Статья (Наука и Статистика)
Торезское высшее профессиональное училище им А.Г. Стаханова
Статья «Наука и статистика»
Преподаватель
профессиональных дисциплин
Михальова Лидия Андреевна
СОЦИАЛЬНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ СТАТИСТИКИ»
Сегодня невозможно обсуждать социальные, культурные и другие проблемы, не принимая во внимание развитие научной мысли. Наука есть постижение мира в котором мы живем.
Данная работа раскрывает взаимосвязь между наукой и статистикой как родом практической деятельности людей.
Статистика – это общетеоретическая наука, которая изучает количественную сторону качественно определенных социально – экономических явлений и процессов, а также разрабатывает статистическую методологию.
Объектом изучения статистики является общество, протекающие в нем процессы и закономерности развития.
В статистической науке выделены две большие обобщающие отрасли: экономическая и социальная статистика.
Социальная статистика формирует систему показателей для характеристики образа жизни населения и различных аспектов социальных отношений.
В данной работе рассмотрены методы сбора, обобщения и анализа статистических данных в социальной сфере.
Для развития национальной экономики в целом и ее основных отраслей необходимо статистическая информация о населении, которая включает его профессиональный состав, возрастной состав, численность трудоспособного населения. Изучение половозрастного состава имеет огромное значение для характеристики населения и исследования происходящих в нем процессов.
Объект исследования: семьи студентов.
Цель исследования: получение данных о численности, количестве, составе по полу, возрасту и социальным группам людей в семьях студентов.
Для проведения статистических исследований была создана творческая группа из числа студентов училища.
Процесс исследования состоял из трех основных этапов:
первая – сбор первичной статистической информации;
вторая – статистическая сводка и обработка первичной информации;
третья – обобщение и анализ статистической информации.
Членами творческой группы была разработана программа наблюдения,
в которую включены вопросы и ответы, используемые в материалах исследования.
При этом был применен анкетный способ сбора данных на принципе добровольного заполнения адресатами анкет (лист опроса).
Листы опроса заполнялись студентами третьего курса , обучающимися по профессии «Мастер по обработке цифровой информации». Количество заполненных листов опроса – 25штук. Зафиксировано состояние семей на 08.02.2016года
Творческая группа работала таким образом, чтобы исключить ошибки наблюдения или же свести их к возможному минимуму.
Лист опроса:
Количество членов семьи всего
Пол и возраст каждого члена семьи
Социальная группа каждого из членов семьи:
- рабочий;
-предприниматель;
- служащий;
- безработный.
- домохозяйка;
- пенсионер;
- студент;
4. Является ли ваша семья многодетной?
5. Трудоустроенные члены вашей семьи заняты:
- по основному месту работы;
- по совместительству;
- на сезонной работе;
- на временной работе;
- полностью в течении рабочей недели и рабочего дня;
- не полностью;
- неофициально.
Студенка Астахова А. проводит инструктаж по заполнению листов опроса
Заполнение Листов
опроса группой студентов
В соответствии с программой наблюдения произведена группировка полученных данных, результаты которых представлены в виде статистических таблиц и диаграмм.
В ходе исследования получены следующие данные по количеству членов семьи: 2 человека 1 семья, 3 человек 9 семей, 4 человека 8 семей, 5 человек 5 семей, 6 человек 2 семьи.
1*2 + 9*3 +8*4 + 5*5 + 2*6 =98 человек
Результаты статистического исследования представлены в таблице:
Таблица 1
Количество семей и членов семьи
Количество членов семьи Количество семей Удельный вес, %
1 - -
2 1 4
3 9 36
4 8 32
5 5 20
6 2 8
7 и более - -
Итого 25 100%
Применяя формулу средней арифметической взвешенной, получаем среднее количество членов семьи, которое составляет 4 человека.
Обследовав возраст 98 человек (25 семей студентов группы), результаты обработанных материалов сводим в таблицы.
Таблица 2
Количество лиц женского пола по возрастным группам
Возраст (лет) 0-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35 36-40 41-45 46-50 51-55 56-60 61 и более
Итого лиц жен. пола 1 3 1 9 1 2 5 10 4 3 5 5 6
Итого: 55 человек
Таблица 3
Количество лиц мужского пола по возрастным группам
Возраст (лет) 0-5 6-10 11-15 16-20 21-25 26-30 31-35 36-40 41-45 46-50 51-55 56-60 61 и более
Итого лиц муж. пола: 1 - - 7 2 2 4 3 7 5 3 7 2
Итого: 43 человека
Согласно полученным данным средний возраст женщин от 16 лет и более составляет 41год, средний возраст мужчин 40 лет.
