Рабочая программа по химии для 8 класса (Габриелян О.С.)


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
Туимская средняя общеобразовательная школа № 3
Согласовано:
Заместитель директора по УВР
_____________ О.В. Горникова
31.08.2015 г. Утверждаю:
Директор школы
___________________ Данченко Т.Л.
Приказ № 101 от 01.09.2015 г.

Рабочая программа похимии
(учебный предмет)
8 класс, общеобразовательный
(класс, тип класса)
Канина Людмила Сергеевна
(ФИО разработчика)
Обсуждена и согласована на ШМО учителей истории, обществознания, географии, химии и биологии
(предмет)
Протокол № 1
от "28" августа 2015 г.
2015 г

Пояснительная записка Настоящая программа по химии для 8 класса создана на основе документов:
1. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Минобразования России от 05.03.2004 г № 1089 (с изменениями и дополнениями). 2. Письмо Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки РФ от 07.07.2005 г № 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».3. Образовательная программа МБОУ Туимская СОШ № 3 на 2015-2016 учебный год, утверждённая приказом № 99 от 31.08.2015 г.4. Положение о порядке разработки и утверждении рабочих программ учебных курсов предметов, дисциплин (модулей) (приказ № 19/2 от 30.10.2014 г). Рабочая программа учебного предмета «Химия» разработана на основе авторской программы О.С.Габриеляна, соответствующей Федеральному компоненту Государственного стандарта общего образования и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации (О.С.Габриелян. Программа курса химии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений – 2-е издание, переработанное и дополненное – М.: Дрофа, 2005.). Авторской программе соответствует учебник: «Химия 8 класс» О.С.Габриелян - рекомендовано Министерством образования и науки РФ / 10-е издание, переработанное – М.: Дрофа, 2005 (можно использовать учебники О.С.Габриеляна 2000-2004 г.г. издания). Предмет «Химия» входит в Федеральный компонент образовательного стандарта и учебный план образовательного учреждения. Учебники соответствуют Федеральному перечню учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2015-2016 учебный год. Рабочая программа составлена для учащихся 8-го класса, она ориентирована на обучающихся со средним уровнем мотивации к изучению предмета. В 8 классе химия изучается первый год. Учащиеся 8-го класса имеют первоначальные понятия основ химических знаний, полученные на уроках природоведения. Они могут наблюдать и объяснять химические явления и безопасно обращаться с веществами при проведении опытов. Цели и задачи преподавания учебного предмета:- формирование основ химических знаний: важнейших фактов, понятий, химических законов и теорий, языка науки, а также доступных учащимся обобщений мировоззренческого характера;- развитие умений наблюдать и объяснять химические явления, происходящие в лаборатории, на производстве, в повседневной жизни;- формирование умений безопасного обращения с веществами, используемыми при выполнении не сложных химических опытов и в повседневной жизни;- выработку у учащихся понимания общественной потребности в развитии химии, а также формирование у них отношения к химии как возможной области будущей практической деятельности;- развитие личности обучающихся, их интеллектуальное и нравственное совершенствование, формирование у них гуманистических отношений и экологически целесообразного поведения в быту и трудовой деятельности.Общая характеристика учебного предмета:Курс химии для 8 класса характеризуется изучением строения атомов химических элементов, строения молекул простых веществ и их свойств, номенклатуры соединений химических элементов и их свойств; изменений, происходящих с веществами; реакций ионного обмена и окислительно-восстановительных.Основные содержательные линии:- раскрытие важных мировоззренческих идей;- обусловленность свойств веществ их составом и строением;- применение веществ на основе их свойств;- единство природы химических связей.Место предмета в учебном планеСогласно учебному плану МБОУ Туимская СОШ № 3 на 2015-2016 учебный год на изучение химии в 8 классе отводится 70 часов из расчета 2 учебных часа в неделю.
Целями и задачами преподавания материала этнокультурного содержания является: - изучение основных видов полезных ископаемых, химический состав, их местонахождение и применение в республике Хакасия;
- узнать загрязнителей водоёмов, почв, воздуха, их влияние на состояние окружающей среды в регионе и здоровье человека;
- познакомиться с технологией металлургических предприятий, утилизацией отходов, охраной труда рабочих на территории Хакасии.
На данный компонент отведено 6 часов, что составляет 10% от общего количества времени.

