Конспект Опыты в детском саду
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №10 «Березка»
«Опыты в детском саду»
(Конспект)
Подготовила: Ермакова С.И. воспитатель
группы общеразвивающей направленности
от 3-х до 4-х лет №6 «Пчёлки»
г. Радужный
Опыты со снегом.
Предварительная работа: чтение стихов, отгадывание загадок, рассматривание картин о зиме.
Цели: расширять представления детей об особенностях снега: белый, холодный, в тепле превращается в воду, снег есть нельзя.
Материалы и оборудование. Снег, ведёрко, совочки, прозрачный стакан, салфетка. Развивать любознательность, воображение.
На прогулке напоминаю, снег есть нельзя, можно заболеть. Рассматриваем снег, предложила детям слепить снежки. Почему снежки не получаются? Снег рассыпчатый, сухой. Совочками насыпоем снег в ведерко и приносим его в группу. Предлагаю детям сестьзастол,рассматриваемснег.-Посмотрите, что лежит у меня в ведерке? Снег.
-Как вы думаете, если взять снег в руки, какой он? холодный.Предлагаю детям поочереди взять снег в руки. Вы чувствуете, какой холодный снег? -Давайте положим снег в тарелочку и рассмотрим,
-А теперь скажите, какого цвета снег? Снег чистый, белого цвета.
Поставим ведерко со снегом в теплое место. Где снег быстрее растает? Правильно около батареи отопления. Снег сразу не тает, для этого понадобится время.
-Детям читаю стихи о зиме.
В ведерке снег превратился в воду, но не сразу, а постепенно, ему понадобилось на это время.
-Спрашиваю детей, а куда же делся снег? Он растаял и превратился в воду, снега было много а воды получилось мало.
-Рассматриваем воду.
-А скажите, можно ли пить эту воду? Нет, эту воду пить нельзя, она грязная.
Воду выливаем в стеклянный стакан с салфеткой. На салфетке видим мусор и песок.
-А скажите, можно ли есть снег? Нет, он грязный и холодный, можно заболеть.
Вывод: снег белый, холодный, в тепле превращается в воду, снег есть нельзя.
«Свойства сухого и влажного песка».
Цель: предложить детям сравнить свойства сухого и влажного песка, учить правильно называть их; использовать простейшие конструкции сравнения; обогащать словарный запас, развивать грамматический строй речи.
Описание опыта: Воспитатель насыпает в формочку песок и пробует построить куличик. Песок из формочки рассыпается. Воспитатель приглашает 2-3-х детей, чтобы они могли построить куличики. Далее, воспитатель смачивает песок водой и пробует построить куличик. Куличик получается. Воспитатель предлагает детям самостоятельно построить куличики из влажного песка.
Далее воспитатель вместе с детьми делает вывод: сухой песок светлого цвета, сыпучий. Из него нельзя построить куличики. При смачивании песок становится темного цвета. Из него можно построить куличики
«Опыты со снегом».
Цель: помочь детям выявить основные свойства снега (белый, холодный, тает от тепла руки), учить передавать результаты экспериментирования, используя в речи качественные прилагательные. Развивать любознательность, воображение.
Опыт №1. «Определение цвета».
- Какого цвета снег? (белый)
Опыт №2. «Определение прозрачности».
Теперь я положу под комочек снега цветную картинку. Давайте посмотрим, видно картинку под снегом? (Нет, значить снег непрозрачный)
Опыт №3.
Взять горсть снега и высыпать её. Как можно назвать это свойство снега? (Сыпучий).
Опыт №4. «Воздействие температуры». Давайте посмотрим на снег, который был в стаканах. Что с ним случилось пока мы играли? (Он растаял) Правильно, под действием тепла снег превратился в воду. Значит, снег образуется из воды под действием мороза.
«Цветной снеговик».
Цель: расширять представления детей о свойствах снега, показать, что снег впитывает краску и приобретает цвет. Развивать связную речь, обогащать словарный запас. - Скажите, можно ли на снегу рисовать красками? (предположения детей). А чем рисовать, кисточками? Нет, на снегу можно рисовать цветной водой – краску разводим водой и рисуем. (Показываю детям). А еще можно снег опустить в цветную воду и он тоже станет цветным. (опускаем снег в воду).
