкольников понимания логики и причинно-следственных связей повествования;
-Учить коротко пересказывать главные события небольшого текста с опорой на иллюстрацию;
-Учить удерживать аспект обсуждения при повторном прослушивании короткого фрагмента текста;
-Совершенствовать навыки совместной работы в парах, воспитывать взаимоуважение, слушать друг друга, меняться ролями, говорить по очереди.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный: картинки- герои-Кронтильда, Кронтик и Елиса книга, иллюстрации, ёжика, карандаши цветные, карандаш простой.
Раздаточный: мячик, карточки.
Эта тема рассчитана на 4 занятия. Занятия начинаются с повторения предыдущего материала. Пересказывают произведение дети, напоминая себе о содержании и главных героях.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационный момент.
У: Ребята, отгадайте загадку и вы узнаете, кто к нам сегодня пришёл в гости.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
(Еж)
У: Правильно, ребята. Это ёжик. А вы когда-нибудь видели живого зверя? Вы можете его описать словами? (Учитель вешает картинку Ёжика на доску. Дети делятся своими впечатлениями).- Как вы думаете можно испугаться ёжика? А шум, который он делает при ходьбе по листьям? Я знаю сказку, в которой девочка Маша испугалась ёжика. Я вам её прочитаю. Сочинил эту историю Александр Введенский -детский писатель и поэт.
-Кто такой писатель и поэт (объяснения детей)
Писатель сочиняет литературные произведения: повести, рассказы. Он продумывает произведения, его сюжет (происшествия и события), персонажей и их характеры. Этот созданный фантазией и работой ума мир писатель должен воплотить в словах, да так, чтобы читатель полностью вообразил все приключения героев, их волнения и тревоги.
Поэт сочиняет стихи.
-Давайте послушаем историю про Машу.
После ужина стала Маша на крыльце в мяч играть. Мама ей говорит:– Маша, иди спать!А Маша не идёт.– Я, – говорит, – днём выспалась. Бросит мячик об пол и поймает, бросит мячик в стенку и опять поймает.Тогда уж папа ей говорит:– Маша, я кому говорю? Иди спать!А Маша ему отвечает:– Сейчас, я только ещё один раз мячик брошу.Да так сильно бросила мячик в стенку, что он отскочил от стены и покатился по полу, на лесенку. Запрыгал со ступеньки на ступеньку и укатился куда–то в сад.«Вот, – думает девочка Маша, – как мне теперь быть? Что делать? Потеряется мячик в саду, пропадёт. Надо идти скорее искать его». Спустилась она по ступенькам в сад, сделала три шага и остановилась.
-Ответьте, кого-же не послушалась Маша? Кто первый велел девочке идти спать? А кто второй? (Сначала мама , а потом папа). Что Маша хотела сделать ещё раз? Получилось у неё или нет? Что она сделала без разрешения мамы и папы?
Слушаем историю дальше…
Да так сильно бросила мячик в стенку, что он отскочил от стены и покатился по полу, на лесенку. Запрыгал со ступеньки на ступеньку и укатился куда–то в сад.«Вот, – думает девочка Маша, – как мне теперь быть? Что делать? Потеряется мячик в саду, пропадёт. Надо идти скорее искать его». Спустилась она по ступенькам в сад, сделала три шага и остановилась.У самого крыльца ещё светло было от лампы, а дальше так темно, как в печке, когда её не топят.Очень темно и очень страшно.Хотела она домой вернуться, но подумала: «Нет, нельзя возвращаться – потеряется мячик, пропадёт».Пошла Маша по саду. А в саду темно. Звёзды на небе, может быть, есть, а может быть, нет – ничего не видно. Вот как темно!
2. Работа в тетрадях
- Объясните, почему Маше было страшно? Почему же она решила, что всё равно нужно пойти?- В вашей тетради нужно выполнить задание и отметить кто первый велел Маше идти спать, а кто второй. (Дети выполняют задание).
Физминутка. Гости
Стала Маша гостей созывать:И Кронтик приди, и Елиса приди,И Матвей приди, и Сергей приди,А Никитушка - ну, пожалуйста.Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.
3.Игра в «Мячик» (Мячик используем как помощник при пересказе по картинке)
-Обратите внимание на картинки, что изображено на них? (Рассматриваем картинки, пересказываем, отмечаем правильный ответ).
