Методическая разработка на тему Особенности организации образовательного процесса в системе дополнительного образования
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ.
Условия организации образовательного процесса в системе дополнительного образования детей регулируют следующие документы:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»
- Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
- Санитарно эпидемиологические требования к учреждению дополнительного образования детей (Внешкольные учреждения)
- Устав образовательного учреждения.
- договор о взаимоотношениях с учреждениями.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей строится в парадигме развивающего образования, обеспечивая информационную, обучающую, воспитательную, развивающую, социализирующую релаксационную функции.
Отечественная система дополнительного образования детей располагает уникальными социально – педагогическими возможностями по развитию творческих способностей обучающихся в области научно – технической, художественной, эколого – биологической, спортивно – технической, физкультурно – спортивной, туристическо – краеведческой, военно – патриотической, социально – педагогической и другой образовательной деятельности.
Образовательный процесс в системе дополнительного образования детей представляет собой специально организованную деятельность педагогов и учащихся, направленную на решение задач обучения, воспитания, развития личности.
Процесс обучения в дополнительном образовании имеет формализованный характер по сравнению с образовательной школой, не имеет жестких рамок.
Индивидуализация обучения в системе дополнительного образования детей осуществляется со стороны самого ребенка, который сам осуществляет выбор интересного для себя вида деятельности. Изменяется и позиция педагога: он выступает не только как носитель знаний, но и как помощник в составлении личности обучающегося.
По словам выдающегося педагога В.Ф. Шаталина «Основная функция педагога не только быть источником знания, сколько организовать процесс познания, создать такую атмосферу в классе, в которой невозможно не выучиться».
Образовательный процесс, организованный в системе дополнительного образования, должен отвечать следующим требованиям:
- иметь развивающий характер, т.е. должен быть направлен на развитие у детей природных задатков и интересов.
- быть разнообразным как по форме (групповые и индивидуальные, теоретические и практические, исполнительные и творческие занятия), так и по содержанию.
- основываться на многообразии дополнительных образовательных программ – модифицированных, авторских, адаптированных, все они должны проходить психолого – педагогическую экспертизу до включения в образовательный процесс и психолого – педагогический мониторинг в ходе их реализации, чтобы не навредить физическому здоровью учащихся.
- базироваться на развивающих методах обучения детей;
- для педагога дополнительного образования уже не достаточно знаний лишь той предметной области, которую он преподает, он должен обладать психолого – педагогическими знаниями.
- использовать диагностику интересов и мотивации детей с тем, чтобы обеспечить такое многообразие видов деятельности и форм их осуществления, которые позволило бы разным детям с разными интересами и проблемами найти себе занятие по душе.
- основываться на социальном заказе общества.
- отражать региональные особенности и традиции.
Образовательный процесс осуществляется через учебное занятие. Учебное занятие – это промежуток времени, в течении которого учащиеся занимаются определенным учебным предметом.
Учебное занятие это сложный психолого – педагогический процесс, к которому предъявляются ряд различных требований.
Для того чтобы занятие стало обучающим, его нужно тщательно подготовить, спланировать. Педагог имеет право самостоятельно отработать удобную для себя модель плана учебного занятия.
Изучение учебного материала предполагает следующие дидактические циклы:
- изучение нового материала;
- применение знаний на практике, формирование практических умений;
- контроль знаний.
Общие требования к занятиям в учреждении дополнительного образования:
- создание и поддержание высокого уровня познавательного интереса и активности детей;
- целесообразное расходование времени на занятии;
- применение разнообразных методов и средств обучения;
- высокий уровень межличностных отношений между педагогом и детьми;
- практическая значимость полученных знаний и умений.
Основные этапы современного занятия.
Организация начала занятия, постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач, сообщение темы и плана занятия.
Проверка имеющихся у детей знаний, умений, их готовность к изучению новой темы.
Ознакомление с новыми знаниями и умениями.
Значительную роль в организации образовательного процесса играет методическая деятельность.
Методическая деятельность является одним из аспектов профессиональной деятельности методиста, которую он осуществляет наряду с другими (например педагогической, организационно – массовой и другой) она включает в себя прежде всего изучение теории, методики и практики дополнительного образования детей и разработку методики осуществления и анализа образовательного процесса в Учреждении дополнительного образования.
Основные виды деятельности:
- самообразование;
- методическое исследование;
- описание и обобщение педагогического опыта;
- создание методической продукции;
- обучение педагогических кадров;
- методическая помощь;
- методическая коррекция.
Методическая деятельность учреждения дополнительного образования – целостная система мер, основанная на достижениях науки и практики, направленная на всесторонне развитие творческого потенциала педагога, и в конечном итоге, на повышение качества и эффективности учебно – воспитательного процесса, на рост уровня образованности, воспитанности и развитости обучающихся.
