Презентация к уроку искусства для 8 класса по теме Древнерусское искусство и религиозная живопись XIX-XXвеков
Древнерусское искусство и религиозная живопись XIX-XX века
Нерукотворный Образ Христа
Спас НерукотворныйИкона. Новгород.XIIв.
Спас Вседержитель Мозаика из собора Святой Софии в Киеве (1043-1046 гг.)
Древнерусское искусство Иконы Третьяковской галереи
Коллекция иконописи в Государственной Третьяковской галерее по праву считается одним из лучших собраний в мире
И.Е.Репин. Портрет П.М.ТретьяковаПервые иконы Павел Михайлович Третьяков приобрел в 1890 году.Его собрание насчитывало всего 62 памятника.
В первые годы ХХ столетия в Галерее открылся зал древнерусской иконописи. В этот период зарождалось реставрационное дело и изучение древнерусского искусства в России .
В 1929-30-х годах, Третьяковская галерея стала центром по изучению культурного наследия древнего периода нашей истории.
Нынешнюю коллекцию сформировали памятники древнерусского искусства, поступившие в музей в 20-30-е годы XX века.Сейчас коллекция составляет более 6000 экспонатов(икон, фрагментов фресок и мозаик, скульптур, предметов прикладного искусства).
Икона Владимирской БогоматериОдна из самых почитаемых икон Пресвятой БогородицыПо преданию, была написана Евангелистом Лукой Единственная икона в России, которая дошла до наших дней в первозданностиЭто не список (копия), а подлинная национальная святыня земли русской
До 450 г. икона пребывала в Иерусалиме, до XII века – в Константинополе, а далее ее судьба связана с Россией. Константинопольский патриарх Лука Хрисоверг отправляет святыню в Киев Юрию Владимировичу Долгорукому. Это было свидетельством признания утвердившегося на Руси христианства.
Сын Юрия Долгорукого, князь Андрей был преданным почитателем Богородицы. Отряд князя собрался ехать на север для завоевания земель, отъехав верст десять от Владимира, лошади стали. Князь Андрей растолковал это чудо, как волю Богоматери – остаться в городе Владимире и заложить собор для святыни. С той поры стали на Руси называть эту икону Владимирской.
В 1480 году Владимирская икона Божьей Матери была перенесена на постоянное хранение в Москву в Успенский собор. Во Владимире остался точный, список с иконы, написанный Андреем Рублевым. С тех пор великая святыня – Владимирская икона – спасала российскую столицу от бед и вражеских нашествий.В 1999 г. Владимирская икона Божией Матери была передана Государственной Третьяковской галерее
Донская Богоматерь .Феофан ГрекИкона написана византийским иконописцем Феофаном Греком в XIV веке.Написана для Успенского собора в Коломне.В XVII веке перенесена в Благовещенский собор Московского Кремля.
Икона была поднесена донскими казаками князю Дмитрию Ивановичу перед Куликовской битвой в 1380 году , за которым закрепилось прозвище Донской. Донским стал именоваться собор в Коломне, основанный князем и икона Богоматери .Перед этой иконой молился Иван Грозный, отправляясь в казанский поход В 1598 году патриарх Иов нарек ею на царство Бориса Годунова. На протяжении 17-19 вв. икона почиталась как действенная заступница от иноверных врагов.
Икона Донской Богоматери-двухсторонняяУспение Богоматеримастер круга Феофана ГрекаДонская БогоматерьФеофана ГрекаXIV в
Троица. Андрей РублевИкона написана Андреем Рублевым в XV веке для Троице-Сергиева монастыряТроица символизирует единство Божества в трех лицах: Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух СвятойТри ангела собрались вокруг стола, на котором стоит жертвенная чаша, для тихой, неспешной беседы. Ангелы вписаны в круг Цвета их одеяний дополняют и перекликаются друг с другом.
C момента своего создания Троица была любимейшей иконой древнерусских художников, служила образцом для бесчисленных копий и воспроизведений.
