Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Тема: «Изменения в природе».
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе.
Тема: «Изменения в природе».
Вос-ль: Геслер М.В.
Цель: Обобщив имеющиеся знания, осознать причины и общие закономерности сезонных изменений в природе. Закрепить признаки осени. Углубить и конкретизировать представление детей об условиях жизни животных осенью. Расширять знания детей о состоянии растений осенью (прекращение роста, пожелтение и опадание листьев, наличие плодов и семян), особенностях поведения птиц. Формировать умение обобщать, пользоваться при этом простейшей моделью, отражать результат обобщения в развёрнутом речевом суждении. Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и полно отвечать на поставленный вопрос.
Ход занятия: Релаксация «Пожелания перед занятием». Воспитатель желает ребёнку получить новые знания. Дети по кругу желают друг другу что-нибудь.
Вос-ль: Ребята, какие передачи по телевидению вы смотрите?
Ответы детей.
Вос-ль: Сегодня нас пригласили на телевидение, поучаствовать в передаче «Что? Где? Когда?». Мы принимаем приглашение? Тогда, я приветствую наших гостей в интеллектуальном казино, а знатоков приглашаю занять свои места. Капитаном команды будет Никита, он будет выслушивать мнения всех знатоков, и выбирать знатока, который будет отвечать на вопрос. Против команды знатоков играет команда сказочных телезрителей.
Сначала, я предлагаю знатокам небольшую разминку.
Разминка:
Отгадайте загадки:
Несу я урожаи,
Поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю,
Деревья раздеваю,
Но не касаюсь сосен
И елочек. Я (осень).
В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила,
Платье снять забыла.
И на красные узоры
Первый снег ложиться.
(Рябина).
Не зверь, а воет.
(Ветер).
Шёл долговяз, да в земле увяз.
(Дождь).
Сидит – зеленеет,
Падает – желтеет,
Лежит – почернеет.
(Листья).
Вос-ль: Вы догадались, о чём мы сегодня будем говорить на игре «Что? Где? Когда?».
Капитан команды первым крутит рулетку.
Со знатоками играет Красная Шапочка.
1 Вопрос: Почему происходит смена времён года?
Вос-ль: Капитан, представьте нам знатока, который будет отвечать на этот вопрос.
Ребёнок отвечает на вопрос Красной Шапочки.
Вос-ль называет правильный ответ и объявляет счет игры.
Ребёнок, который дал ответ, крутит барабан.
2 Вопрос знатокам задаёт телезритель Незнайка из солнечного города.
Вос-ль: Внимание! Вопрос:
Уважаемые знатоки, назовите, пожалуйста, признаки осени.
Вос-ль: Прошу игроков ответить на вопрос Незнайки.
Дети называют признаки осени.
Вос-ль обобщает ответы детей и объявляет счет игры.
Барабан крутит игрок, который дал наиболее полный и правильный ответ.
Следующий вопрос знатокам задают сразу два сказочных телезрителя: Крокодил Гена и Чебурашка.
Вос-ль: Внимание! Чёрный ящик!
В группу вносят черный ящик.
Вос-ль: А сейчас, уважаемые знатоки, послушайте внимательно вопрос.
3 Вопрос: С помощью предметов, которые находятся в черном ящике, объясните, почему на земле появляются лужи.
Воспитатель достаёт из чёрного ящика тарелочку с землёй и лейку.
Капитан назначает игрока, который проводит опыт и объясняет его.
Вос-ль объявляет, правильный ли был ответ и счёт игры.
Ребёнок, проводивший опыт, крутит барабан.
Вос-ль: В игру вступает сказочный телезритель Буратино.
4 Вопрос: Осенью, земноводные прячутся под камни, корневища, пни, чтобы с наступлением холодов заснуть на всю зиму. А знаете ли вы, как готовятся к зиме дикие животные?
Дети рассказывают о подготовке зверей к зиме.
Обобщение воспитателем ответа на вопрос, объявление счёта игры.
Физминутка «Прогулка по осеннему лесу».
Мы пришли в осенний лес.
Ходьба на месте.
Сколько здесь вокруг чудес!
Дети удивлённо разводят руками.
Справа берёзка вся в золоте стоит,
Отводят руку вправо, прослеживают взором.
Слева на нас ёлка глядит.
Отводят руку влево, прослеживают взором.
В воздухе листики кружатся,
И на землю красиво ложатся.
Выполняют вращательные движения руками над головой.
Вот и зайка проскакал,
От лисы он убежал.
Прыжки на месте.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Выставляют поочерёдно руки вперёд.
Все мы спрячемся сейчас,
Не найдёт тогда он нас!
Дети приседают, прячась.
Лишь медведь в берлоги спит,
До весны он там проспит.
Имитация сна.
В лесу красота и покой,
А нам с тобой пора домой.
Садятся на стулья.
1 ребёнок крутит барабан.
Вос-ль: Вопрос знатокам задаёт сказочный телезритель Чипполино. Внимание! Чёрный ящик.
5 Вопрос: С помощью содержимого чёрного ящика составьте схему и короткий рассказ на тему: «Почему перелётные птицы улетают в тёплые края».
Капитан выбирает ребёнка, который составит схему и рассказ.
Подводится итог 5 раунда.
Ребёнок, отвечавший на вопрос, крутит барабан.
Вос-ль: А сейчас три Поросёнка зададут свой вопрос.
Внимание! Чёрный ящик!
6 Вопрос: В чёрном ящике лежит то, что может желтеть, краснеть, опадать, кружиться, облетать. Что лежит в чёрном ящике?
Капитан выбирает игрока, который отвечает на вопрос.
Вос-ль показывает детям содержимое чёрного ящика (осенние листья).
Вос-ль называет счёт игры.
Ребёнок, отвечавший на вопрос 6 раунда, крутит барабан.
Вос-ль: Свой вопрос задаёт кот Леопольд.
7 Вопрос: Какими словами можно назвать осенние листья?
На вопрос отвечают все игроки.
Подводится счёт игры.
За хорошее участие в передаче программа «Что? Где? Когда?» предлагает детям в качестве сюрприза игру «Братья-месяцы».
Проводится дидактическая игра на закрепление народных названий, признаков осенних месяцев.
У детей маленькие карточки с изображением примет осени, они распределяют их по трём большим карточкам разного цвета (сентябрь – зелёно-жёлтый, октябрь – жёлтый, ноябрь – серый).
Итог занятия. Награждение лучшего игрока (по мнению детей) эмблемой Умной Совы.
Остальные дети награждаются эмблемами участников игры.
15