разработка урока в 7 классе По страницам раздела Хордовые

Урок биологии в 7 классе
Тема : « По страницам раздела «Хордовые».
Тип урока: урок обобщение
Задачи:
Обобщить и систематизировать имеющиеся у учащихся знания по основным классам хордовых животных
Закрепить представления о сходстве в строении отдельных органов и систем
2. Продолжить развитие учебно-интеллектуальных умений:
выделять главное и существенное, устанавливать причинно-следственные связи (развитие логического мышления).
составлять и высказывать тезисы, пользоваться предметным языком.
Способствовать воспитанию культуры общения, формирование познавательного интереса к предмету через использование нестандартных форм обучения и создание ситуации успеха.
Тип урока: Обобщение по теме

Методы обучения: словесно –наглядный, репродуктивный, частично-поисковый.
Приёмы развития умений учащихся:
использовать имеющиеся знания;
анализировать и обобщать знания;
адекватно воспроизводить информацию;
находить соответствия;
оценивать результаты достижений.
Организация деятельности учащихся:
Создать условия:
для работы в заданном темпе;
для работы в группах;
для ответов на вопросы по материалу, изученному на предыдущих уроках;
взаимопроверки.
Деятельность учителя в формировании учебно-информационных умений и навыков:
Создать условия:
для познавательной деятельности при участии в конкурсах;
для работы с таблицами.
для нахождения соответствия.
Ожидаемый результат: Проверить качество усвоения знаний по теме «Тип Хордовые».
Оборудование: Компьютер, мультимедийный проектор, таблицы, влажный препараты, скелеты позвоночных животных.
Используемая технология: ТКМ (Технология критического мышления)
Приемы:
Корзина идей;
Инсерт;
Кластер;
Корзина знаний;
Рефлексия.
Организационный момент (3 мин)
- приветствие учащихся,
- распределение по группам,
- определение руководителей и названия групп,
- напоминание условий работы в команде.

Учитель: Сегодня наш урок будет проходить в форме повторения и обобщения изученного материала.
Прежде чем перейти к основной части урока, я предлагаю вам разминку для ума. Для этого я буду по очереди каждой группе задавать вопросы, за каждый правильный ответ вы ставите
1 балл отвечающему.

« Вызов» (создание мотива к обучению) – 5 мин

Верите ли Вы, что

1 У древних греков крокодил назывался «водяной лошадью»?
Ответ: Нет. «Водяная лошадь» это бегемот.

2. Верите ли вы, что все зебры имеют одинаковый рисунок?
Ответ: Нет, узор из линий на шкурах так же индивидуален, как отпечатки пальцев у людей)

3.  У змей ребра могут выполнять роль каркаса крыльев?
Ответ: Нет. Это может быть у ящерицы-дракона.

4. Фазан - это та же курица?
Ответ: Да. Он из этого же семейства.

5. На луну воют только волки-одиночки?
Ответ: Нет, это может делать любой волк.

6. Все птицы строят гнезда?
Ответ: Нет, только гнездовые, у которых птенцы голые, слепые и беспомощные.

7. Правда ли, что акулы плавает даже во сне?
Ответ: Да. Иначе они утонут.

8. Пингвины не умеют прыгать, они только ходят вперевалку?
Ответ: Нет. Прыгают в воздух на высоту до 2 метров! 

9. Плачут ли крокодилы?
Ответ: Да, так они удаляют лишнюю жидкость из организма.

10. Существует ли птичье молоко?
Ответ: Да, у пингвинов, голубей.

11. Лоси могут ходить по болотам, потому что у них на ногах перепонки?
Ответ: Да, перепонки между половинками копыт.

12. Лошадь фыркает, чтобы предупредить об опасности?
Ответ: Нет, она прочищает нос, чтобы лучше чуять, где опасно.

