Технологическая карта урока по теме «Деление с остатком. Решение задач по теме» Математика 5 класс по УМК И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 18
Технологическая карта урока по теме
«Деление с остатком. Решение задач по теме»
Математика 5 класс по УМК И. И. Зубарева, А.Г. Мордкович
Материал подготовила Лукерина Валентина Вахитовна,
учитель математики
Тема урока: «Деление с остатком. Решение задач по теме»
Цели:
1. Образовательная:-понимать, что любое натуральное число делится на натуральное число с остатком, в том числе равным нулю, усвоить новые понятия «неполное частное» и «остаток»;
-освоить алгоритм деления натурального многозначного числа на натуральное число с остатком в столбик;
-знать компоненты деления;
- совершенствовать вычислительные навыки.
2. Воспитательная:- воспитывать интерес к предмету, точность и аккуратность в оформлении решений, дисциплинированность, самостоятельность;
- формировать интеллектуальные умения и мыслительные операции.
3. Развивающая:- развивать навыки самоконтроля; умение правильно обобщать и делать вывод; развивать память, наблюдательность, внимание; культуру устной и письменной речи.
Планируемые результаты:
Предметные:
Закрепить умение решать примеры на все арифметические действия;
Знать понятия «делимое», «делитель», «неполное частное»;
Знать принцип выполнения деления с остатком, уметь записывать действие с помощью буквенного выражения. Научиться решать задачи с применением деления натуральных чисел.
Личностные:
Ответственно относиться к учению;
Усилить мотивацию к обучению;
Проявлять инициативу при выполнении заданий;
Осознать значимость деления с остатком в практической жизни;
Ясно, точно, грамотно излагать свои мысли, исправлять и дополнять ответы других учащихся.
Метапредметные:
Регулятивные. Понимать учебную задачу, уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя, самостоятельно оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы в исполнение, критически оценивать свой результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию.
Коммуникативные.
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме, слушать и понимать речь других, создавать условия для успешного сотрудничества с учителем и одноклассниками.
Познавательные. Развивать умение анализировать, сравнивать объекты, делать выводы, учиться определять свои границы знания/незнания.
Тип урока: Открытие новых знаний.
Организация пространства: фронтальная работа, парная, индивидуальная.
Методы: проблемного обучения: проблемный вопрос, проблемная ситуация, дискуссия, проблемный диалог
Оборудование: мультимедиа-проектор, презентация, учебник.
Ход урока:
Дидактическаяструктура урокаДеятельностьучителяДеятельностьучениковЗадания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результатыПредметныеУУД
Организационный момент.
Цель:
Создать эмоциональный настрой на совместную коллективную деятельность. Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.
Проверка отсутствующих.
Включаются в деловой ритм урока.
(Слайд 1)
Здравствуйте, ребята!
Наш урок сегодня пройдет под девизом:
«Быть должны всегда в порядке:
Ручки, книжки и тетрадки»
А девиз у нас такой:
«Все должно быть под рукой!»
-Посмотрите на свою парту, все ли нужное у вас находиться под рукой?
-Староста, кто отсутствует сегодня на уроке? (Коммуникативные УУД)
Создать условия для успешного сотрудничества учителя и одноклассников.(Регулятивные УУД) Организация своей учебной деятельности.(Личностные)
Мотивация учения.
Проверка домашнего задания
Цель: Проверить правильность выполнения домашнего задания, подготовить учащихся к восприятию новой темы. Координирует деятельность учащихся.
Организация устного счета ( слайд)
и повторения основных арифметических действий.
Взаимопроверка д/з по ключам (слайд). Выставляют баллы.
устно решают, повторяют теорию, осуществляют коррекцию.
Проверка д/з (слайд1)
(Слайд 3) Устный счет.
1. а)29+51 80 б) 26+48 74
: 5 16 : 37 2
*4 64 * 29 58
+36 100 - 49 9
: 25 4 *6 54
2. 308*46:56+48*501:72-439 (Слайд 4)
1)14168 2)253 3)24048 4)334 5)587 6)148
а) определяют порядок действия.
б) выполняют действия в тетрадях
в) говорят ответ.
3. (Слайд 5)
а) 250908:618=406
б) 81606:201=406
вопросы:
-Сколько цифр будет в частном?
- Как вы это определили? Знать понятия «делимое», «делитель» «частное»
Уметь выполнять арифметические действия.
(Коммуникативные УУД) Организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками..(Регулятивные УУД)
Контроль коррекция и оценка процесса и результата деятельности.
(Личностные УУД)
Оценивание усваиваемого материала.
Постановка учебной проблемы.
Цель: Создать проблемную ситуацию на уроке для подведения к теме урока.
Мотивирует учащихся. Задает задачу, которая вызывает затруднение в решении. Пытаются решить, высказывают свое мнение. Приходят к выводу что не все числа делятся нацело .( Слайд6 ) Решить задачу:
В гости к бабушке пришли 4 внука. Бабушка решила угостить внуков конфетами. В вазочке было 23 конфеты. Сколько конфет достанется каждому внуку, если бабушка предложила поделить конфеты поровну.
Решение:
23:4=5 (остаток 3)
Вопросы к учащимся:
- Что вас смутило?
-Всегда ли из 2-ух данных натуральных чисел, одно делиться на другое?
-Для чего нам нужно деление с остатком, где нам может это пригодиться?
Знать принципы выполнения деления с остатком. (Познавательные УУД)
Уметь ориентироваться в своей системе знаний/незнаний.
(Коммуникативные УУД)
Уметь слушать и понимать речь других, оформлять свои мысли в устной форме.
(Регулятивные УУД)
Уметь высказывать свое предположения, делать выводы.
Формулирование проблемы, планирование.
Цель: Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. Организует деятельность учащихся по постановке темы и цели урока и путей их достижения. Формулируют с помощью учителя тему и записывают ее в тетрадь. Формулируют цель урока, проговаривая план действий. Предполагаемый ответ: Слайд(7)
Тема: «Деление с остатком. Решение задач по теме».
Цель урока: Знать принцип выполнения деления с остатком, научиться решать задачи с применением деления натуральных чисел.
(Личностные УУД): Самоопределение.
( Регулятивные УУД) Целеполагание.
Изучение нового материала
Цель:
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: деление с остатком. Организует коммуникативное взаимодействие. Задает вопросы. Отвечают на вопросы учителя. Записывают в тетрадях. Вернемся к задаче
-Назовите компоненты в данном примере?
(Самостоятельно или с помощью учебника ст.82 учащиеся отвечают на вопросы)
-Кто может мне написать на доске в каком виде принято записывать решение с остатком?
-Скажите, а можем ли мы обозначить наши числа через переменные?
Давайте это сделаем!
a-делимое
b-делитель
n-неполное частное
r-остаток
Очень важное свойство остатка!
-Какое?
Остаток всегда меньше делителя.
-как я могу записать, используя наши обозначения эти слова на математическом языке?
r<b
-А теперь давайте попробует наше действие записать в буквенном выражении. Запишите себе в тетрадь.
a:b=n(r ост.)
- Ребята, вы умеете выполнять проверку при делении нацело, Подумайте, а как сделать проверку в случае деления с остатком?
Знать понятия «неполное частное», « остаток», «нацело»
Уметь записывать действие с помощью буквенного выражения. (Познавательные УУД)
Уметь извлекать из математических текстов необходимую информацию.
(Личностные УУД)
Ответственно относиться к учению. Усилить мотивацию к обучению. Проявлять инициативу при выполнении заданий.
(Коммуникативные УУД)
Умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении проблемы.
Физ. минутка
Цель: смена деятельности. Организует смену деятельности, обеспечивает эмоциональную разгрузку учащихся. Учащиеся сменили вид деятельности и готовы продолжить работу. Трава маленькая-маленькая (делают, наклоны вниз)
Деревья высокие-высокие (поднимают руки вверх тянуться)
Ветер деревья качает-качает (вращаются)
То налево, то направо наклоняет (наклоны вправо, влево)
То вперед, то назад.
То вниз сгибает.
Птицы летят-улетают.
Дети тихонько за парты садятся. Закрепление нового материала.
Цель:
Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция. Организует усвоение учениками действия деления с проговариванием во внешней речи.
Выполняют задание №284 (а, б) в тетрадях и на доске.
№287
№284
а) 75:9=8 (1 ост.) 75=9*8+1и т. д.
№ 287
Для сильных учеников решающих вперед (Индивидуальные карточки) Уметь выполнять деление с остатком
(Познавательные УУД)
анализировать и
осмысливать
текст задачи
( Регулятивные УУД )
Уметь проговаривать последовательность действий на уроке, выполнять работу по предложенному плану.
(Коммуникативные УУД)
Сотрудничество с учителем и со сверстниками
Уметь ясно и четко излагать свои мысли в письменной форме. (Личностные УУД)
Осознать значимость деления с остатком в практической жизни.
Рефлексия учебной деятельности.
Цель:
Зафиксировать новое содержание урока, организовать самооценку и рефлексию учебной деятельности Подводит итог работы учащихся. Задает наводящие вопросы Отвечают на вопросы учителя по схеме. (Слайд 8)
Давайте подведем итог работы на уроке:
-Какую цель мы ставили в начале урока?
-Достигли ли мы ее?
-Давайте попробуем ответить на вопросы (посмотрите на доску):
На сегодняшнем уроке я понял…
Я узнал…
Я разобрался…
Я похвалил бы себя…
Особенно мне понравилось…
После урока мне захотелось…
Я мечтаю о …
Сегодня мне удалось…
"Я сумел…
Было интересно…
Было трудно…
Я понял, что…
Теперь я могу…
Я почувствовал, что…
Я научился…
Меня удивило….
( Регулятивные УУД )Оценивание собственной деятельности на уроке, волевая саморегуляция; осознание учащимися того, что усвоено и того, что еще подлежит усвоению, прогнозирование
(Личностные УУД)
Уметь осуществлять самооценку.
Контроль и оценка результатов.
Цель:
Оценить работу каждого учащегося Проанализировать каждого учащегося на уроке. Выставить оценки в журнал.
Домашнее задание
Обеспечить понимания детьми содержания и способов выполнения д/з. Учащиеся записывают д/з в дневник. (Слайд 9) Д/з: §18 ст.81-83
№280 (у) №281 (у) №282 №283 №288 (по желанию на 5) прочитать теорию, знать основные понятия темы.
Карточка для работы в классе
№ 1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
№ 2. Шоколадка стоит 35 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 200 рублей в воскресенье?
Карточка для работы в классе
№ 1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
№ 2. Шоколадка стоит 35 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 200 рублей в воскресенье?
Карточка для работы в классе
№ 1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
№ 2. Шоколадка стоит 35 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 200 рублей в воскресенье?
Карточка для работы в классе
№ 1. Больному прописано лекарство, которое нужно пить по 2 таблетки 3 раза в день в течение 21 дня. В одной упаковке 10 таблеток лекарства. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
№ 2. Шоколадка стоит 35 рублей. В воскресенье в супермаркете действует специальное предложение: заплатив за две шоколадки, покупатель получает три (одну в подарок). Сколько шоколадок можно получить на 200 рублей в воскресенье?