Активные формы работы на уроках ОРКСЭ (на примере модуля Основы православной культуры)
Активные формы работы на уроках ОРКСЭ. Модуль «Основы православной культуры»Автор: Разумная Нина Викторовна учитель истории, обществознания, ОРКСЭ МОКУ Струговская ООШ
УМК «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»Модуль «Основы православной культуры
Для лучшего усвоения детьми учебного материала необходимы:Творческий подход учителяВнеурочная деятельностьДополнительный дидактический материал на уроках (презентации, викторины, дополнительные задания)Интересные домашние задания (которые должны выполняться по желанию ребенка)Создание портфолио (или личного альбома) каждого ученикаВзаимодействие с родителями
Работа с текстом: обсуждение, пересказ, ответы на вопросы,Беседа,Словарная работа,Работа с пословицами, крылатыми выражениями, притчами,Работа со схемами, таблицами,Работа с иллюстрациями, рисование,Слушание музыки, аудиокниг,Просмотр и анализ короткометражных фильмов и мультфильмов,Игровая деятельность,Проектная деятельность.Виды деятельности на уроках ОРКСЭ
Работа с пословицамиНачало пословицыОкончание пословицыРодина - матьСильнее смерти Родная сторона - матьЧужая мачехаКаждому мила Своя сторонаЛюбовь к Родине Умей за нее постоятьЗадание: Собери пословицы, объясни их значение, наиболее понравившуюся пословицу запиши в тетрадьПодумай, какая тема объединяет эти пословицы?
Собери пословицы, объясни ее значениеРодная у одна человека Родина него одна у мать иОдна у человека родная мать, одна у него и Родина
Прочитай пословицы, укажи к каким заповедям они относятсяНа чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай и свой затевай;Нет милее дружка, чем родная матушка;Раз солгал, навек лгуном стал;Верная любовь ни в огне не горит, ни в воде не тонет.Заработанный ломоть лучше краденного каравая;
Практическая работа. Заполнение таблицы «Крылатые выражения Библии»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Крылатое выражениеКраткое значениеВ какой части Библии о нем идет речь
Практическая работа. Заполнение таблицы «Крылатые выражения Библии»{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Крылатое выражениеКраткое значениеВ какой части Библии о нем идет речьБлудный сынраскаявшийся в своих заблуждениях человекНовый ЗаветВавилонское столпотворениебеспорядок, суматохаВетхий ЗаветСуд Соломонамудрый и скорый судВетхий ЗаветЗарыть талант в Землюоставление без пользы каких-либо знаний, духовных качеств, пренебрежение имиНовый Завет
Н. Лосев «Блудный сын»
Н. Ге «Суд Соломона»
Рембрандт ван Рейн
Заполни таблицу. Впиши поступки и дела, которые считаются подвигом{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Подвиг ради себяПодвиг ради другого человекаПодвиг ради Бога
Ульяновск. Памятник спецназовцу Д.Разумовскому, погибшему при освобождении детей в Беслане
Запиши в таблицу имена и совершенные ими подвиги.{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Имя герояСовершенный им подвиг
Расшифруйте слова, объясни понятияиглеяриапахсибялибдемлосриеивдапеьзорелигияПасхаБиблиямилосердиезаповедь
Закрепление. Вставьте в текст нужные словаБиблия состоит из 2 частей ________ и _________Слово ЗАВЕТ означает_______________События Священной истории, произошедшие до Рождества Христова, описываются в _____________ЕВАНГЕЛИЕ - это первые 4 книги ________,рассказывающие о __________
Правила составления синквейна 1-я строчка -это название темы одним словом. 2-я строчка - два прилагательных. 3-я строчка - три глагола. 4-я строчка - предложение из четырех слов. 5-я строчка - синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Синквейн на тему «Любовь»ЛюбовьМилосердная, терпеливаяСпасает, вдохновляет, чувствуетЛюбовь никогда не перестаетБог
Игра «Ассоциации»Подберите слова-ассоциации: к каждой букве С – справедливая О - обличаетВ – воспитывает, внутриЕ – есть у каждого человекаС – судья Т – твердая, терпеливаяЬ -
Подбери однокоренные слова к слову БОГБогатый, обогащение – Спасибо – Богатырь – Убогий – обогатиться опытом духовным, нравственным. Бог – податель благ. В Бога богатетьспаси тебя Богтырить (искать, копить, нести) Богарядом с Богом, ищет богатства Небесного, а не земного.
