Конспект урока по литературному чтению Литературные сказки 1класс
Урок-обобщение по литературному чтению в 3 классе
(учебник «Родная речь» часть 1, автор Голованова Г.М., Горецкий В.Г.) по теме: «Литературные сказки»
Цель: - обобщить знания учащихся по изученным сказкам.
Задачи: - обобщить знания детей о писателях-юбилярах, авторов изученных сказок;
- развивать умение анализировать, сравнивать художественные тексты, обобщать;
- развивать монологическую речь;
- воспитывать трудолюбие, взаимопомощь, взаимовыручку, чувство коллективизма.
Ход урока:
I Вступительное слово.
Сказка – ложь, да в ней намек
Добрым молодцам урок.
А.С.Пушкин
- Любите ли вы сказки?
- Вспомните, какие русские народные сказки мы с вами читали? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Гуси-Лебеди», «Иван-царевич и серый волк», «Два Мороза», «Каша из топора» и др.)
- Почему эти сказки называются народными? (передавались из уст в уста, не записывались, сочинял не один человек.)
- Есть ли у них автор? (нет, нельзя установить)
- Какие сказки мы называем авторскими или литературными? (сказки, которые обработаны или пересказаны автором-писателем)
- Как называется раздел, который мы с вами изучали?
- Назовите сказки, которые в него вошли. Кто их написал?
Дмитрию Наркисовичу Мамину-Сибиряку – 6 ноября было 155 лет со дня рождения.
Владимиру Федоровичу Одоевскому – 11 августа будет 205 лет со дня рождения.
Сергею Тимофеевичу Аксакову - 215 лет со дня рождения.
В этом году – эти авторы-юбиляры.
II Основная часть.
- Сегодня проверим, внимательно ли вы читали эти сказки. Для этого проведем литературную игру.
- Разделимся на 2 команды:
команда: «Храбрые зайцы»
команда: «Мороз Иванович»
- Перед вами круг, разделенный на сектора.
Если вам достается, например, жетон зеленого цвета – буден задан вопрос по сказке «Мороз Иванович» и т.д.
Вопросы зеленого сектора.
Владимир Федорович Одоевский «Мороз Иванович».
Можно ли назвать сказку В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович» волшебной? Почему?
Вспомните русскую народную сказку «Морозко». Сравните ее со сказкой В.Ф.Одоевский. Что в этих сказках общего? Чем отличаются?
Вопросы синего сектора.
Сергей Тимофеевич Аксаков «Аленький цветочек».
Соответствует ли название сказки С.Т.Аксакова «Аленький цветочек» ее содержанию? Почему?
Как вы считаете, изменится ли смысл сказки, если дать ей следующее название: «Алый цветок», «Подарок», «Чудище-Юдище»?
Вопросы оранжевого сектора.
Всеволод Михайлович Гаршин «Лягушка-путешественница».
Можно ли считать лягушку, из сказки В.М.Гаршина «Лягушка-путешественница»- изобретательной, смелой, хвастливой, находчивой, болтливой? Выбери свой ответ.
Почему не состоялось путешествие лягушки? Выбери правильный ответ:
- лягушки не умеют летать;
- прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным;
- из-за хвастовства, зазнайства лягушки.
Вопросы белого сектора.
Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Сказ-ка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» и «Сказка про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост».
Как называется сборник, в который вошли эти сказки? Как вы думаете, почему Д.Н. Мамин-Сибиряк дал такое поэтическое название «Алёнушкины сказки»?
Подумайте и ответьте, почему Заяц в сказке Мамина-Сибиряка, назван сначала смешным, глупым, потом – несчастным и наконец – бесстрашным, храбрым? Как бы ты его назвал?
Вопросы красного сектора.
Биография писателя.
Рассказать о писателях: Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.М. Гаршин.
Рассказать о писателях: В.Ф. Одоевский, С.Т. Аксаков.
Вопросы желтого сектора.
Работа с учебником.
Восстанови предложения из сказки С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»:
- «очутилась она во дворце зверя лесного, чуда морского, во палатах высоких, каменных»;
- «и вынула она тот аленький цветочек из кувшина золоченого и хотела посадить на место прежнее; но сам он вылетел из рук ее и прирос к стеблю прежнему и расцвел краше прежнего»;
- «вот однажды и привидилось во сне молодой купецкой дочери, красавице писаной, что батюшка ее нездоров лежит; и напала на нее тоска, неусыпная, и увидал ее в той тоске и слезах зверь лесной, чудо морское, и сильно закручинился и стал спрашивать: отчего она во тоске, во слезах?»;
- «а сестрам то в досаду было, и задумали они дело хитрое и недоброе; взяли они да все часы в доме целым часом назад поставили, и не ведал того честной купец и вся его прислуга, челядь дворовая»;
Восстанови по тексту Д. Н. Мамина-Сибиряка «Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» опущенные слова:
- «собрались старые зайцы, сбежались маленькие зайчата, приплелись старые зайчихи».
- Объясните, почему автор употребил именно эти слова, а не какие-нибудь другие, близкие по смыслу?
Найди в «Сказке про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост» Д.Н. Мамина-Сибиряка выражения, которыми можно заменить данные:
- сильно испугался – душа в пятки
- появился, как только о нем вспомнили – тут как тут
- убежал стремительно – задал стрекача
- ослабел, сильно устал – обессилел
- гнался, не отставая, неотступно – гонится по пятам
Прочитайте выразительно по ролям отрывок из «Сказки про Комара Комаровича – Длинный Нос и про Мохнатого Мишу – Короткий Хвост» Д.Н. Мамина-Сибиряка.
III Итог урока.
- Соберите пословицы, которые подходят к нашим сказкам:
Нам даром без труда ничего не дается,- недаром исстари пословица ведется.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят.
(Дополнительные сведения: из всех наших животных только борзая собака может догнать зайца. Если зайцу грозит опасность, то он скачет со скоростью 65 км/ч. Для сравнения пешеход идет со скоростью – 5 км/ч)
Хвастовство само себя наказывает.
Смелость города берет.
- Подведение итогов игры. Подсчет жетонов. Оценивание.
IV Домашнее задание: придумать сказку собственного сочинения.
15