Содержание учебной дисциплины (8 класс)
№ темы Название темы Содержание темы Количество часов
1 Введение Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Знаки химических элементов. Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная массы.
3
2 Атомы химических элементов Основные сведения о строении атомов. Ковалентная полярная и неполярная химическая связь. Ионная связь. Металлическая связь.
10
3 Простые вещества Металлы. Неметаллы. Количество вещества. Молярная масса и молярный объём. Расчёты с использованием понятий «количество вещества», «молярная масса», «молярный объём газов», «постоянная Авогадро».
7
4 Соединения химических элементов Степень окисления. Бинарные соединения. Основания. Кислоты. Соли. Кристаллические решётки. Массовая и объёмная доли компонентов смеси.
12
5 Изменения, происходящие с веществом Физические явления. Химические реакции. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ. Расчёты по химическим уравнениям. Реакции разложения. Реакции соединения. Реакции замещения. Реакции обмена. Типы химических реакций.
10
6 Химический практикум Приёмы обращения с лабораторным оборудованием. Наблюдения за горящей свечой. Анализ почвы и воды. Признаки химической реакции. Приготовление раствора и расчёт его массовой доли в растворе. Свойства кислот, оснований, оксидов и солей. Решение экспериментальных задач.
7
7 Растворы. Свойства растворов электролитов. Растворение. Электролитическая диссоциация. Ионное уравнение. Классификация и свойства веществ. Окислительно-восстановительные реакции. Решение задач по химическим уравнениям и с использованием понятия «моль».
21
Итого 70



Календарно-тематическое планирование курса «Неорганическая химия», 8 класс

Дата Тема урока
Тип урока Форма проведения
По плану Фактически Введение (3 часа)
1 02.09 Предмет химии. Вещества. Краткие сведения по истории химии Урок изучения нового материала Лекция с элементами беседы
2 03.09 Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева». Знаки химических элементов Урок приобретения учащимися новых знаний Рассказ учителя с выполнением практических заданий
3 09.09 Химические формулы. Относительная атомная и молекулярная масса Комбинированный Решение задач
Атомы химических элементов (10 часов)
4 10.09. Основные сведения о строении атомов. Состав атомных ядер Урок изучения нового материала Лекция с элементами беседы
5 16.09 Изменение числа протонов и нейтронов в ядре Комбинированный Рассказ учителя с выполнением практических заданий
6 17.09 Электроны. Строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов Комбинированный Решение задач
7 23.09 Периодическая система химических элементов Д.И.М. и строение атома Комбинированный Рассказ учителя с выполнением практических заданий
8 24.09 Изменение числа электронов на внешнем энергетическом уровне. Ионная химическая связь Комбинированный Решение задач
9 30.10 Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная неполярная химическая связь Комбинированный Решение задач
10 01.10 Взаимодействие атомов элементов-неметаллов между собой. Ковалентная полярная химическая связь Комбинированный Рассказ учителя с выполнением практических заданий
11 07.10 Взаимодействие атомов металлов между собой - образование металлических кристаллов. Комбинированный Беседа с решением ситуационных задач
12 08.10 Обобщение и систематизация знаний «Атомы химических элементов» Урок повторительного обобщения Урок-консультация
13 14.10 Контрольная работа №1 по теме «Атомы химических элементов» Урок контроля и учета знаний Контрольная работа
Простые вещества (7 часов)
14 15.10 Простые вещества – металлы. «Металлы на ТЗ ЦМ» Урок изучения нового материала Лекция с элементами беседы
15 21.10 Простые вещества – неметаллы. Аллотропия Комбинированный Беседа с решением ситуационных задач
16 22.10 Количество вещества Комбинированный Рассказ учителя с выполнением практических заданий
17 28.10 Молярная масса вещества Комбинированный Решение задач
18 29.10 Молярный объём газообразных веществ Комбинированный Урок-консультация
19-20 11.11- 12.11 Расчёты с использованием понятия «количество вещества» Урок формирования умений и навыков Решение задач
Практикум №1 (3 часа)
Простейшие операции с веществом
21 18.11 Практическая работа № 1 по теме «Приемы обращения с лабораторным оборудованием» Урок формирования умений и навыков
Урок – практикум
22 19.11 Практическая работа № 2 по теме «Наблюдения за горящей свечой» Урок формирования умений и навыков
Урок – практикум
23 25.11 Практическая работа № 3 по теме «Анализ почвы и воды» Урок формирования умений и навыков Урок – практикум