Вывод: снег рыхлый поэтому он впитывает краску и становится цветным.
Опыт «Куда делась лужица?»
Цель: показать детям, как губка впитывает воду, предложить рассказать, что произошло, куда исчезла лужица. Актуализировать детское любопытство, вызвать желание экспериментировать.
Описание опыта: В гости приходит Нюша и рассказывает, что решила поставить в вазу цветы, но не удержала вазу и вода из нее пролилась на стол. (Разлить на столе воду)
- Давайте поможем Нюше убрать воду со стола. Но как это сделать. Может убрать руками? (нет, руки будут мокрыми и намочим себе одежду, вода может на пол пролиться и там тоже будет лужа)
- Посмотрите, у меня есть вот такие губки. Для чего же они нужны? Если я положу их в воду, что произойдет, посмотрим. (Губку промокаю в воду).
- Ой, а воды на столе нет. Куда она делась? Правильно она впиталась в губку.
Вывод: Лужицу на столе можно убрать губкой, потому что она впитывает воду.
Опыт «Таяние сосульки».
Цель: продолжить знакомить детей со свойствами воды, показать, что в теплом помещении лед превращается в воду. Обратить внимание на то, что после таяния сосульки в образовавшейся воде есть песчинки и грязь, подвести к пониманию того, что брать снег и лед (сосульки) в рот нельзя. Ход опыта: Принести с прогулки сосульки в стеклянной баночке. Принести в группу и поставить в теплое место. От комнатной температуры они растают, образуется вода. Обратить внимание на то, что вода грязная.
Вывод: сосульки под действием температуры тают, превращаясь в воду. Вода в стакане грязная, значит брать сосульки в рот нельзя.
Опыт «Температура предметов на солнце и в тени».
Цель: учить детей сравнивать температуру предметов в тени и на ярком солнце, дотрагиваясь до них ладонями, устанавливать взаимосвязь между температурой предметов и их расположением.
Предложить детям потрогать стенки дома на солнечной стороне и на теневой. Спросить детей, почему в тени стена холодная, а на солнце теплая. Предложить детям подставить ладошки солнышку, почувствовать, как они нагреваются. Затем предложить детям поставить на солнце и в тени несколько одинаковых предметов (ведерко, кубик, железную машинку) и в конце прогулки посмотреть, что с ними произошло.
Вывод: на солнце предметы нагреваются, а в тени остаются холодными. Солнце дает тепло.
Опыт «Легкий – тяжелый».
Цель: учить детей определять относительный вес предметов (перо, камень, вата, шарик, металлическая ложка), опытным путем устанавливать, провалиться ли в снег, или утонет в воде.
Вос-ль: (обращаю внимание на предметы, которые принёс утёнок – пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, мячик резиновый и пластиковый, шишки, дощечки, камешки, шурупы, гайки).
Он просит узнать, всели эти предметы, могут плавать как он?
Но вначале давайте попробуем отгадать, какие из них не утонут.
Проверим (дети опускают предметы в воду и наблюдают). Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему они плавают? (лёгкие).
Вывод: Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх. Если предмет легкий, вода его держит его на поверхности, предмет не тонет. Если предмет тяжёлый он давит на воду, и она его не может удержать – предмет тонет.
Опыт «Как «растут» проталины?»
Цель: предложить детям найти проталины и установить рядом флажки, чтобы определить, растут ли они. Обсудить с детьми, как при помощи флажков можно узнать, выросли проталины или нет. Развивать наблюдательность, познавательный интерес.
Описание опыта: посмотреть с детьми где видны проталины. Почему они образуются? Правильно, потому что солнце греет и снег тает.
- Давайте посмотрим, могут ли проталинки расти. Предлагаю около них поставить флажки и в конце прогулки посмотреть, что произойдет.
Перед концом прогулки, снова посмотреть на проталинки и сравнить как было и как стало – по отношению к флажкам.
Вывод: проталинки увеличиваются, потому что солнце растапливает снег.
Опыт «Куда бегут ручейки?»
Цель: предложить детям пустить кораблики, щепки и определить направление движения воды по движению предметов. Пояснить детям, что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки.