Слушаем дальше…
Шла, шла девочка Маша и вдруг видит – смотрят на неё из–за кустов три глаза и все три светятся.Один светится, ещё один светится и ещё один светится. Испугалась девочка Маша. «Ох, – думает, – наверно, это страшный зверь». Заплакала она и говорит:Зверь, зверь, Страшный зверь, Что же делать мне теперь? Ты меня послушай, зверь, Ты меня не скушай, зверь!А зверь молчит, на девочку Машу глядит и только шуршит: шрш, шрш, шрш…Заплакала девочка Маша ещё сильней и побежала.А куда побежала, сама не знает. Не то к дому, не то от дома. Ничего не видно. Бежала, бежала, вдруг – бац! – падает ей что–то на плечо. Она в сторону, а сверху опять что–то на неё упало.Испугалась девочка Маша и думает: «Что это за зверь такой сидит наверху и в меня камнями швыряет?»Подумала, опять заплакала и говорит:Бессовестный, безжалостный, Не бей меня, пожалуйста! Ты мне лоб расшибешь, Ты мне в глаз попадёшь.
Сказала она так и дальше побежала. А в саду ветер шумит, деревья качаются. Очень в саду страшно.Бежит она, бежит. Куда бежит – сама не знает: не то к дому не то от дома. Очень в саду темно. Ничего не видно. Бежит, бежит Маша и горько плачет.И вдруг остановилась. Да не сама остановилась, а какой–то новый зверь, самый страшный, схватил её за платье и не пускает. Дёрнется Маша, а он ей ногу царапнет, ещё дёрнется, а он опять царапнет – никуда от него не денешься.«Ох! – думает девочка Маша. – Ох, наверно, это огромный ёж». Вот и говорит она ему:Ёжик, ёжик, Не царапай мне ножек, Не коли меня, не режь, Не кусай меня, не ешь!А злой зверь колючий молчит – не отвечает, а держит её крепко. Видит девочка Маша – не отпускает её колючий ёж; дёрнула она руками своё платьице, расцарапала себе руки, вырвалась от ежа и дальше побежала.Прибежала наконец девочка Маша домой – еле дышит.
Физминутка. Кого встретили в лесу?
Раз, два, три, четыре, пять.Дети в лес пошли гулять."Шагать" по столу средним и указательным пальцами обеих рук.Там живет лиса.Рукой показать хвост за спиной.Там живет олень.Пальцы рук разведены в стороны.Там живет барсук.Кулачки прижать к подбородку.Там живет медведь.Руки опустить вниз, имитировать покачивания медведя.
4 . Работа над текстом по частям.
- Что произошло с Машей? Какого «страшного зверя» Маша встретила первым?
-Найдите нужную картинку и закрасьте под ней первый кружок. ( Выполнение задания в тетради)
-Маша даже стишок сочинила. Она страшного зверя просила, чтобы он… (Дети вспоминают слова Маши).Зверь, зверь,
Страшный зверь,
Что же делать мне теперь?
Ты меня послушай, зверь,
Ты меня не скушай, зверь!
-Что это за зверь, как вы думаете?-Повторите мои слова и закончите мысль. Давайте вместе повторим Машин стишок.Вы все послушайте ещё раз и постарайтесь повторить… ( повторяем все вместе и каждый кто запомнил).
- Как-же Маша уговорила второго «страшного зверя » на неё не нападать? Чтобы ответить на этот вопрос Кронтик и Елиса попросили прочитать им стишок, который на этот раз сочинила Маша. И ты ещё раз его послушай и постарайся повторить так, как будто Маша уговаривает «страшного зверя» её не обижать.
Бессовестный, безжалостный,
Не бей меня, пожалуйста!
Ты мне лоб расшибешь,
Ты мне в глаз попадёшь.
Необходимо добиваться того, чтобы дети запомнили маленькие стишки и рассказывали с выражением.