Соединения химических элементов (12 часов)
24 26.11 Степень окисления. Бинарные соединения Урок изучения нового материала Лекция с элементами беседы
25 02.12 Важнейшие классы бинарных соединений – оксиды, летучие водородные соединения Комбинированный Доклады учащихся
26 03.12 Основания Комбинированный Рассказ учителя с выполнением практических заданий
27 09.12 Кислоты. «Кислотная обработка металлов на ТЗ ЦМ» Комбинированный Беседа с решением ситуационных задач
28 10.12 Соли - как производные кислот и оснований Комбинированный Решение задач
29 16.12 Повторение важнейших классов соединений Урок повторения и обобщения знаний, закрепление умений Урок – упражнение
30 17.12 Кристаллические решетки Комбинированный Урок с решением проблемной ситуации31 23.12 Чистые вещества и смеси Комбинированный Беседа с решением ситуационных задач
32 24.12 Массовая и объёмная доля компонентов смеси Комбинированный Рассказ учителя с выполнением практических заданий
33 30.12 Повторение 34 13.01 Расчёты, связанные с понятием «доля» Комбинированный Выполнение практических заданий
35 14.01 Расчёты, связанные с понятием «доля» Комбинированный Урок-консультация
Изменения, происходящие с веществами (10 часов)
36 20.01 Контрольная работа № 2 по теме «Соединения химических элементов» Урок контроля и учета знаний Контрольная работа
37 21.01 Физические явления Урок изучения нового материала Лекция с элементами беседы
38 27.01 Химические реакции. Комбинированный Рассказ учителя с выполнением практических заданий
39 28.01 Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения Комбинированный Решение задач
40 03.02 Расчёты по химическим уравнениям Урок формирования умений и навыков Решение задач
41 04.02 Реакции разложения Комбинированный Урок - упражнение
42 10.02 Реакции соединения Комбинированный Урок-консультация
43 11.02 Реакции замещения Комбинированный Урок - упражнение
44 17.02 Реакции обмена Комбинированный Урок - упражнение
45 18.02 Типы химических реакций Урок формирования умений и навыков Решение задач
Практикум №1 (2 часа)
Простейшие операции с веществом
46 24.02 Контрольная работа № 3 по теме «Изменения, происходящие с веществами» Урок контроля и учета знаний Контрольная работа
47 25.02 Практическая работа № 4 по теме «Признаки химических реакций» Урок формирования умений и навыков Урок – практикум
Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов (19 часов)
48 02.03 Практическая работа № 5 по теме «Приготовление раствора сахара и определение массовой доли его в растворе» Урок формирования умений и навыков
Урок – практикум
49 03.03 Растворение. Растворимость веществ в воде. «Жёсткость воды в Туимском водоканале» Урок изучения нового материала Лекция с элементами беседы
50 09.03 Электролитическая диссоциация Комбинированный Рассказ учителя с выполнением практических заданий
51 10.03 Основные положения теории электролитической диссоциации. Урок приобретения учащимися новых знаний Лекция с элементами беседы
52 16.03 Ионные уравнения. Комбинированный Решение задач
53-54 17.03-06.04 Кислоты в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и свойства. Комбинированный Рассказ учителя с выполнением практических заданий
55 07.04 Основания в свете теории электролитической диссоциации, их классификация и свойства. Комбинированный Урок-консультация
56 13.04 Оксиды Комбинированный Решение задач
57-58 14.04-20.04 Соли в свете теории электролитической диссоциации, их свойства. Комбинированный Урок с решением проблемной ситуации59 21.04 Генетическая связь между классами неорганических веществ. Комбинированный Выполнение практических заданий
60 27.04 Обобщение и систематизация знаний по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов». Урок повторения и закрепления знаний Урок-консультация
61 28.04 Контрольная работа № 4по теме «Растворение. Растворы. Свойства растворов электролитов» Урок контроля и учёта знаний Контрольная работа
62 30.04 Классификация химических реакций. ОВР Урок приобретения учащимися новых знаний Лекция с элементами беседы
63-64 04.05-05.05 Упражнения в составлении ОВР. Электронный баланс Комбинированный Решение задач
65-66 11.05-12.05 Свойства изученных классов веществ. Обобщение и систематизация знаний по теме «ОВР» Урок повторения и закрепления знаний Урок-консультация
Практикум №2
Свойства растворов электролитов (2 часа)
67 18.05 Контрольная работа № 5 по теме «Окислительно-восстановительные реакции» Урок контроля и учёта знаний Контрольная работа
68 19.05 Практическая работа № 6 по теме «Свойства кислот, оснований, оксидов и солей» Урок формирования умений и навыков Урок-практикум
69 25.05 Практическая работа № 7 по теме «Решение экспериментальных задач» Урок формирования умений и навыков Решение задач
70 26.05 Решение задач по химическим уравнениям с использованием понятия «моль» Урок формирования умений и навыков Решение задач

Требования к уровню подготовки учеников 8 класса.
В результате изучения химии ученик должен знать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы неорганических веществ, уравнения химических реакций;
важнейшие химические понятия: химический элемент, атом, молекула, относительная атомная масса,  относительная молекулярная масса, ион, химическая связь, вещество, классификация веществ, моль, молярная масса, молярный объем, химическая реакция, классификация реакций, электролит, неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель, восстановитель, окисление, восстановление;основные законы химии: Периодический закон химических элементов, закон постоянства состава веществ, закон сохранения массы.
Уметь:
называть: химические элементы, соединения изучаемых классов;
объяснять: физический смысл атомного номера химического элемента, номеров групп и периода, к которым относится элемент в ПСХЭ; закономерности изменения свойств  элементов ; сущность РИО;
характеризовать: химические элементы (1-20) на основе их положения в ПСХЭ и особенности строения их атомов; химические свойства основных классов неорганических соединений;
определять: состав веществ по их формулам, принадлежность вещества определенному классу, типы химических реакций, степень окисления, тип химической связи;
составлять: формулы неорганических соединений изученных классов, уравнения химических реакций, схемы строения атомов химических элементов (1-20);
обращаться: с химической посудой и лабораторным оборудованием;
вычислять массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе, количество вещества, объем, массу по уравнениям химических реакций.  


Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
В соответствии с требованиями стандарта по химии и выбранных из федерального списка учебников учитель химии во время проверки и контроля знаний по предмету может ориентироваться на следующие уровни.
Первый уровень - репродуктивный. Выполнение учащимися заданий этого уровня опирается в основном на память. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:- знание названий отдельных химических элементов, веществ и реакций;- умение устно или письменно описывать химические факты, понятия или явления (реакции);- понимание роли, значения или применения отдельных химических веществ или реакций;- применение химической символики - химических знаков, формул и уравнений;- знание некоторых используемых в химии приборов, умение собирать простейшие из них и использовать при выполнении химического эксперимента.Для проверки знаний и умений, соответствующих первому уровню, используется репродуктивный вид заданий, предполагающий воспроизведение учащимися отдельных знаний и умений. Проверка первого уровня знаний легко осуществляется формами автоматизированного учета.
Второй уровень - продуктивный. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:- понимание формулировок важнейших химических понятий, законов, теорий и применение их в аналогичных ситуациях;- умение устанавливать взаимосвязь между составом, строением и свойствами химических веществ;- умение проводить расчеты по химическим формулам и уравнениям;- умение самостоятельно проводить химический эксперимент по инструкции учебника или по указанию учителя и фиксировать его результаты.Для проверки умения применять эти знания в учебной практике используются задания, выполнение которых возможно не только на основе памяти, но и на основе осмысления. Поэтому наряду с психологической операцией воспроизведения широко используются узнавание и явление переноса. Для выполнения таких заданий требуется более напряженная мыслительная деятельность учащихся, чем при выполнении заданий на первом уровне.
Третий уровень - творческий. Достижение этого уровня предполагает у учащихся:- умение прогнозировать свойства химических веществ на основе знания об их составе и строении и, наоборот, предполагать строение веществ на основе их свойств;- понимание факторов, позволяющих управлять химическими реакциями (скоростью, направлением, выходом продукта);- умение проектировать, осуществлять химический эксперимент, а также фиксировать и анализировать его результаты;- умение ориентироваться в потоке химической информации, определять источники необходимой информации, получать ее, анализировать, делать выводы на ее основе и представлять в соответствующей форме;- умение осознавать вклад химии в формирование целостной естественно-научной картины мира.Для проверки знаний, соответствующих третьему уровню, и умения применять их в учебной практике используется рефлективный вид заданий, выполнение которых опирается на репродуктивные знания, но требует глубокого осмысления, владения логическими приемами умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сравнение, абстрагирование, классификация).

Оценка устных ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание химической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов и теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение химических величин, их единиц и способов измерения; правильно выполняет чертежи, схемы и графики; строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу химии, а так же с материалом, усвоенным по изучению других предметов. Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя. Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает химическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросом курса химии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием готовых формул, но затрудняется при решении задач, требующих преобразования некоторых формул; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной не грубой ошибки, не более двух-трех не грубых ошибок, одной не грубой ошибки и трёх недочетов, допустил четыре или пять недочетов. Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умении в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3» .
                   Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной грубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.Оценка «3» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов; не более одной грубой и одной негрубой ошибки; не более трех негрубых ошибок; одной негрубой ошибки и трех недочетов; при наличии четырех-пяти недочетов.Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму оценки «3» или выполнено правильно менее 2/3 всей работы.
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; самостоятельно и рационально собирает необходимые приборы; все опыты проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил безопасности труда; правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, вычисления.Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5», но было допущено два-три недочета; не более одной негрубой ошибки и одного недочетаОценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе проведения опыта были допущены ошибки.Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; если опыты, наблюдения, вычисления проводились неправильно.