Церковь Покрова на Нерли Заочные экскурсии
Церковь Преображения Господня на острове Кижи
Храм Христа Спасителя
Игра «Машина времени»
Перемещение во времени
Цель путешествия:1 команда: Собрать информацию о …. в прошлом.2 команда: Узнать, что будет представлять из себя …. в будущем
Просмотр мультфильмовСказ о Егории Храбром (Георгии Победоносце)Московская легенда. Про Василия БлаженногоСказание о Петре и Февронии МуромскихСвятой преподобный Серафим Саровский ЧудотворецПутеводительницаМой выборБратьяИстории Ветхого ЗаветаАнгел (по сказкам Г.Х. Андерсена)
Просмотр и анализ фильмовКукла рождественской девочкиРождественский ангелМаленькая принцессаЩенокХэйдиПолианна
Как звали девочкуСколько ей было лет?Когда у нее был день рождения?Какое горе случилось в семье девочки?Почему девочка решила продать свою куклу? Какими чертами характера на твой взгляд обладала девочка?Хотел (а) бы ты дружить с этой девочкой? Объясни свой ответ.Понравился тебе рассказ? Как ты думаешь, чему учит нас этот рассказ? Вопросы к рассказу Юлии Насветовой «Кукла Рождественской девочки»
Викторины, конкурсы.Экскурсии.Деловые и ролевые игры.Проекты.Стенгазеты.Театрализованные представления. Встреча с интересными . Шефская работа школьников. Уход за памятниками. Подготовка и участие учащихся во Всероссийских олимпиадах духовно-нравственной направленности.Примерные формы внеучебных занятий и мероприятий в рамках курса ОРКСЭ
Способы оценки достижения планируемых результатов и рефлексии Наблюдение,Самооценка,Оценка товарища,Портфолио учащихся,Диагностики (после просмотра фильмов или прослушивания аудиокниг),Анкетирование учащихся и родителей,Метод TASC (интерактивный круг ТASC).
Лист рефлексии{5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}1.На уроке я работал Активно Пассивно2.Своей работой на уроке я Доволен Не доволен 3.Урок для меня показалсяКороткимДлинным 4.За урок я УсталНе устал5.Мое настроениеСтало лучшеСтало хуже6.Материал урокаПонятенНе понятенПолезенБесполезенИнтересенСкучен Был легкимБыл трудным
Интерактивный круг TASCРабота с кругом TASC проходит 8 этапов. Учащиеся могут перемещать встроенный указатель по часовой стрелке по мере прохождения каждого этапа работы и таким образом регулировать темп работы и адекватно распределять свои силы.
Рефлексия «Ладошка»На листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая - то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение:большой – для меня это важно и интересно…указательный - я получил конкретные рекомендации… средний - мне было трудно (не понравилось)… безымянный – моя оценка психологической атмосферы… мизинец - для меня было недостаточно…
Полезные ссылкиhttp://zakonbozhiy.ru - Закон Божий (закладка «Видеокурс» более 200 фильмов)http://pravfilms.ru - Православное кино (документальные фильмы, художественное кино, мультфильмы)http://azbyka.ru – Азбука веры (православное видео, музыка, аудиокниги)http://predanie.ru – православный портал «Предание» (православное видео, музыка, аудиокниги) http://sofia-sfo.ru/ - София , православный образовательный сайт Сибирского федерального округа )http://opk.pravolimp.ru - Официальный сайт олимпиады по ОПКhttp://www.golden-ship.ru/ - православная библиотека «Золотой корабль»
Благодарю за внимание!