Расскажите, кем же оказался третий зверь, которого Маша повстречала в саду- попросила Кронтильда. Елиса стала рассказывать так: «Третий зверь хватал Машу за платье. Маша думала, что это огромный ёж, но это оказался…» Повторите рассказ Елисы и закончите его. ( Можно опрос начать с более сильных детей постепенно переходя к ответам слабых ребят. Повторить стишок для третьего зверя.).Ёжик, ёжик,
Не царапай мне ножек,
Не коли меня, не режь,
Не кусай меня, не ешь!- А хотите ли вы узнать кто на самом деле были эти «Страшные звери»? Слушаем дальше…
Прибежала наконец девочка Маша домой – еле дышит.– Папа, – кричит, – папа! Закрывай скорее дверь, У нас в саду какие–то страшные звери появились: у одного зверя три глаза и все три светятся. Другой на дереве сидит и сверху камнями кидается. А третий колется и царапается. Очень я их боюсь!А папа засмеялся и сказал:– Что ты, Маша, говоришь! Откуда у нас в саду такие звери? Что ты, милая! Давай возьмём фонарь и пойдём со мной вместе в сад, поглядим на твоих зверей.Взял папа фонарь, зажёг его и пошёл с Машей в сад.Идут они по саду. Фонарь горит, дорожку освещает, а зверей никаких не видно. Папа идёт храбро, никого не боится, а девочка Маша побаивается: всё–таки ведь она маленькая – всего пять лет да ещё несколько месяцев. Держится она за папину руку. Идёт и боится. Боится, да идёт. Шли они, шли, вдруг подул ветер и задул свечку в фонаре.Снова стало темно. И вот стоит перед ними зверюга с тремя глазами, о которой Маша рассказывала.Испугалась опять Маша. Схватила папу за руку и кричит:– Бежим, папа, бежим!А папа подошёл к Машиной зверюге, взял рукой три светящихся глаза, положил их на ладонь, засмеялся и сказал:Вот так штука, Вот так зверюка! Не волк и не гадюка, А просто светлячки, Светлые червячки.Разглядела Маша светлячков, и самой ей смешно стало. Маленькие, меньше некуда, а она их испугалась. Посмеялась девочка Маша, и пошли они дальше.Папа из кармана спичку вынул и снова фонарь зажёг. Фонарь горит, дорожку освещает. Папа идёт, девочку Машу за руку держит, а Маша всё наверх смотрит – боится зверя, который в неё сверху камнями кидался.Шли они, шли, вдруг с какого–то дерева – бац! – падает что–то на землю.Девочка Маша испугалась.– Вот, – говорит, – вот опять кидается! Бежим скорее!А папа говорит:– Давай сначала посмотрим, кто кидается и чем кидается.Посветил он фонарём, и увидела девочка Маша на траве много–много шишек.– Вот, – говорит папа, – видишь теперь, какой это зверь?– Вижу, – говорит Маша. – Это ёлка, а с неё шишки падают.– Верно, – говорит папа, – это шишки. Это они от сильного ветра падают.Посмеялась Маша, что она шишек испугалась, и пошли они дальше.Идут, идут и думают:Кто же третий зверь – колючий, Злой, огромный и могучий?Папа шёл, и девочка Маша шла. Шла, шла и вдруг остановилась. Да не сама остановилась, а опять её кто–то за платье схватил и не пускает.Испугалась Маша и закричала:– Папа, папа, помоги! Опять меня зверь поймал!Подошёл к ней папа, посветил фонарём, засмелся и говорит:Вот так ёжик, Вот так ёж, – На шиповник он похож.– Видишь, – говорит, – чего ты испугалась? Это куст шиповника. А тут под ним и твой мячик лежит. Эх ты, трусиха!Обрадовалась девочка Маша, взяла мячик и пошла домой спать.
-Расскажите почему папа и Маша оказались в саду?( пошли посмотреть «страшных зверей»
-А теперь Елиса просит рассказать о прогулке папы и Маши, но только по порядку?
-Что взял с собой папа ,что бы было не страшно? (фонарик)
-Что произошло в первый раз? (чтение отрывка из текста)
А папа подошёл к Машиной зверюге, взял рукой три светящихся глаза, положил их на ладонь, засмеялся и сказал:Вот так штука, Вот так зверюка! Не волк и не гадюка, А просто светлячки, Светлые червячки.Разглядела Маша светлячков, и самой ей смешно стало. Маленькие, меньше некуда, а она их испугалась. Посмеялась девочка Маша, и пошли они дальше.