А. Иванов «Явление Христа народу» 1837—1857 Холст, масло. 540 × 750 см Третьяковская галерея, МоскваРЕЛИГИОЗНАЯ ЖИВОПИСЬXIX века
Религиозное искусство — представляет собой вид искусства, неразрывно связанный с верой в Бога, религиозными обрядами, религиозной жизнью.Религиозное искусство в целом является искусством символическим.
Александр Андреевич Иванов (1806—1858) Русский художник, создатель произведений на библейские и антично- мифологические сюжетыАвтор грандиозногополотна «Явление Христа народу»
Александр Иванов родился в семье художника. В 11 лет поступил в Императорскую Академию Художеств Учился под руководством своего отца, профессора живописи Андрея Ивановича Иванова Получил за успехи в рисовании две серебряные медали
В 1824 году награжден малой золотой медалью за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса тело Гектора»
В 1827 году получил большую золотую медаль за картину «Иосиф, толкующий сны заключенным с ним в темнице виночерпию и хлебодару»
Иванов в 1830 году отправился в Италию, для совершенствования в искусстве на 4 года. В Италии первые работы Иванова состояли в копировании «Сотворения человека» Микеланджело в Сикстинской капелле и в написании эскизов на разные библейские сюжеты.
А.Иванов «Явление воскресшего Христа Марии Магдалине» 1834г.
А.Иванов. «Явление Христа народу» (1834-1857)
А. Иванов писал картину в Италии Он работал над ней 20 лет(1837—1857) Выполнил свыше 600 этюдов с натурыКартина писалась по заказу Академии художеств и была ею купленаПавел Третьяков приобрел эскизы
Интересные факты о картинеЭтюды натурщиков, выполненных в Италии к картине «Явление Христа народу»
Н.В.Гоголь изображен на картине «Явление Христа народу»
Автопортрет художникаАвтопортрет художника
Русская архитектура XIX-XX векаХрам Христа Спасителя
В середине XIX возрождается интерес к древнерусскому зодчеству.Заимствование архитектурных форм древнерусского зодчества-«русский стиль»Основатель «русского стиля» Константин Андреевич Тон
С древнейших времен на Руси был обычай — в знак благодарности Богу за дарование победы в войнах или решающих битвах ставить часовни, строить храмы, воздвигать монастыри.
Храм Христа Спасителя воздвигнут в честь великой победы над войсками Наполеона в Отечественной войне 1812 года
Будущий Храм-памятник должен был соответствовать масштабам воспоминаемого события — планировался грандиозный, поражающий своими размерами архитектурный ансамбль.Зодчим Храма стал Константин Андреевич Тон, известный как автор многих шедевров архитектуры XIX века.
К.А.Тон. Храм Христа Спасителя (1838-1883)
Для постройки столь значимого для России памятника К.А. Тон выбрал традиционные древнерусские архитектурные формы. Пятиглавый храм с куполами и высокими узкими окнами напоминал знаменитый пятиглавый Успенский собор XII века во Владимире.Успенский собор . XIIв. Владимир.Храм Христа Спасителя.XIX в. Москва
В сооружении Храма Христа Спасителя участвовали самые известные мастера России .Эскизы для росписи Храма готовил художник А.А. Иванов, автор знаменитой картины «Явление Христа народу». Стены Храма расписывали живописцы В.М. Васнецов, В.И. Суриков.
Золотая громада купола Храма десятилетиями служила самой высокой точкой в градостроительном облике Москвы.Храм Христа Спасителя строился 45 лет.Храм был освящен 26 мая 1883 годаКо дню освящения Храма Христа Спасителя П.И. Чайковским была написана торжественная увертюра «1812 год».
После революции Храм был взорван большевиками В 1994 году появилось постановление правительства Москвы «О воссоздании Храма Христа Спасителя в г. Москве» В 1996 году Храм был восстановлен.В 1997 году под стенами возрожденного Храма, с торжественным салютом, в исполнении сводного оркестра вновь прозвучала увертюра П.И. Чайковского «1812 год».