План-конспект урока по русскому языку 3 класс по программе «Школа России» Тема: «Род имён существительных»

Тема: Род имен существительных
Цели: Содействовать формированию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения рода
Предметные: Осваивают первоначальные представления о системе и структуре русского языка: лексике, морфологии и синтаксисе, об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи. Углубление знаний об имени существительном. Систематизация и обобщение знаний, умений, навыков по теме “Род имени существительное”.
Личностные: Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур; проявляют эстетические потребности, ценности и чувства
Метапредметные: Познавательные: общеучебные – овладевают базовыми предметными понятиями; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, классификацию. Регулятивные: овладевают способностью принимать и сохранять учебную задачу. Коммуникативные: проявляют готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества
Коррекционно-развивающие: Развитие внимания, мышления, памяти, речи, орфографической зоркости. Учить применять правила при выполнении упражнений.
Ход урока
I.Организационная часть.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку “пять”.

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя


II.Сообщение темы и целей урока. - Сегодня у нас необычный урок. На уроке мы повторим имя существительное в интересной форме. Мы отправимся в путешествие по стране «Имя существительное». ( слайд 1)
Путешествие будет веселым, интересным. Правда, вам придётся немного подумать над теми заданиями, которые приготовили для вас на каждой остановке. В этом путешествии мы будем закреплять умения: определять имена существительные, определять у существительного род и число.(слайд2)

Принимают учебную задачу, сформулированную учителем


III. Работа по теме урока.
1.Начинаем мы путешествие по огромной и могучей стране “Имени Существительного”.
Первым нас встречает город “Вопросов”. (слайд 3) Жители этого города приготовили Вам вопросы.
Давно живу я в мире этом (слайд 4)
Даю названия предметам.
-Что за часть речи?
-Имя существительное.
-Что обозначает имя существительное?
-На какие вопросы отвечает имя существительное?

Осуществляют самоконтроль для установления правильности выполнения заданий


2-я остановка город “Собственных и нарицательных” (слайд 5)
_ Почем существительные так называются? (Дают имя каждому человеку, название каждой реке, горе, улице, городу. Это собственное, только им принадлежащее имя) .
- Как пишутся имена собственные.?
Жители этого города хотят проверить ваши знания.
Задание1. (слайд 6) В каждую группу слов допиши еще по два примера:
 Город ....
Журнал...
Собака ...
Поэт...
Кот...
Сказка....
..корова
3-я остановка станция - “Числовая”. (слайд 7)
Жители этой станции задают нам вопрос:
- Чем отличается существительное в единственном числе от существительного во множественном числе.?
Задание 2. (слайд 8-9) В каком числе стоят имена существительные? Измени слова по числам. Напиши. Выдели окончания.
Тарелки, города, рассказы, яблоки, тропинки, озера, колос, группа, вечер, загадка.

Осуществляют классификацию имен существительных по заданному критерию


Физкультминутка
Мы туристы , мы в пути.
Веселей шагайте , ноги,
Легче выдох, глубже вдох.
Путь неблизок, недалек.
Впереди течет ручей,
Перепрыгнем поскорей.

Осуществляют профилактику утомления


4-ая остановка –город “Родовой”. (слайд 10) Если мы не ответим на следующие вопросы, нас в город не пустят.
- Сколько родов имеет имя существительное? Какие?
- Какой знаете секрет запоминания родов?
Женский род - запомню я ( слайд 11)
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!
Имена существительные мужского рода живут в одной доме ( 1столбик),
а имена существительные женского рода- во втором доме ( 2 столбик), имена существительные среднего рода – в третьем (3 столбик).
Задание 3: (слайд 12-13) На доске три портфеля. А у вас на столах карточки. Переверните карточку, прочитайте слово, которое там написано и определите его род. Распределить существительные в три портфеля соответственно. “Распределите жителей в свои дома”. Напишите ещё по одному слову в каждый столбик.
Тетрадка, книга, погода, волшебник, картина, петушок, блокнот, пенал, молоко, солнышко, заяц, окно, поле, сердечко, ветер, комната.
-У кого существительные женского род  положите его в первый портфель.
- У кого существительные мужского рода положите его во второй портфель.
- У кого существительные среднего рода положите его в третий портфель.
Задание 4.( слайд 14) Спишите, укажите род имен существительных.
Ветер весело шумит, судно весело бежит. (А.С.Пушкин) 3) Вот дождик брызнул, пыль летит. .(Ф.Тютчев)
Задание 5 (слайд 15) Распределите имена существительные в два столбика одушевленные и неодушевленные. Спишите. Определите род имён существительных.
СОБАКА, СТОЛ, ШКОЛА, МАСТЕР, СТЕПЬ, УЧЕНИК, ПЕНАЛ, КОМПЬЮТЕР, ТЕЛЕВИЗОР, СТЕКЛО, МЫШЬ, КЛАВИАТУРА

















Умеют работать в группе, договариваются о совместных действиях; осуществляют само-и взаимоконтроль


IV.Итог
- Вот и подошло к концу наше небольшое путешествие. Я думаю, что оно вам понравилось.
- Скажите, чем мы занимались на уроке?
- Путешествовали по по стране «Имя существительное». Выполнили задания, определили род и число имен существительных, ... .
Тест – рефлексия. ( слайд 16)
- Перед вами тест, выберите подходящий себе ответ. Он поможет мне узнать как вы усвоили материал по этой теме.
А) Понял, могу объяснить другим.
Б) Понял, но от дополнения не откажусь.
В) Ничего не понял.

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке


V.Домашнее задание. Упражнение , стр., подготовиться к письму по памяти.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития