Технологическая карта урока по теме Деление с остатком 5 класс


Тема урока «Деление с остатком»
Учитель МБОУ «Средняя школа № 45» г. Рязани: Волкова Т.А.
Класс: 5А
Цели урока:
воспитание культуры речи, воспитание коммуникативности, умения слушать другого, продолжить воспитание нравственных качеств: настойчивости, точности, самостоятельности, активности.
развитие познавательного интереса к математике, развитие умения наблюдать, сравнивать, анализировать, делать выводы, работать по алгоритму, развитие внимания, логического мышления, математической речи.
повторить деление с остатком, вывести правило, как найти делимое при делении с остатком, и записать его в виде буквенного выражения.
Занятие сопровождается компьютерной презентацией.
Ход урока
Этапы Деятельность учителя Деятельность учащихся
Орг.
момент Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Присаживайтесь. Покажите мне какое у вас настроение. У кого хорошее настроение поднимите одну руку, у кого очень хорошее настроение поднимите две руки. Я вижу, что практически у всех хорошее настроение, оно поможет нам сегодня на уроке. Я надеюсь, что в конце урока у вас тоже будет хорошее настроение. И так, начинаем. Учащиеся приветствуют учителя. Занимают свои места.
Учащиеся поднимают руку или обе руки, показывая своё настроение.
Актуализация
опорных знаний. Формулировка темы урока.
Как обычно, мы начинаем урок с устной работы. Посмотрите на экран, что вы видите? (Слайд 2)
Назовите мне буквенные выражения.
Почему эти выражения буквенные?
Что мы умеем делать с буквенными выражениями?
Замечательно!
Давайте их удалим с экрана. Что осталось на экране?
Посмотрите внимательно, что вы замечаете?
Назовите те, которые делятся нацело.
Назовите те, которые делятся с остатком.
Проверим. (Слайд 3)
Давайте попробуем выполнить деление с остатком.
Молодцы! Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Открываем тетради, записываем число, классная работа и тема урока «Деление с остатком» (записываю на доске) Числовые и буквенные выражения.
Дети называют буквенные выражения:
7х+4:у (х-4) : 3
24 : а (у + 5) : (14 – в)
Потому что в них есть буквы, числа и знаки действий
Читать, находить значения буквенных выражений, …..
Числовые выражения.
- Везде деление
- Есть выражения, которые делятся нацело, а есть, которые делятся с остатком.
30:5 и 42:6
103 : 10 34 : 560 : 7 47 : 6 131 : 11Ребята видят, что они правильно определили вид деления.
103 : 10= 10(ост.3)
34 : 5= 6(ост.4)60 : 7= 8(ост.4)
47 : 6= 7(ост.5)
131 : 11=11(ост.10)
Деление с остатком
Открывают тетради, записывают число, классная работа и тему урока.
Фиксация затруднения. Давайте поработаем с названием темы. Закрываю слова «С остатком» и спрашиваю: «Что вы знаете и умеете по теме деление?»
Хорошо! Молодцы! А что вы знаете и умеете по теме деление с остатком?
Поднимите руки, кто знает, как называются компоненты деления?
А как найти делимое при делении с остатком?
А узнать хотите?
А где вам в жизни пригодится деление с остатком?
Значит вам это нужно?
Ну раз это пригодится, значит будем изучать. - как делить
- как называются компоненты деления
- находить неизвестные компоненты деления
- применять деление при решении задач, уравнений
Варианты:
- делить с остатком
- компоненты деления с остатком
- …………………………..
(рук немного)
(рук мало)
Да.
………………………
Да.
Постановка цели урока. Какая цель нашего урока?
Какие перед нами стоят задачи? Узнать всё про деление с остатком
Узнать название компонентов
Научиться находить делимое при делении с остатком
Вывести формулу для нахождения делимого.
Формулировка правила. Ну, давайте разбираться с делением с остатком при помощи следующей задачи. (Слайд 4)
В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложит поделить конфеты поровну?
Давайте рассуждать.
Сколько конфет у бабушки? 
Сколько внуков пришло в гости к бабушке? 
Что необходимо сделать по условию задачи? 
Сколько же конфет достанется каждому внуку? 
Запишем решение. (Слайд 5)
Как называется число, которое делят? 
Как называется число, на которое делят? 
Как называют результат деления с остатком? 
