Развитие умений монологической речи на основе профессионально-ориентированного иноязычного текста.
Развитие умений монологической речи
на основе профессионально-ориентированного иноязычного текста.
Современному обществу нужны специалисты, которые могли бы в сфере своей специальности общаться с зарубежными коллегами, делиться и обмениваться профессиональным опытом.
В связи с этим возрастает роль монологической речи, которая дает возможность каждому обучающемуся отстаивать свою собственную точку зрения, свое мнение и взгляды.
Цель нашей работы – разработать поэтапную методику обучения профессионально-направленной монологической речи на основе текстов по специальности.
Обучение профессионально-направленному говорению проводится на базе специально подобранного материала (текстов по специальности), который отвечает определенным требованиям. Тексты должны быть информативными, интересными, содержать проблемный материал, элемент новизны и иметь связь с жизнью. Языковое наполнение текстов предусматривает их построение на знакомом грамматическом материале, содержании в них определенного процента лексического материала по специальности. Тексты должны освещать профессиональные вопросы, описывать ситуации, требующие от будущего специалиста решения проблемы, высказывания собственного мнения, поиска новой информации.
В процессе формирования профессионально-направленных монологических умений можно выделить такие группы умений, как:
умение смысловой языковой предикции и антиципации
репродуктивные умения
умения делать резюме и аннотацию
умение интерпретировать полученную информацию в самостоятельном высказывании
Следовательно, упражнения, направленные на формирование монологической речи, должны соответствовать определенному этапу работы с текстом и носить предтекстовый, текстовый и послетекстовый характер.
Примеры упражнений предтекстового этапа:
Вы будете читать текст о … - Выберите слова и фразы, которые могут встретиться в нем.
Скажите, какова главная идея текста.
Прочитайте заголовок текста и попытайтесь догадаться о его содержании.
Посмотрите на ключевые слова из текста. Догадайтесь, о чем этот текст
Примеры упражнений текстового этапа:
Прочитайте предложение, в котором сформулирована тема.
Соотнесите части предложений и воспроизведите высказывание.
Прочитайте утверждения и подтвердите/опровергните их, используя материал текста.
Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.
Выберите ключевые слова для передачи их основного содержания.
Примеры упражнений послетекстового этапа:
Расположите пункты предложенного плана в соответствии с логикой изложения материала в тексте.
Выпишите из текста предложения, которые передают основное содержание текста.
Составьте предложения из слов и воспроизведите их.
Составьте предложения из разрозненных слов и воспроизведите их. Расположите предложения из текста в нужной последовательности.
Передайте основное содержание текста, используя 6 - 7 предложений
Составьте краткое сообщение, используя предложенные слова и выражения.
Перескажите изложенную в тексте информацию, добавляя известную вам ранее.
Выразите свое отношение к проблеме, затронутой в тексте.
Используя текст и дополнительные материалы, подготовьте сообщение по теме.
Данная методика успешно апробирована и применяется при обучении английскому языку студентов 3,4 курсов фармацевтического отделения. Мы считаем, что целенаправленная работа по формированию профессионально-направленных монологических умений приводит к снятию трудностей у обучающихся в актуализации собственных монологических высказываний на иностранном языке с учетом выбранной специальности.
Список литературы
1. Вайсбурд М.Л. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе. М.: Просвещение, 2001- с.278.
2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. М.: АРКТИ, 2004-с.172-173.
3. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1998-с.216-228.
4. Скалкин В.Л. Английский язык для общения. - М.: Просвещение,2001-с.57-61.
5. Скалкин В.Л. Обучение монологическому высказыванию: Пособие для учителей. М.: Просвещение, 2002-с.124-127.