Урок по ОРКСЭ для 4 класса Взгляд светский и религиозный
Конспект курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Тема: «Взгляд светский и религиозный»
Цель урока: формировать первоначальные представления о светской этике, о традиционных
религиях.
Тип урока: комбинированный
Формы работы учащихся: фронтальная: беседа, комментированное чтение; самостоятельная работа с источниками информации, работа в группах.
Оборудование: учебник Р. Н. Бунеев, Д. Д. Данилов, И.И. Кремлёва «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Светская этика» для 4 класса.
Предметные результаты:
1. Формировать уважительное отношение к религиям и их представителям.
2. Формировать первоначальные представления об исторических и культурологических основах религий.
3. Изучить понятия: Иисус Христос. Буддизм. Ислам. Иудаизм.
Метапредметные результаты:
1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления.
2. Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий
3. Овладение логическими действиями анализа, сравнения, обобщения к известным понятиям.
4. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и оценку событий.
Личностные результаты:
1. Воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов.
2. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД
1. Организационный
момент
Учитель: Настал новый день. Как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Глубоко вдохните и выдохните… Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту весеннего дня, тепло солнечных лучей. Я желаю вам хорошего настроения и хорошей работы.
2. Этап актуализации
опорных знаний Учитель: На прошлых уроках мы узнали о духовно – нравственной культуре народов России. Что больше всего вам запомнилось?
Дети: В каждой культуре правила поведения строятся на человеческих ценностях – добре, честности, справедливости, взаимопомощи.
Коммуникативные УУД
Оформлять свои мысли в устной форме
3. Этап создания
проблемной
ситуации,
формулирование
проблемы Работа с учебником.
Учитель: Откройте учебник на стр.54 Что изображено на рисунке?
Дети: У мальчика кружится голова.
Учитель: От чего может кружиться голова? А почему закружилась голова у мальчика? Он растерялся, не так ли? От чего он растерялся? Чего он не понимает? Что за символы изображены вокруг его головы? Можно предположить, что он не разбирается в религиях и их символах? Я вижу, вы тоже засомневались в чём-то? Значит, вы можете перед собой поставить цель, чтобы ушли сомнения.
Дети: Да. Узнать больше о религиях.
Учитель: Да, нам тоже надо разобраться, о чём проповедают эти 4 традиционные религии, их роли в культуре, истории и современности России.
Работа с заголовком параграфа.
Учитель: Прочтите заголовок параграфа. Как он сформулирован? Взгляд на что?
Дети: На мораль и нравственность с точки зрения светской и религиозной.
Учитель: Точного ответа пока нет. Что же поможет ответить на вопросы? Может быть инсценировка, которую мы предлагаем вашему вниманию.
Учащиеся показывают заранее приготовленную сценку.
Учитель: В инсценировке Рустам сказал, что по-настоящему добрый человек только тот, кто в Бога верит. Согласны ли вы с его словами?
Дети: Нет, можно не верить в бога, но быть хорошим человеком.
Учитель: Вы помните, в инсценировке Миша рассказывал о том, что они с папой посещали разные храмы и буддистские, и православные, и в мечети заходили. И священники удивлялись, что он неверующий и говорили ему: «Не может быть, у тебя лицо доброе». Значит, и неверующий человек может быть добрым. Давайте прочитаем последний абзац текста. Сравните мнения ребят. В чём их точки зрения противоречат друг другу? Могут ли быть одинаково добрыми и верующий, и неверующий? А от чего это зависит? Это и есть проблема нашего урока. Как бы вы её сформулировали?
Дети: Отличаются ли доброта верующего человека и неверующего?
Учитель: Так какие же задачи поставим на уроке?
Ответы детей
Учитель: А зачем нам нужно знакомиться с религиями?
Дети: Что бы больше узнать о религиях, о правилах морали Познавательные УУД
Строить речевое высказывание в устной форме
Регулятивные УУД
Определять цель деятельности на уроке
Коммуникативные УУД
Слушать и понимать других
Личностные УУД
Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступках
Регулятивные УУДПринимать и сохранять учебную задачу.
4. Этап решения
проблемы,
открытия новых знаний Работа с текстом «Добрые заповеди богов»
Учитель: Мы вспомнили значение слов мораль, нравственность, этика. Нам нужно решить проблему нашего урока, для этого вам нужно самостоятельно прочитать текст «Добрые заповеди богов» на стр. 55-56. Рассмотреть иллюстрации на стр.55 и выполнить задания по группам:
1 группа - выбирает предложения, которыми можно подписать первую иллюстрацию;
2 группа – 2-ю иллюстрацию;
3 группа – 3-ю иллюстрацию;
4 группа – 4-ю иллюстрацию и ответить на дополнительные вопросы.