Оценка комбинированных контрольных работ
При использовании контрольно-измерительных материалов под редакцией Н.П.Троегубовой к учебнику О.С.Габриеляна (М.: Дрофа) для выставления оценки предлагается использовать следующую процентную шкалу: 35% выполненных заданий – оценка «2»;36-61% - оценка «3»;62-85% - оценка «4»;86-100% - оценка «5».В зависимости от результатов выполнения работы учитель может вносить в предложенную систему оценивания коррективы, а поскольку основная цель контроля в данном случае – не собственно выставление оценки, а определение уровня усвоения учащимися учебного материала и направлений дальнейшей работы над повышением качества знаний. Задание под цифрой 1 оценивается 3 баллами; под цифрой 2 – 5 баллами; под цифрой 3 – 8 баллами. Задания отмеченные *, - для индивидуального выполнения. Если не указано иное, каждый ответ частей оценивается:части А – 2 баллами;части В – 4 баллами;части С – 6 баллами.Чтобы повысить положительную мотивацию к выполнению заданий части С, учитель может объявить о выставлении по результатам теста двух оценок: первой – за части А и В, а второй - за часть С – с использованием процентной шкалы оценки знаний. Перечень ошибок
Ошибка считается грубой, если учащийся:
Не знает определений, основных понятий, законов, правил, основных положений, формул, общепринятых символов, единиц измерения. Не умеет выделить в ответе главное
Не умеет применять знания для решения задач и объяснения химических явлений; неправильно формулирует вопросы задачи или неверно объясняет ход ее решения; не знает приемов решения задач, аналогичным ранее решенным в классе, неправильно понимает условие задачи или истолковывает решение
Не умеет читать и составлять уравнения химических реакций
Не умеет подготовить и собрать прибор. Провести опыт, использовать полученные данные для выводов
Нарушает требования правил безопасности при работе в кабинете химии
К не грубым ошибкам относятся:
Неточности формулировок, определений, понятий, законов, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения эксперимента
Ошибки в расстановки коэффициентов в уравнениях
Пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин
Нерациональный выбор хода решения
Недочетами считаются:
Арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата
Отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа
Небрежное выполнение записей
Орфографические или пунктуальные ошибки.
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса Литература для учителя1. О.С.Габриелян. Химия 8 класс. Базовый уровень. Дрофа. 2008.2. О.С.Габриелян, Г.Г.Лысова. Химия 8 класс. Дрофа. 2005.3. О.С.Габриелян, П.Н.Березкин. Химия 8 класс : контрольные и проверочные работы. 2006.4. Н.П. Троегубова. Контрольно-измерительные материалы. Химия 8 класс, М. «Веко», 2011г. К учебнику О.С. Габриеляна М. «Дрофа». Литература для учащихся 1. О.С.Габриелян. Химия 8 класс. Базовый уровень. Дрофа. 2008. Средства обученияНатуральные объекты:1) Коллекции минералов и горных пород;2) Металлов и сплавов;3) Минеральных удобрений;4) Пластмасс, каучуков, волокон.         Химические реактивы и материалы:Наиболее часто используемые :1) Простые вещества: медь, натрий ,кальций, магний, железо, цинк;2) Оксиды: меди(II),кальция, железа(III),магния;3) Кислоты: серная, соляная;4) Основания - гидроксиды: натрия, кальция, 25%-ный водный раствор аммиака;5) Соли: хлориды натрия, меди(II), алюминия, железа(III); нитраты калия, натрия, серебра; сульфаты меди(II), железа(II), железа(III), аммония; иодид калия, бромид натрия;6) Органические соединения: аминоуксусная кислота, уксусная кислота, глицерин, парафин, глюкоза, сахароза, метиловый оранжевый, фенолфталеин,  лакмус.        Химическая лабораторная посуда, аппараты и приборы:1) Приборы для работы с газами;2) Аппараты и приборы  для опытов  с твердыми, жидкими веществами;3) Измерительные приборы и приспособления для выполнения опытов;4) Стеклянная и пластмассовая посуда и приспособления для проведения опытов.         Модели:1) Наборы моделей атомов для составления шаростержневых моделей молекул;2) Кристаллические  решетки.      Учебные пособия на печатной основе:1) Периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева;2) Таблица количественных величин в химии;3) Алгоритмы по характеристике химических элементов, химических реакций, решению задач;4) Дидактические материалы: тексты контрольных и самостоятельных работ, учебно-справочный материал по предмету, инструкции, карточки с заданиями, таблицы;5) Правила техники безопасности при работе в кабинете химии. Стендовые материалы:1) Таблица растворимости кислот, оснований солей;2) Электрохимический ряд напряжений металлов;3) Ряд анионов;4) Виды химической связи      Экранно-звуковые средства обучения:CD, DVD-диски, видеофильмы, компьютерные презентации.     ТСО:1) Компьютер;2) Экран; 3) Графопроектор.