Осмысление – 30 мин
Учитель: Итак, если вы внимательно следили за вопросами, и помните о каких животных шла речь, думаю, вы сможете ответить, к какому общему типу их можно отнести. (ХОРДОВЫЕ) Учитель: Правильно – хордовые
Это и есть основная тема нашего урока (слайд 1)
А , по –скольку урок обощения , у меня к вам вопрос:
- Какая цель должна стоять перед нами? (слайд 2) корзина идей
- А что именно мы должны повторить?
И так, тип Хордовые, он представлен несколькими классами животных. Постарайтесь вспомнить эти классы и записать в схему (коллективное заполнение схемы на доске).
Учитель: Судя по данной схеме, указанные в ней животные такие разные, а почему имеют общее название Хордовые ? (имеют хорду)
- Что означает хорда?
А что является общим между данными животными?
- Центральная нервная система, Она имеет вид трубки, тянущейся вдоль тела и дифференцируется на головной и спинной мозг.
- Пищеварительная система, она начинается ртом и заканчивается заднепроходным (анальным) отверстием.
- Кровеносная система замкнутая.
Учитель: Кроме сходных признаков, у представителей типа ХОРДОВЫХ имеются и существенные отличия, связанные со средой обитания. Некоторые признаки вы встретите в следующем задании, которое называется ИНСЕРТ, т.е. работа с текстом. При чтении текста, ключевые моменты отметьте на полях. Недостающие сведения постарайтесь вспомнить сами. Полученные сведения внесите в таблицу.
Задание № 1 Инсерт - 8 мин
1 группа.
Рыбы – самые древние из позвоночных животных. Эволюционный возраст некоторых из них (акулы, скаты) весьма солиден – сотни миллионов лет. Рыбы очень удивительные животные: они имеют разнообразный внешний вид, невероятную окраску. Они могут слышать, издавать звуки, распознавать запахи чужих видов и даже разных особей своего рода. Рыбы - постоянные обитатели водной среды. Они живут во всех водоемах Земли. Тело покрыто чешуей. Органом дыхания являются жабры. Развитие происходит только в воде. Плавники, боковая линия, плавательный пузырь, сердце двухкамерное и один круг кровообращения. Надкласс включает два класса: Хрящевые и Костные Рыбы.
Подумайте и ответьте!
Какие доказательства подтверждают, что строение и процессы жизнедеятельности рыб обеспечивают им жизнь в водной среде?
2 группа
Земноводные появились около 350 млн лет назад, от древних кистеперых рыб. Если рассмотреть развитие лягушки , обратив внимание на наличие личиночной стадии, жабр, хвоста- доказательство того, что на первых стадиях головастик похож на рыбу. Если бы можно рассмотреть внутреннее строение головастика, то мы увидели хорду, жаберные щели, двухкамерное сердце, один круг кровообращения, сегментарное строение мышц. Знаменитый эволюционист Жоффуа сен- Иллер говорил, что каждый, кто желает убедиться в справедливости эволюционных идей, сам своими глазами может каждую весну видеть чудо – повторение выхода позвоночных на сушу. Этим чудом он считал превращение головастика во взрослое земноводное.
В Париже перед зданием Пастеровского института установлен памятник лягушке. Второй памятник воздвигнут в Токио на деньги, собранные студентами – медиками. Оба памятника – дань уважения и признания поистине неоценимых заслуг этих животных в развитии науки.
Подумайте и ответьте!
Почему земноводные, выйдя на сушу, так и не смогли приспособиться жить вне водной среды?
3 группа
Рептилии – первые настоящие наземные позвоночные. Они произошли от древних земноводных – стегоцефалов, о чем свидетельствуют многочисленные черты сходства в их строении, в частности наличие у рептилий третьего, теменного глаза, типичного также для древних кистеперых рыб и амфибий. Для пресмыкающихся характерны многие прогрессивные черты организации. Важнейшее приобретение – появление коры головного мозга. Удлинились конечности, газообмен стал более совершенным за счет появления мелкоячеистых легких; появилась почка, напоминающая почку млекопитающих и человека. Размножение и развитие пресмыкающихся не связано с водой. В ходе дальнейшей эволюции пресмыкающиеся дали начало многочисленным формам, среди которых две ветви привели к появлению более высокоорганизованных классов – птиц и млекопитающих. Современные пресмыкающиеся образуют отряды: Чешуйчатые (змеи, ящерицы, хамелеоны), Крокодилы (крокодилы и аллигаторы), Черепахи и Клювоголовые (единственный сохранившийся до наших дней вид- гаттерия.
Подумайте и ответьте!
Какие особенности строения обеспечили выход животных на сушу?
Проверка результатов работы, взаимооценка.
Задание № 2 “ЗООШУТКА” (на слайде) – 2 мин
По рисунку определить из частей тела каких млекопитающих составлено фантастическое животное.
Учитель: Следующая работа будет по оформлению кластера. За короткий промежуток времени. Вам необходимо как можно полнее представить картину об особенностях строения еще одного класса - Птицы.
Задание № 3 Кластер «Птицы» - 5 мин Проверка результатов работы, взаимооценка

Учитель: Последним классом типа Хордовые, являются – Млекопитающие.
На столах у каждого из вас имеется тестовое задание, постарайтесь работу выполнить индивидуально и самостоятельно, а результаты выполнения, покажут ваши знания по данной теме.

