План-конспект по географии в 8 классе Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.
УРОК 27
План-конспект по географии в 8 классе.
Тема : Состав внутренних вод. Реки, их зависимость от рельефа.
Цели:1. Изучить особенности рек России. Расширить и углубить знания о реках. Сформировать понятия уклон, падение реки. Показать влияние климата и рельефа на реки. Формировать умение определения уклона и падения рек.
2. Развивать внимание, память, умение анализировать, обобщать.
3.Формировать интерес к изучению предмета.
Тип урока: Урок формирования новых знаний, умений, навыков.Оборудование: физическая карта России..
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2.Актуализаця опорных знаний.
С какими видами внутренних вод вы познакомились на уроках географии в 6,7 классах?
3. Формирование новых З.У.Н.
3.1. Рассказ с элементами беседы:
- Какие виды внутренних вод вы знаете? - Какие из них созданы человеком? (пруды, водохранилища, каналы)- Внутренние воды связанны со всеми компонентами природы. Но главными компонентами, влияющими на воды, являются рельеф и климат.Как эти компоненты взаимосвязаны с внутренними водами, рассмотрим на примере рек.Начнем с рельефа. - Россия страна многочисленных рек. Длина рек измеряется тысячами километров, площадь бассейна – миллионами квадратных километров. Все реки относятся к бассейну трех океанов и внутренней бессточной области. Большая часть рек впадает в Северный Ледовитый океан. Он занимает 65% территории страны. Сюда относится самая длинная река Лена, самая полноводная река Енисей и река с крупнейшим по площади бассейном – Обь.Почему крупнейшие реки текут на север? (большая территория России имеет уклон к северу)К бассейну Тихого океана относится крупная река Амур, по которой проходит граница страны, а также река Анадырь. - Почему крупных рек на востоке России не так много, как на севере? (на побережье Тихого океана горные хребты, реки короткие, стекающие с восточных склонов хребтов.)К бессточной области относится великая русская река Волга, Терек, Урал.К бассейну Атлантического океана относятся Дон, Кубань, Нева.- Итак, рельеф влияет на направление течения.- Каждая отдельно взятая река уникальна. Но у них всех есть общее – это части реки. - Вспомним части реки. (учитель на слайде показывает элемент реки, а ребята называют:главное русло, исток, устье, приток)В зависимости от рельефа реки делятся на 2 типа: горные и равнинные. Равнинных рек больше.- Почему? (большая часть территории России – равнинна)Равнинная река имеет широкие долины, спокойное течение.Горные реки имеют узкие долины и бурное течение. В горах встречаются пороги и водопады. Они мало пригодны для судоходства.-Примером одной из горных рек является река Терек.Вот как описывает в своем стихотворении Терек М. Ю. Лермонтов.«Терек воет, дик и злобен,Меж утесистых громад,Буре плач его подобен,Слезы брызгами летят.»Рельеф влияет еще на две величины: падение и уклон реки. ПАДЕНИЕ – это разница высот между истоком и устьем (в метрах)Н = Н1 – Н2, гдеН1 – абсолютная высота истока2Н2 - абсолютная высота устья.- Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то уровень поверхности воды является высотой истока реки. Решение задач на определение падения реки.№ 1Определить падение реки Волги.Исток – Валдайская возвышенность
· 300мУстье – Каспийское море – (-28м)300 – (-28) = 328 м.№ 2Определить падение реки Ангары.Исток – озеро Байкал – 456мУстье – река Енисей - 76м456 – 76 = 380м.№ 3Определить падение реки Невы.Исток – Ладожское озеро – 4мУстье – Финский залив – 0м.4 – 0 = 4м№ 4Определить падение реки Лены.Исток –Байкальский хребет - 930мУстье – море Лаптевых – 0м930 – 0 = 930м- Величина падения влияет на другую важную характеристику:УКЛОН – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км) I = Н : L, гдеI – уклон;H – падение;L – длина.Решение задач на определение уклона рек.№ 1Определить уклон реки Ангары.Падение = 380м = 38000смДлина реки 1826км Уклон = 38000 : 1826 = 20,8 см/км№ 2Определить уклон Волги.Падение = 328м = 32800смДлина реки = 3531 кмУклон = 32800 : 3531 = 9,3 см/км№ 3Определить уклон Невы.Падение = 4м = 400смДлина = 74 кмУклон = 400 : 74 = 5,4 см/км№ 4Определить уклон реки Лены.Падение = 930м = 93000смДлина реки = 4400Уклон = 93000 : 4400 = 21,1 см/км- Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.- Уклон реки в XII в. определил судьбу епископа Иоанна. (зачитывается отрывок из летописи)В одной из новгородских летописей описано интересное событие, происшедшее в 12в. Население старинного Новгорода, не довольное неблаговидным поведением епископа Иоанна, решило изгнать его из своего города. Плот с Иоанном пустили вниз по течению реки Волхов, которая берет начало в озере Ильмень, а впадает в Ладожское озеро. Но плот понесло в обратную сторону, в озеро Ильмень, т. к. река потекла в противоположном направлении. Новгородцы восприняли это «чудо» как «знаменье Господне», и епископ Иоанн с почестями вернулся на свой престол.Объясняется это явление просто. Оказывается уклон поверхности, по которой протекает Волхов, очень небольшой. Когда в нижнем течении Волхова выпадают дожди, уровень воды в низовьях становится выше, чем в верховьях, и Волхов течет в обратном направлении.- А теперь поработаем с атласами и контурными картами.Задание: нанести на контурную карту крупные реки нашей страны.Волга, Ангара, Обь, Дон, Лена, Печора, Ока, Северная Двина, Иртыш, Енисей, Подкаменная Тунгуска, Нижняя Тунгуска, Яна, Вилюй, Алдан, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Шилка, Аргунь, Зея, Бурея, Нева, Терек, Кубань, Урал.
3. Обобщение З.У.Н.
1. Что такое река?
2. Перечислите части реки.
5. Что такое падение реки?
6. Что такое уклон реки?В заключении небольшие загадки: Ты меня наверно, знаешь,Я сказки Пушкина герой,Но если «л» на «н» сменяешь,Сибирской стану я рекой (Енисей, Елисей)Я – сибирская рекаШирока и глубока.Букву «е» на «у» смени –Стану спутником Земли.(Лена, Луна)Первый слог мой – нота,Буква – слог второй,Целое – широко разлилось рекой.(Дон)К названию животныхПриставь одну из мер – Получишь полноводную реку в России.(Волга)рельеф.
5. Домашнее задание
§23, с.117 зад.1.
6. Итог урока.
13 PAGE \* MERGEFORMAT 14615