(стараться пересказывать близко к тексту, можно по предложению, с помощью мяча)- Какого «страшного зверя» показал Маше папа первый раз? (светлячки)
-Что произошло во второй раз? (чтение отрывка из текста)
Шли они, шли, вдруг с какого–то дерева – бац! – падает что–то на землю.Девочка Маша испугалась.– Вот, – говорит, – вот опять кидается! Бежим скорее!А папа говорит:– Давай сначала посмотрим, кто кидается и чем кидается.Посветил он фонарём, и увидела девочка Маша на траве много–много шишек.– Вот, – говорит папа, – видишь теперь, какой это зверь?– Вижу, – говорит Маша. – Это ёлка, а с неё шишки падают.– Верно, – говорит папа, – это шишки. Это они от сильного ветра падают.Посмеялась Маша, что она шишек испугалась, и пошли они дальше.
- Какого «страшного зверя» показал Маше папа второй раз? (шишки)
-Что произошло в третий раз? (чтение отрывка из текста)
Идут, идут и думают:Кто же третий зверь – колючий, Злой, огромный и могучий?Папа шёл, и девочка Маша шла. Шла, шла и вдруг остановилась. Да не сама остановилась, а опять её кто–то за платье схватил и не пускает.Испугалась Маша и закричала:– Папа, папа, помоги! Опять меня зверь поймал!Подошёл к ней папа, посветил фонарём, засмелся и говорит:Вот так ёжик, Вот так ёж, – На шиповник он похож.– Видишь, – говорит, – чего ты испугалась? Это куст шиповника. А тут под ним и твой мячик лежит. Эх ты, трусиха!
- Какого «страшного зверя» показал Маше папа третий раз? (куст шиповника)
1. Мы сидели и (читали, рисовали), 2. Повернулись вправо, влево -
Мышцы тела все устали. Стало гибким наше тело
Потянулись и зевнули, И на стуле скок, скок, скок,
Спинки дружно все прогнули, Ну как будто колобок.
3. А теперь попляшут ножки: 4. Ножки вытянем вперед,
Пробежали по дорожке Влево, вправо поворот.
Быстро-быстро - топ, топ, топ. Чтобы мышцы сильнее стали,
И в ладоши - хлоп, хлоп, хлоп. Поработают суставы.
5. Ножки выше поднимаем
И в коленочках сгибаем,
Подбородком дотянулись
И друг другу улыбнулись.
Головой все повращаем
И урок наш продолжаем.
5. Игра в артистов.
- А теперь мы будем выступать с вами как артисты. Девочки будут в роли Елисы, а мальчики в роли Кронтика. Слушаем задание Кронтильды.
«Кронтик перечислит всех «страшных зверей», которых Маша повстречала в саду. А Елиса расскажет , чем на самом деле оказался каждый из них.»
- Теперь выполним задание в тетради. Закрасим кружочком, в каком порядке попадались «страшные звери» Маше и кто это был на самом деле.
6. Подведение итогов.-Теперь мы знаем как правильно пересказать историю по порядку.
- Как называлась история про Машу? ( Как Маша в саду испугалась)
- Может быть кто помнит кто написал эту историю? (Александр Введенский)- С кем произошла эта история? ( с Машей)
- Значит, кто главный герой истории? ( Маша)
- А кто помог Маше не бояться «Страшных зверей»? (папа)
- Будет ли папа главным героем этой истории? (да)
-Вам понравился этот рассказ?
- Что вам больше всего понравилось на занятие?
- Вытащите из конверта смайлики и наклейте в свою тетрадь…
ФизминуткаМы ручками похлопаем - Хлоп-хлоп-хлоп,Мы ножками потопаем - Топ-топ-топ,Мы руки все поднялиИ дружно опустили.И сели все в волшебный самолёт. (руки, согнутые в локтях, перед грудью)Завели мотор - Ж- ж- ж,ж-ж-ж-ж-ж-ж (крутим медленно руками перед грудью, увеличивая темп)Самолёт летит, а мотор гудит- У-у-у, у-у-у (руки в стороны, поочерёдные наклоны влево и вправо),Полетели...(обычно сделав пару кругов по комнате, мы летим кушать или мыться,)