Учитель: 1-я гр. Как называют людей, которые верят в Иисуса Христа? Как называется священная книга, в которой рассказывается о договоре людей с Богом?
2-я гр. В кого верят буддисты?
3-я гр. Как зовут пророка иудеев?
4-я гр. Кто верит в Аллаха? Как называется священная книга мусульман?
Вы были правы. Молодцы!
Учитель: А теперь посмотрите в таблицу на стр.56
Сравните правила морали разных религий. Что общего у правил морали всех 4-х религий, указанных в таблице? Эту работу обсудите в парах.
Дети: Все 4 религии учат верующих следовать правилам добра, религии напоминают человеку о хороших поступках.
Работа с текстом
«Может ли быть доброта без Бога?»
Учитель: Вернёмся к заголовку нашего параграфа
Мы подробно с вами обсудили взгляды верующих религиозных людей, их правила. А кто такие атеисты, и какие же правила считаются светскими?
Для того, чтобы ответить на этот вопрос, давайте прочтём текст под заголовком на стр.57. Прежде чем прочитать его, прочитайте задания к нему, обозначенные синей точкой. Выборочное чтение вслух обучающимися.
Учитель: Кто же такие атеисты?
Дети: Многие люди не верят в бога или богов. Их называют атеистами – в переводе с греческого «отрицающими Бога».Учитель: Какие же правила считаются светскими?
Дети: Это общегосударственные правила, которые установлены для всех граждан государства вне зависимости от их веры или неверия в Бога.
Учитель: Какому главному правилу, помогающему совершать добрые поступки, придерживаются неверующие? Может быть кто- то вспомнит какому философу принадлежит это изречение?
Дети: «Не делай другим того, чего не хочешь, чтобы делали тебе»). Учитель: Вы, наверное, обратили внимание, что атеисты могут быть разными. Про какого человека говорят, что он бессовестный, бессердечный?
Дети: Эти люди отрицают Бога, могут творить зло.
Учитель: Что вы можете сказать о добрых атеистах?
Дети: Эти люди верят в добро, совесть, справедливость и другие духовные ценности.
Работа с иллюстрациями на странице 57
Учитель: На стр.57 вы видите иллюстрации. Какие поступки показаны на них? На каких моральных правилах они основаны? Так может ли быть доброта без веры в Бога? Используя слова из текста, приведите аргументы.
Ответы детей Познавательные УУД
Извлекать информацию из разных источниках
(текст, серия рисунков)
Коммуникативные УУД
Формулировать своё мнение, свою позицию
Познавательные УУД
Извлекать информацию из разных источниках
(текст, серия рисунков)
Познавательные УУД
Делать выводы на основе анализа текста
5. Этап выражения
решения
проблемы
Учитель: Вернёмся к теме урока. Мы ответили на следующий вопрос. Какой вывод вы можете сделать?
Ответы детей
Учитель: Сравните его с авторским на стр.58
Дети: С точки зрения верующего человека, нравственные заповеди дарованы нам Богом, а с точки зрения неверующего – созданы самими людьми. Однако и те, и другие признают общечеловеческие правила морали, главное из которых: «Поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой».
Личностные УУД
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила
6. Итог урока Давайте вернёмся к проблеме урока.
Учитель: Что мы хотели выяснить?
Дети: Отличаются ли доброта и нравственность верующего человека и атеиста?
Учитель: Что вы можете сказать по этому поводу? Могут ли быть одинаково добрыми и верующий, и неверующий? Ваше мнение?
Ответы детей
Учитель: Достигли ли вы той цели, которую поставили перед собой? Какие выводы вы сделали для себя? Можете ли вы поддержать беседу на тему религии?
Коммуникативные УУД
Формулировать своё мнение, свою позицию
7. Этап объяснения
домашнего
задания Объяснить своими словами смысл выражений, привести примеры из жизни или произведений художественной литературы. Задание по группам:
1-я гр. «нравственность верующего человека»;
2-я гр. «религиозная мораль»;
3-я гр. «светские правила морали»;
4-я гр. «светская этика»
Расскажи старшим, что ты знаешь о религиях. Попроси старших рассказать, что они знают интересного и важного о той или иной религии.