«Задание № 4 Корзина знаний « Млекопитающие» (тест- самооценка) – 5 мин

1. Чем отличаются млекопитающие от других позвоночных животных:
а) наличием коры головного мозга;
б) живорождением;
в) выкармливанием детенышей молоком;
г) теплокровностью.
2. У кого из этих животных развитие зародыша идет в плаценте:
а) у утконоса;
б) у ежа;
в) у ехидны;
г) у кенгуру
3. Что и с чем связывает пупочный канатик зародыша млекопитающих:
а) кишечник материнского организма и зародыша;
б) кровеносные сосуды зародыша и матери (напрямую);
в) кровеносные системы материнского организма и зародыша (через плаценту);
г) нет правильного ответа?
4. Какие из этих костей образуют грудную клетку: А. Шейные позвонки; Б. Грудные позвонки; В. Грудина; Г. Ребра; Д. Лопатки:
а) А+Б+В+Г+Д;
б) Б+В+Г+Д;
в) Б+В+Г;
г) А+В+Д
5. Какие из этих позвоночных имеют 4-камерное сердце и два замкнутых круга кровообращения:
а) лягушки, рыбы и ящерицы;
б) крокодил, голубь и собака;
в) только млекопитающие:
г) нет правильного ответа
6. С развитием какого отдела мозга млекопитающих связано появление сложных поведенческих условных рефлексов:
а) коры больших полушарий переднего мозга;
б) среднего мозга;
в) мозжечка;
г) спинного мозга
7.В чем сходство млекопитающих и птиц:
а) внешний покров тела;
в) наличие мочевого пузыря;
б) теплокровность;
г) размножение.
8. Пример породы:
а) лошадь Пржевальского;
б) башкирская лошадь;
в) тарпан;
г) дикая лошадь
г) зебры и кафрские буйволы?
9. Какая из обезьян имеет самое близкое родство с человеком:
а) лемур;
б) павиан;
в) мартышка;
г) шимпанзе
10. У кого из этих животных развитие зародыша идет в яйце:
а) кенгуру;
б) утконоса;
в) ехидны;
г) мышей
11. У кого когти самые сильные?
а) медведя;
б) муравьеда;
в) льва
г) собака

«5» - за 10-11 правильных ответов
«4» - за 9-8 правильных ответов
«3» -  за 5-7- правильных ответов

Задание № 5 «Ты мне, я - тебе» (материал предварительного домашнего задания)
Члены команды задают противнику вопросы.

Существует мнение, что крылья страусу совсем не нужны, но это далеко не так. Они помогают ему спасаться от хищников. Каким образом?
/ усиленно взмахивая крыльями, страус может подняться над землей и развернуться на 13 QUOTE 1415./
Известно, что икра на ветках не растет. Но жители Аляски собирают сельдяную икру с древесных ветвей. Как вы это можете объяснить?
/сборщики икры перед нерестом опускают в воду ветки, а после нереста вынимают их. Сельдь откладывает икру, прикрепляя ее к затопленным ветвям./
Верблюд – выносливое животное, может длительное время, месяц-полтора, находиться без воды. Говорят, что запасом воды у него является жир в горбах. Верно ли это, поясни.
/ во время расщепления, внутренний жир выделяет воду, ее достаточно для того, чтобы пополнить клетки организма животного/
Как известно, морские свинки ни на свиней не похожи, ни в море не живут. Почему же их так назвали?
/В XVI веке этих животных доставили в Европу из Нового Света( из-за моря) и стали разводить ради мяса, которое по вкусу напоминает мясо молочного поросенка/
Слоновую кость, как известно, получают из бивней самого крупного млекопитающего. Однако, чтобы получить сырьё для поделок и украшений, убивают не только слонов но и гиппопотамов. Почему?
/ Слоновую кость самого высокого качества получают не из бивней слона, а из крупных зубов гиппопотама/

Известно, что ласточки не садятся на землю. Почему?
Обобщение. Вывод.
Учитель: Итак, давайте подведем итоги. Сегодня мы повторили и закрепили знания о различных классах типа Хордовые. Теперь мы точно знаем, что
- Хордовые – это .
- Одним из самых примитивных представителей этого типа является - ланцетник.
- Общими признаками Хордовых является .
- Сходство в строении зависит главным образом от единства происхождения и сходства в эмбриональном развитии.

5. Рефлексия.
На заданиях с кластером (обратная сторона), обведите свою руку. В середине рисунка (ладонь), поставьте себе оценку, на пальцах напишите:
Знаю
Умею
Могу
Обещаю
мечтаю

Домашнее задание.
Повторить раздел 2

Итоги урока.
На своих оценочных листах, напротив фамилий коллективно оцените работу членов команды.
Урок окончен, спасибо всем за работу.


 






























!ђ Заголовок 115