Конспект к уроку гражданственности для 2 класса Почётный труд шахтёра
Тема. Почётный труд шахтёра.
Цели.
Познакомить детей с трудом шахтёров, со схемой прохождения угля от добычи до людей (потребителей).
Обогащать словарный запас (карьер, забой, штреки, лава).
Воспитывать любовь и уважение к труду взрослых.
Оборудование. Презентация либо иллюстрации по теме.
Ход урока
Организация класса.
Работа над новым материалом.
1. Рассказ учителя с элементами беседы.
- Дети, как называется наш край? (Наш край называется Донбасс.)
- В каком городе мы живём? (Мы живём в городе Донецке.)
- Где работают ваши родители?
Да, в городе Донецке есть фабрики, заводы, шахты, но больше всего ваших родителей трудятся на шахтах.
Перед вами несколько камешков. Здесь и белые, и розовые, и серые, и чёрные. Найдите среди всех этих камней знакомые вам. (Ребёнок находит кусочек угля).
- Что вы можете рассказать о свойствах угля? (Уголь чёрный, блестит, легко колется, тяжелее дерева, горит).
Ваше внимание привлёк этот чёрный камешек, который называется чёрным золотом.
- Чем же славится наш край Донбасс? (Больше всего он славится углём).
Вот этот чёрный камешек у нас стоит на самом видном месте и напоминает нам о том, что мы живём в шахтёрском городе, где руками ваших пап и мам добывают этот чёрный камень, имя которому - уголь.
- Где же шахтёры добывают уголь? (Уголь добывают в шахте). Перечислите шахты, которые есть у нас в городе Донецке.
Во многих местах в глубине земли находится уголь.
Говорит он:
«Я хитёр - не возьмёшь меня, шахтёр!
Ты - вверху, я - в глубине.
Как ты спустишься ко мне?»
А шахтёр ответил:
«Ты хитёр и я хитёр!
Я тебя добуду:
Шахту строить буду!»
Когда начинается строительство шахты, делают сначала большой глубокий колодец. Шахтёры называют его СТВОЛОМ. По колодцу-стволу движется подъёмная машина. Как она называется и для чего она нужна? (Это КЛЕТЬ, она опускает вверх и вниз шахтёров)
- А почему она так называется, как вы думаете? (Потому что стены её железные, решётчатые, и когда в неё заходишь, чувствуешь себя, как в клетке).
- Кто же управляет клетью и как это делается?
(Когда шахтёры зайдут в клеть, сигналистка падает сигнал, а машинистка подъёма нажимает на кнопку, большое колесо крутится на копре и клеть с ветерком летит вверх или вниз, только видно, как сверкают шахтёрские лампочки на касках шахтёров).
Вот и глубокое подземелье. На что же похожа шахта?
На большой город, в котором легко заблудиться, потому что там очень много проспектов и переулков, все они похожи друг на друга.
- Как называются проспекты в этом городе? А переулки?
Проспекты в этом городе называются - ШТРЕКИ, а переулки - ЗАБОИ.
- Как же называют тех людей, которые добывают уголь в забое?
Это люди - шахтёры.
Но на помощь сильным и смелым людям-шахтёрам добывать уголь приходят машины: угольный комбайн, а управляет этой машиной -комбайнёр.
«Машины на помощь шахтёру
Ползут, грохоча и пыля.
И словно под тяжестью танка
Дрожит под комбайном земля»
Машина вздрагивает, рокочет, потом начинает дрожать сильнее, вгрызается в уголь железными зубьями, отбивает его, крошит и выкидывает.
- Кто желает рассказать, как уголь поступает на - гора?
Уголь течёт по самоходной дорожке из угольного переулка - забоя к угольному проспекту - штреку. Пересаживается в маленькие вагонетки, которые тянет электровоз. А управляет им - машинист электровоза.
- А затем? Как уголь дальше поступает на-гора?
Электровоз вагонетки отвозит к подъёмной машине, высыпает в огромные железные ящики - бункера, и также по стволу, как и шахтёров в этих железных ящиках его поднимает на-гора.
И вот уголь выдали на-гора. Куда же дальше он поступает?
Он движется по самоходной дорожке на обогатительную фабрику. Дальше обогащенный уголь грузят в вагоны и отправляют во все концы нашей Родины.
Профессия шахтёра очень трудная и опасная. Каждый день, днём и ночью шахтёры спускаются в шахту и стараются, как можно больше дать Родине угля.
Трудом добытый из глубин, что даст нам уголь чёрный?
Тепло в квартиры. Да, дети, прежде чем пришло тепло к вам в дом, потрудилось немало шахтёров. Но, кроме того, что в дом тепло он принесёт наперекор морозам, он даст заводам - силу для машин, большое пламя горнам, даст пароходам - плавный ход, движенье - паровозам.
А ещё нужен уголь для специальных печей, в которых из угля выжигают кокс.
- Зачем нужен кокс, спросите вы?
Сейчас я вам расскажу о чудесных превращениях угля. Без кокса нельзя плавить сталь, которая нужна нашей Родине для машин.
- Какого цвета уголь? Странный вопрос! Каждому известно: уголь чёрный. А таблетки, которые вам давали от простуды, например, аспирин - белые как снег. А уголь разве похож на снег? А ведь аспирин и другие лекарства делают из чёрного угля.
Уголёк чёрный, а из него получают разноцветные краски.
Уголёк ничем не пахнет, а из него получают духи и разные сиропы для
конфет и пирожных.
Уголёк совсем не прозрачный, а из него можно сделать самое лучшее
стекло и стеклянные предметы.
Уголёк совсем не похож на нитки, а из него получают лоскутки цветной
шерсти, пушистого меха.
Из угля получают и порошок, которым посыпают землю, чтобы лучше росли фрукты, овощи, хлеб.
Из угля добывают витамины, необходимые детям, и бензин для машин. Чего только не делают из угля! Рассказывать об этом можно долго.
Давайте, дети, все вместе скажем слова благодарности всем шахтёрам:
(Читают хором с доски)
Да здравствуют наши шахтёры,
Бессмертный и дружный народ!
Добытчики чёрного солнца
Проходчики чёрных пород!
2. Просмотр видеофильма.
III. Закрепление изученного.
Какие шахты есть в нашем городе? Что добывают на шахтах и разрезах города? Для чего нужен уголь? Какие шахтерские профессии вы знаете? Какие машины помогают шахтерам в шахтах? Какие машины помогают добывать уголь на разрезах? Каким способом можно добывать уголь? (открытым на разрезе, подземным на шахте). Покажите на макете и назовите части шахты.
IV. Итог урока. Д/з. Подготовиться к выставке рисунков и поделок «Люди, которые добывают уголь» либо к конкурсу чтецов «Я горжусь заслуженной по праву трудовой шахтерской славой».
15