Описание опыта: рассматриваем ручейки на участке. Предлагаю детям узнать куда они бегут. Для этого по ручейка опускаем в плавание кораблики или щепочки и смотрим, куда они поплывут. Вывод: все кораблики плывут в лужицу, потому что талая вода собирается в углублениях и движется под уклон – образуются ручейки.
Опыт «Уголь и мел».
Цель: продолжать знакомить детей с различными природными материалами, показать что уголь и мел, твердые материалы, но они легко крошатся, от кусочков угля и мела отделяются слои, поэтому ими можно рисовать. Мел оставляет белый след, уголь – черный.
Опыт №1 Сравнение цвета мела и угля
Мел - белый, а уголь черный.
Опыт №2 – Попробуем сжать мел и уголь в руке. Что произошло? (Мел и уголь твердые материалы). А если бросить их на землю, что будет? Посмотрим и проверим. (Они сломались, значит мел и уголь легко крошатся)
Опыт №3 - Проведем по доске или асфальту мелом и углем. Какой остался след от них? (Мел оставляет белый след, уголь – черный).
Опыт «Тонет – не тонет».
Цель: продолжить знакомить детей со свойствами воды, различных предметов; учить по образцу формировать предположение и проверять его при помощи опыта, делать вывод.
-Катя, а чего – то ты такая чумазая? Посмотрите ребята на Катю. Что нам надо сделать, что бы Катя стала чистенькой? (выслушиваю ответы детей).
- Правильно, её надо умыть водой. Давайте ее умоем. (ребёнок берёт куклу, воспитатель льёт воду из кувшина в таз).
Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок!
-Ребята, посмотрите, какая Катя у нас стала чистая и красивая. Сейчас мы полотенец возьмём и вытрем твое личико.
ОПЫТ С ПРЕДМЕТОМ.
Беру куклу и кидаю мяч в таз с водой.
-Ой, Катя, что ты делаешь? Ребята, Катя развеселилась, стала играть с мячиком. Мяч подпрыгнул и упал в таз с водой.
- Не плач Катя, не утонет мяч. Посмотрите и вы ребята, мяч не тонет, он плавает.
- Ребята, что делает мяч? (плавает, не тонет).
- Правильно. Мяч не утонул, он плавает в воде. Мяч резиновый, резина лёгкая. Поэтому он не тонет, а плавает.
- А вот сейчас я возьму камушек и тоже брошу его в воду. Что случилось с камнем?
-Правильно. Камень лежит на дне таза. Он тяжёлый, поэтому и утонул.
- Что случилось с камнем? А что с мячиком? (ответы детей).
-Правильно. Мячик – резиновый и легкий, он не тонет, а плавает. Камень – тяжёлый. Он утонул, лежит на дне таза.
Далее этот процесс повторяется со всеми предметами, которые лежат перед детьми. После того, как все предметы будут опущены в воду, воспитатель подводит итог опыта. Он говорит, что кубик и мячик не тонут, а плавают в воде, потому что они легкие. А ракушка и камешек утонули в воде, потому что они тяжелые.
Свойства снега
Воспитатель: А как вы думаете, что будет со снегом, который мы принесли с улицы, если мы его поставим на окошечко (поближе к батарее). Выслушиваю ответы детей. Cнег начал таять очень быстро, стали проявляться на дне песчинки и вода стала мутная и грязная. Воспитатель: А как вы думаете, почему снег в группе на батарее быстро растаял, а на улице снег лежит и не тает. Дети: В группе тепло, а на улице холодно. Воспитатель соглашается с детьми: Да на улице холодно, поэтому снег лежит и не тает, а на батарее тепло и он быстро растаял. Но когда солнышко начнет пригревать сильнее, весь снег и на улице начнет таять. Затем детей приглашаю пройти к столу, где уже заранее подготовила воронку с фильтром. И предлагаю детям провести еще один опыт Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами посмотрим, какой же снег на улице: грязный или чистый? Мы сейчас с вами нашу воду, которая получилась из снега, профильтруем и увидим, что у нас получиться. Лью воду на самодельный фильтр сделанный из ватных дисков. Эффект от увиденного был просто потрясающим! Фильтр был весь грязный. Воспитатель: Скажите ребята, можно ли пить эту воду, из растаявшего снега? (Нет, эту воду пить нельзя, она грязная). А кто теперь будет на прогулке кушать снег? (все говорили «я не буду»).