Назовите делимое, делитель, неполное частное и остаток в нашем решении 
Ребята, подумайте и запишите, как найти делимое 23, зная делитель, неполное частное и остаток?
Ребята, давайте сформулируем правило, как найти делимое, если известны делитель, неполное частное и остаток.
(Слайд 6)
А как записать это правило с помощью букв?
Когда выполняется деление с остатком, что мы должны помнить?
А если остаток равен нулю?
С правилом справились, молодцы! 23
4
Конфеты нужно разделить поровну, надо разделить 23 на 4; 23 делится на 4 с остатком; в частном получится 5, а в остатке 3
Каждому внуку достанется по 5 конфет, и в вазочке останется 3 конфеты
23 : 4=5 (ост. 3)
Делимым.
Делителем.
Неполное частное
23 - делимое, 4 - делитель, 5 - неполное частное, 3 – остаток
Пишут: 23 = 4 ∙ 5 + 3
Делимое равно произведению делителя и неполного частного, сложенному с остатком.
а = вс + d, а - делимое, в - делитель, с - неполное частное, d - остаток.
остаток всегда меньше делителя
делимое делится на делитель без остатка, нацело
Физкультминутка. Раз подняться, потянуться
Два – нагнуться, разогнуться
Головою три кивка и в ладоши три хлопка
На четыре руки шире
Пять руками помахать.
Шесть на место тихо сесть.
Дети встают и повторяют движения за учителем
Закрепление материала. Давайте попробуем применить правило нахождения делимого при делении с остатком.
(Слайд 7)
Найдите делимое, если:
А) неполное частное равно 7, остаток равен 3, а делитель 6.Б) неполное частное равно 11, остаток равен 1, а делитель 9.В) неполное частное равно 20, остаток равен 13, а делитель 15. Дети проговаривают правило, применяют его при выполнении задания.
Работа с учебником. Выполняем задание № 532 из учебника. (Слайд № 8)
Что нужно сделать?
Таблицу в тетрадь не перечерчиваем, заполнять её будем карандашом, а решение записывать в тетради.
Что же нужно найти в первой строчке?
Что для этого нужно сделать?
Делим, к доске ученик.
Что нужно найти во второй строке?
Как вы думаете, что нужно для этого сделать?
Что будет делителем?
Что будет остатком?
Делим, к доске ученик.
Что нужно найти в третьей строке?
Как найти делимое?
Находим, ученик за доской.
Проверяем. (Слайд № 9) Заполнить таблицу.
Найти неполное частное и остаток.
Разделить делимое на делитель.
Ученик у доски, остальные на месте.
Делитель и остаток.
Делимое разделить на неполное частное.
То, что получится при делении.
То, что останется.
Ученик у доски, остальные на месте.
Делимое.
Делимое равно произведению делителя и неполного частного, сложенному с остатком.
Закрепление. Давайте решим следующие задачи. (Слайд № 10)
В вашем классе 31 ученик. Вас построили в шеренги. Получилось несколько шеренг из 7 учеников и одна неполная шеренга. Сколько получилось полных шеренг и сколько человек в неполной шеренге?
Ваш класс на уроке физкультуры снова построили в шеренги. На этот раз получилось 5 одинаковых полных шеренг и одна неполная. Сколько человек в каждой шеренге? А в неполной?
Молодцы! Дети решают самостоятельно. Затем взаимопроверка.
Дети решают. Затем взаимопроверка.
Итог урока. Рефлексия. Какая цель урока у нас была?
Вы добились поставленной цели?
Я думаю, что надо проверить.
Отвечаем на вопросы:
- Может ли  остаток быть больше делителя? Может ли остаток быть равен делителю?
- Как найти делимое по неполному частному, делителю и остатку?
- Какие могут быть остатки при делении на 5? Приведите примеры.
- Как проверить, верно ли выполнено деление с остатком?
- Женя задумала число. Если это число увеличить в 7 раз и к произведению прибавить 17, то получится 108. Какое число задумала Женя?
Молодцы!
А как насчёт настроения после урока?
Узнать, как называются компоненты деления с остатком.
Узнать, как найти делимое при делении с остатком.
Да.
Дети отвечают на вопросы.
Одна, две руки.
Домашнее задание. П. 13 № 550; 553; 555
Спасибо за урок.
Дети в дневники записывают задание.