Таблица 4
Количество детей в возрасте от 0 до 15 лет
Количество
детей женского пола (человек) Количество
детей мужского пола (человек) Удельный вес в общем количестве %
5 1 6
Таблица 5
Удельный вес членов семей по категориям
Наименование Количество чел Удельный вес. %
Женщины от 16 лет и более 50 51
Мужчины от 16 лет и более 42 43
Дети до 16 лет 6 6
Итого: 98 100
рис. 1 Структура членов семей по возрастной категории
Таблица 6
Результаты обследования социальных групп
Социальная группа Количество человек В % к итогу
Рабочий 38 42
Служащий 4 4
Домохозяйка 7 8
Студент 15 16
Предприниматель 4 4
Безработный 4 4
Пенсионер 20 22
Итого 92 100%
Структуру социальных групп отражаем полосовой диаграммой.
Рис.2 Структура социальных групп
Таблица 7
Экономическая активность членов семей
Показатели Количество, чел
Экономически активное население 50
Экономически неактивное население 27
Трудоспособные женщины 39
Трудоспособные мужчины 40
Работающие пенсионеры 7
Безработные 4
Таблица 8
Виды занятости членов семей
Виды занятости трудоспособныхКоличество (чел.)
-по основному месту работы (первичная занятость) 42
-по совместительству (вторичная занятость) 1
-сезонно 3
-временно 2
-полностью в течении рабочей недели и раб. дня 40
-не полностью в течении рабочей недели и раб. дня 2
-неофициально 6
Изучение информации о населении является очень актуальным в современном мире, так как семья влияет на отношения в обществе, на характер всех социально – экономических процессов.
Исследования проводились студентами изучающими дисциплину «Основы статистики». При этом полученные теоретические знания применялись на практике, что способствовало более глубокому пониманию и изучению данного предмета, умению правильно применять формулы необходимые для расчетов, а также развитию интереса к своей будущей профессии.
Студенты были вовлечены в процесс обработки данных, полученных в ходе исследования семей своей учебной группы. При этом они увидели соотношение количества мужчин и женщин, получили информацию о численности семей, рассчитали средние статистические показатели.
При изучении возрастного состава был сделан вывод о стабильной структуре данных семей и их высоком экономическом потенциале. Данные возрастного состава, широко используются при разработке экономической и социальной политики.
Анализируя количество детей в возрасте до 15 лет можно с уверенностью говорить о низком уровне рождаемости в данных семьях, а следовательно, тенденции у населения. Это может повлиять и ухудшить демографическую ситуацию, и как следствие, отсутствие позитивной перспективы для экономического развития.
Самая большая социальная группа – это рабочий, это дает возможность с уверенностью говорить о престижности рабочих профессий и их необходимости в современных условиях.
Большая часть членов семей являются экономически активными, каждый третий пенсионер продолжает работать.
Анализируя виды занятости членов семей, приходим к выводу, что в данном случае имеют место сезонная и скрытая безработица. Преодоление безработицы возможно при поддержке малого бизнеса в целях создания новых рабочих мест, разработке региональных программ содействия занятости населения, инвестировании угольной отрасли, расширении связей между образовательными учреждениями среднего профессионального образования и потребителями рабочей силы. Акцентирую внимание на то, что студенты, после окончания училища, имеют возможность не только работать на предприятии, но и заниматься частным предпринимательством.
Большее количество членов семей работают официально, вместе с тем имеет место неофициальное трудоустройство, что является нарушением трудового законодательства. Разъясняю студентам преимущества официального трудоустройства, наличие социального пакета работающего: пенсионное обеспечение, оплата листов нетрудоспособности, выплаты пособий по безработице, предоставление оплачиваемых отпусков и так далее.
При изучении дисциплины опираюсь на реальную жизненную ситуацию, которая помогает воспитывать наблюдательность, внимание, требовательность к себе и другим, умение анализировать и делать выводы.
Данные статистического исследования позволили реально, на примере малой части населения, студентам сделать вывод о тенденциях, происходящих в среде населения нашего города.
ЛИТЕРАТУРА:
Толстик Н.В., Матегорина Н.М.
СТАТИСТИКА: Учебно-методическое пособие для студентов экономических колледжей и техникумов. – Ростов н/д: изд-во «Феникс», 2001. -480 с.
.Лугинин О.Е Статистика: Учебник К., Центр учебной литературы, 2005. -580 с.
Харченко Л.П Статистика: Учебное пособие
М.: ИНФА-М, 2001. -384 с. – (Серия «Высшее образование»).