Цель: Формировать знания детей о снеге и его свойствах.
Задачи:
Обучающая: — уточнить и расширить знания детей о снеге, его свойствах; — познакомить с зимними явлениями в природе; — дать детям понятие, почему при изменении температуре снег изменяет свои свойства; — может изменять окраску.
Развивающая: — развитие зрительного внимания и восприятия; — развивать познавательные интересы; — устойчивое внимание, наблюдательность; — развивать речевую активность детей; — развивать умение анализировать и высказывать свои выводы полным ответом; — развивать мышление; — умение сочетать текст и движение под музыку.
Воспитывающая: — формирование навыков сотрудничества, доброжелательности;
- воспитание любви к природе; — вызвать радость от открытий, полученных из опытов.
Интеграция: речевое развитие, чтение художественной литературы, социализация, познание, здоровье, музыка.
Активизация словаря: снежинка, снежный, снежная.
Предварительная работа: наблюдение за снегом, чтение художественной литературы по теме, рассматривание снежинок, игры со снегом.
Оборудование: магнитофон, ИКТ, ведёрко со снегом, два стакана с горячей и холодной водой, краски, пипетка, подносы со снегом, презентация, гость – Лесовичек.
Ход НОД:
1. Организационный момент. Звучит запись «хруст снега и шагов»
- Ребята, что это за звук?
- Это кто – то к нам спешит в гости.
- Я сейчас посмотрю. (иду к двери)
- Посмотрите, к нам в гости пришёл Лесовичёк, да и не с пустыми руками.
2. Он нам принёс конверт. Посмотрим, что в нём?
Загадка:
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки
Белые … (снежинки)
- Правильно, молодцы, отгадали загадку.
3. Сегодня мы с вами поближе познакомимся со снегом и его свойствами.
- Лесовичек принес нам ещё ведёрко, посмотрите в нём снег.
- Потрогайте его рукой, и скажите, какой снег? (ответы детей)
- Молодцы.
4. Скажите, мне пожалуйста, что мы можем слепить из снега? (ответы детей)
- Можем мы слепить из снега что угодно. Но!? Посмотрите, на одном подносе лежит сухой, рассыпчатый снег, а на другом подносе влажный. Из какого же снега, нам лучше всего лепить? (ответы детей)
- Сейчас я попробую слепить комок из сухого снега. Получается? (ответы детей)
- Затем лепим из влажного снега.
Вывод: из сухого, рыхлого снега лепить не получается, нам нужен влажны, мокрый снег.
5. Сейчас вам предлагаю посмотреть на снег, который я принесла ранним утром. Что с ним случилось? От чего он растаял? (ответы детей)
- Молодцы. В группе у нас тепло, жарко и от этого тепла снег и растаял и превратился в воду.
Вывод: на снег влияет высокая температура.
6. Пришло время отдохнуть.
Физкультминутка. Музыка.
Мы снежинки, мы пушинки
Покружиться мы не прочь
Мы снежинки – балиринки
Мы деревья побелили
Крыши пухом замели
Землю бархатом укрыли
- И от стужи сберегли.
7. Пришло время понаблюдать, что же может произойти, если мы снег положим в тарелочки с разной температурой воды. (в холодной воде снег тает медленно, в горячей тает быстро).
Вывод: Чем горячее вода, тем быстрее снег тает. Происходит влияние высокой температуры.
8. Посмотрите – кА, нам Лесовичек приготовил ещё тарелочки со снегом и краски. Мы попробуем с вами сейчас покрасить наш снег. (проводится опыт).
- Ребята, что случилось со снегом? (ответы детей).
9. Просмотр презентации «Зимние явления в природе». (снег, снегопад, метель, вьюга, буран)
10. Итог. Сегодня мы узнали, что снег может быть сухим и влажным. Из влажного можно лепить, а из сухого нет. Снег в тепле тает и превращается в воду. Быстрее всего снег тает в горячей воде и может окрашиваться в различные цвета.