Методическая работа – система взаимосвязанных мер, действий, мероприятий, направленных на всестороннее повышение квалификации и профессионального мастерства каждого педагога, на развитие и повышение творческого потенциала педагогических коллективов. Ее основа достижение педагогической науки, передовой педагогический опыт и анализ происходящих педагогических процессов.
В дополнительном образовании создана взаимосвязанная малоуровневая система методических служб:
Центр развития системы дополнительного образования детей Минобразования РФ;
Областные центры развития системы дополнительного образования детей;
Городские, районные, окружные методические службы;
Методические службы учреждений дополнительного образования детей;
Для общей координации работы и выполнения научно – методических функций на федеральном уровне создан Центр развития системы дополнительного образования детей. Для осуществления этой работы на региональном уровне действуют областные учреждения дополнительного образования или центры развития системы дополнительного образования. На районном уровне методическая работа, направленная на совершенствование дополнительного образования детей, ведется либо по линии методических служб образования (Кабинеты, отделы), либо крупными многопрофильными учреждениями, либо создаются специальные структуры для осуществления этой деятельности. Надо заметить, что основное поле методической деятельности находящиеся на уровне учреждений, где в этот процесс включены педагоги, методисты, руководители всех регионов.
Педагог дополнительного образования занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личностных качеств и профессионализма зависит решение многих проблем. Нередко из – за недооценки проблемы повышения профессиональной компетентности педагогов тормозится процесс развития учреждения. Поэтому задача методической службы состоит в создании таких условий, в которых педагоги могли бы максимально реализовать свой потенциал. Реальными возможностями для решения этой задачи в системе образования обладает методическая служба учреждений дополнительного образования.
Оказание педагогическим работникам методической помощи не всегда бывает достаточным из- - за отсутствия прочных связей между методическими службами разных уровней: учреждение – район – город.
Сегодня методическая служба оказалась в сложной ситуации: в течение долгих лет она выступала как «транслятор» инструкции, приказов, распоряжений, директив, методик, обеспечивая обязательный характер их внедрения. Методисты часто привлекались к осуществлению контролирующей функции, чем дублировали обязанности инспекторской службы. Поэтому структура методической службы оказалась перед необходимостью реорганизации в соответствии с требованиями времени: в период интенсивной инновационной, опытно – экспериментальной деятельности прежняя методическая служба не могла реагировать на быстро изменяющуюся ситуацию в образовании. Во многих регионах начался поиск приемлемой модели методической службы, способной строить методическую деятельность по – новому.
В образовательном процессе нельзя не учитывать условия, происходящие в общественной жизни. В связи с этим одной из важнейших задач дополнительного образования является обновление содержания предлагаемой детям деятельности (что предложить, на чем построить интересное общение, как организовать полезную деятельность), которое осуществляется за счет введения новых образовательных программ, а также за счет изменения и усовершенствования существующих программ. Эту задачу необходимо включать в план деятельности методической службы учреждений дополнительного образования.
Разнообразию содержания дополнительного образования отвечает живое разнообразие методов и форм педагогической деятельности. С точки зрения принципа саморазвития методы обучения характеризуются смещением акцентов с репродуктивных на продуктивные, а формы обучения - с фронтальных на индивидуальные и групповые, в том числе разновозрастные. Широко используются методы и организационные формы, основанные на общении, диалоге педагога и воспитанников, развития творческих способностей.
В учреждении дополнительного образования имеются все условия для того, чтобы осуществлять дифференцированный подход к обучению и разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам, учить всех по разному, корректируя содержание и методы обучения и воспитания в зависимости от способностей и запросов каждого ребенка, уровня умственного развития и конкретных возможностей. Реализация такого подхода к работе требует детальной проработки методического обеспечения деятельности всех служб учреждения.
Принципиальная педагогическая установка учреждений дополнительного образования детей – такое воспитание и обучение ребенка, при котором знания не самоцель, а средство формирования и совершенствования всех граней личности: интеллекта, практического ума, трудолюбия, физического развития, характера и воли к самовыражению и самореализации. Другими словами, это способ проникнуть в богатейший внутренний мир ребенка, понять и расширить его приделы. Педагоги, как правило, выбирают определенную технологию развивающего образования (или ее элементы), осваивают и реализуют ее на практике.
В учреждении дополнительного образования может быть освоено большое количество развивающих технологий для использования в работе с разными группами детей, поэтому необходимо вести работу по внедрению новых методик и технологий обучения и воспитания, позволяющих усовершенствовать образовательный процесс.
Поддержка и развитие детского творчества – одна из задач дополнительного образования, которое имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности. В процессе такого образования неисчерпаемы возможности создания благодатных условий для развития способностей и талантов каждого ребенка, что благотворно сказывается на воспитании и укреплении его самоуважения.