Конспект урока по биологии в 7 классе Тип Хордовые
Тема: Тип Хордовые.
Цель: Создать условия для понимания учащимися эволюционной взаимосвязи между беспозвоночными и хордовыми животными.
Задачи:
1. Создать условия для возможности сравнения внутреннего строения беспозвоночных и позвоночных животных.
2. Создать условия для ознакомления учащихся со строением, поведением, местами обитания и образом жизни ланцетника, миноги и миксины.
3. Создать условия для развития навыков учащихся работать с текстом учебника, флипчартом; развивать кратко излагать главную мысль, делать выводы.
Оборудование: флипчарт, проектор, интерактивная доска, компьютер.
Ход урока
Содержание и основные этапы урока, Деятельность учителя Ожидаемая деятельность учащихся
I. Организационный момент. Организация деятельности учащихся и положительный эмоциональный настрой на дальнейшую творческую работу в классе. Полная готовность класса к работе.
II. Итоги контрольной работы, проведенной на прошлом уроке.
Зачитываются оценки учащихся, обсуждаются вопросы, которые вызвали наибольшее затруднение.
II. Актуализация знаний.
Беседа, цель которой – переход к изучению новой темы. Устанавливает правильность и осознанность учащимися полученных ранее знаний.
Какие типы животных нам уже известны?
Расположите типы животных в порядке их эволюции: кишечнополостные, иглокожие, простейшие, круглые черви, членистоногие, губки, плоские черви, кольчатые черви, моллюски. (задание на слайде флипчарта)
Почему животных этого типа относят к беспозвоночным?
Но эволюция на этом не завершила свое развитии. Предположите, какие животные появились вслед за беспозвоночными? Активно отвечают на поставленные вопросы, работают с флипчартом.
III. Изучение нового материала.
Мотивационный этап.
Цели урока.
Исполнительная часть.
а) Общая характеристика типа хордовых.
б) Классификация хордовых
в) Общая характеристика подтипа бесчерепных и черепных на примере ланцетника, миноги миксины.
Обеспечение мотивации деятельности учащихся.
Создание проблемной ситуации.
Сообщив об изучении животных нового типа Хордовых, учитель показывает некоторых из них (рыбы, земноводные, птицы...)
- Что общего у этих животных? Почему этих разнообразных животных относят к одному типу Хордовых?
— Мы начинаем изучать следующий тип животных, который является самый высокоорганизованным типом животных, тип Хордовые.
Что бы вы хотели узнать об этих животных?
Сформулируйте цели урока.
Постановка задачи и запись темы урока на доске.
Тема: Тип Хордовые.
Цели урока: Выяснить, какие характерные особенности имеют животные Типа Хордовые, познакомиться с представителями данного типа животных.
К типу хордовых относятся низшие хордовые и высшие. (схема на доске)
Приведите примеры низших и высших хордовых, прочитав текст учебника на стр. 92.
— Ребята, чтобы вы могли определить основные признаки типа хордовых, нужно прочитать статью «Общая характеристика» на с. 92 учебника. Затем заполните таблицу «Общая характеристика типа хордовых»
Система органов Особенности
Симметрия тела Двусторонняя
Скелет У низших - хорда, у высших -позвоночник
Нервная система Нервная трубка, у высших появляется головной мозг
Пищеварительная система Пищеварительная трубка
Дыхательная система Жаберные щели в зародышевом состоянии.
Кровеносная система Замкнутая
Образ жизни Свободноживущие организмы.
Знакомство со схемой «Классификация хордовых»
Организация самостоятельной работы учащихся с учебником. Проверка выполнения задания каждым учеником и дифференцированная помощь в подготовке.
План характеристики класса:
1. Форма тела.
2. Среда обитания.
3. Количество видов.
4.Образ жизни, питание.
5. Строение скелета.
Дополнение учителя «Внутреннее строение ланцетника» (работа с мультимедиаресурсом)
Почему ланцетник относят к Типу хордовых?
Почему минога и миксина относятся к позвоночным животным, а ланцетник к бесчерепным?
Обобщение учителем результатов самостоятельной работы. Проявление интереса к изучению новой темы.
Затрудняются ответить на эти вопросы.
Постановка и восприятие целей урока и запись темы урока в тетради.
Учащиеся заносят схему в тетрадь, пользуясь текстом учебника приводят примеры животных.
Затем выполняют задание на соответствие.
Самостоятельная работа с учебником по заданию. Учатся выделять в тексте главное. Заполнение таблицы.
Знакомятся со схемой, приводят примеры животных каждого класса.
Знакомятся с текстом в учебнике, готовят характеристику класса по плану.
Два ученика дают ответы по плану. Остальные дополняют.
Учащиеся объясняют по какому принципу классифицированы данные животные.
IV. Закрепление знаний.
Устанавливает степень усвоения учащимися нового материала, допущенные ошибки исправляются. При необходимости на отдельные вопросы внимание учащихся обращается ещё раз.
Задание 1. Расположите иллюстрации животных согласно их классификации.
Задание 2.
Вставьте пропущенные слова:
Ланцетники относятся к подтипу ……….. Внутренний скелет ланцетника состоит из ……. Над хордой расположена ……………… трубка. Кровеносная система ……………… типа. Пищеварительная система расположена под ……….. .Задание 3. Работа с мультимедиаресурсом в тестовом режиме. Работа у доски со слайдом.
Самостоятельная работа учащихся по заданию.
Взаимопроверка.
Активное участие в беседе.
V. Домашнее задание. § 20, вопросы 1-6 (устно) РТ № 1-5, 9-13 (письменно)
Поясняет, как выполнять домашнее задание. Записывают домашнее задание в дневник.
VI. Итог урока.
Подведение итогов урока:
- Какие цели мы ставили в начале урока?
- Чего достигли? Проговаривают цели урока и результаты.
VII. Рефлексия. Продолжи выражение:
Сегодня на уроке я….
Самым интересным на уроке было…
Самым сложным для меня было…
Сегодняшний урок показал мне…
Учащиеся по желанию заканчивают фразы о своей работе на уроке.