Разработка классного часа в 10 классе «Где родился – там и пригодился»
МБОУ « Гимназия № 8»города Евпатории Республики Крым
КЛАССНЫЙ ЧАС
«Где родился – там и пригодился»
Подготовила:
Классный руководитель 10 А класса
Царева А.В.
Евпатория 2014
Цели:
Раскрыть нравственные аспекты будущей профессиональной деятельности обучающихся.
Заставить учащихся задуматься о степени своей гражданской зрелости.
Показать как формируется и развивается гражданская зрелость личности, осуществляемая в разных сферах жизни, видах деятельности и во всем спектре отношений.
Развивать духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными.
Воспитание чувства долга, ответственности, чувства любви и привязанности к родному дому, своей Родине, своему народу.
Оборудование:
Мультимедийные презентации учащихся о профессиях.
Мультимедийные презентации учащихся о представителях разных профессий.
Карточки для игры
Ход мероприятия:
УЧИТЕЛЬ:
Здравствуйте, ребята! (слайды 1-3)
На протяжении всей жизни люди ищут ее смысл, постоянно задают себе вопросы:
«кто я ?»
«кем я стану ?»
«для чего это мне нужно ?»
«готов ли я к выбору?»
Сейчас вы стоите перед самым главным выбором – выбором будущей профессии. Мы с вами уже говорили о том, что при выборе профессии мы пользуемся следующими правилами:
Познай себя, свое собственное «Я» (здоровье; интересы и склонности; способности, знания и умения)
Соотнеси себя с требованиями выбранной профессии. ( «Человек – знаковая система», «Человек – техника», «Человек – природа», «Человек – художественный образ», «Человек – человек»)
Узнай все о профессии: предмет, цель и условия труда; пути получения профессии; медицинские противопоказания; требования профессии к личности (профессионально важные качества); актуальность выбранной профессии на рынке труда и перспективы ее развития.
Но ни в коем случае нельзя не учитывать вашу моральную готовность к этому выбору как гражданина.
И начать наш разговор мне бы хотелось с древней притчи: (слайды 4-5)
У Плутарха (древнегреческий философ, биограф, моралист) есть известная притча о работниках, которые везли тачки с камнями.
Работников было трое. К ним подошёл человек и задал каждому и них один и тот же вопрос: «Чем ты занимаешься?»
Ответ первого был таков: «Везу эту проклятую тачку».
По-иному ответил второй: «Зарабатываю себе на хлеб».
Третий воодушевлённо провозгласил: «Строю прекрасный храм!»
Все они выполняли одну и ту же работу, но думали о ней, а, следовательно, и выполняли её по-разному.
- Какова мораль этой притчи?
Прежде всего, необходимо осознавать полезность своего труда, осознавать мотив своей деятельности. Профессия, не приносящая пользу людям, не принесет радости и тебе самому. Важно не только правильно выбрать профессию. Но и любить свое дело, отдаваться ему всецело и быть гражданином своей страны.
Поэтому сегодня мы и поговорим о гражданской зрелости человека как профессионала.
Тема нашего классного часа «Где родился – там и пригодился». (слайды 6-7)
Цели: Раскрыть нравственные аспекты вашей будущей профессиональной деятельности; задуматься о степени своей гражданской зрелости; проследить как формируется и развивается гражданская зрелость личности, осуществляемая в разных сферах жизни, видах деятельности и во всем спектре отношений; в итоге развивать в себе духовно-нравственную личность, разумно сочетающую личные интересы с общественными; воспитывать чувство долга, ответственности, чувство любви и привязанности к родному дому, своей Родине, своему народу.
Сначала немного о самих понятиях: (слайд 8)
Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы (основные нравственные свойства гражданина - гражданская ответственность и гражданский долг)
Гражданственность – нравственная позиция, выражающаяся в чувстве долга и ответственности человека перед гражданским коллективом, к которому он принадлежит: государство, семья, профессиональная общность, в готовности отстаивать и защищать от всяких посягательств её права и интересы. (Философский словарь)
Так что же такое гражданская зрелость человека в его профессиональной деятельности ?
Ответ на этот вопрос вы искали, выполняя свое домашнее задание.Все профессии делятся на пять основных групп в зависимости от того, что является их объектом, и вы это уже знаете. (слайды 9-10)
Если главным объектом вашего труда являются растения, животные или микроорганизмы, то вы относитесь к типу профессии «П»: «человек – природа».
Если вас интересует технические системы, вещественные объекты, материалы, виды энергии, то ваш тип «Т»: «человек – техника».
Тип «Человек художественный образ» - это профессии, труд которых направлен на художественные объекты или условия их создания.
Тип «З» - «человек – знаковая система» - характерна творческая работа, связанная с воображением, искусством.
Тип «Ч» - «человек – человек». Для этой профессии главным предметом труда являются люди, группы, коллективы, общность людей.
Чтобы определить, к какому типу вы относитесь, с вами провели тестирование. В зависимости от результата вы разделились на группы. Каждая группа получила задание – подготовить информацию о профессиях и людях этих профессий с точки зрения гражданской зрелости и сделать выводы для себя.
Первая группа – «человек – природа» (слайды 11-16)
Выбирая профессию, связанную с преобразованием природы, её использованием, человек берёт на себя ответственность за будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и последующих поколений. В подобных профессиях чаще, чем в других, требуются такие качества, как предвидение и прогнозирование результатов, готовность работать в неблагоприятных погодных условиях. К этой категории относятся профессии: физиолог, микробиолог, садовник, цветовод, декоратор, ветеринарный врач, геолог, эколог, технолог пищевой промышленности, фермер, зоолог, метеоролог.
В деятельности любого человека одним из важных факторов является гражданская зрелость.Деятельность граждански не зрелой личности зачастую несёт пагубный характер.Возможно не умышленно, но такой человек способен навредить окружающей среде, быть причиной стихийных бедствий и даже вымирания многих биологических видов.Мы не можем допустить подобных ошибок со стороны человечества, так как природа - незаменимая часть нашего существования.
Слайд 14 – 15 Троицкий Герман Васильевич (1913-1992)
Биохимик, доктор биологических наук, профессор, основатель крымской биохимической школы
Слайд 16 В Якутии оштрафован провизор, отравивший ребенка
Группа «человек – художественный образ» (слайды 17-29)включает в себя профессии, связанные с искусством, творчеством, вдохновением. Предметом труда для этих профессий является художественный образ, целью – достижение эстетики в окружающем мире.
Организаторские (режиссёр, балетмейстер);
Собственно творческое, созидательное (писатель, живописец, актёр, композитор);
Исполнительские (искусствовед, театровед, реставратор).
Искусствовед – это профессиональный ценитель искусства.
Но если вдруг искусствовед неправильно оценит реликвию и перепродаст ее по дешевке за границу - это урон для государства. Искусствовед должен быть гражданственно зрелым человеком и не может поддаваться слабостям.
Айвазовский Иван Константинович (1817-1900) (слайды 20-25)
Художник-маринист, баталист, коллекционер, меценат.
Фотограф (слайды 26-27) одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий на сегодняшний день. Хороший фотограф должен уметь показать невидимое. Хорошая эмоционально окрашенная картина вызывает различные ощущения, удивляет. Она поражает, поскольку раньше вы не испытывали ничего подобного. Хороший фотограф может из банального фото сделать шедевр которое будет удивлять еще не одно поколение людей.
Дизайнер (слайд 28) одна из самых престижных и высокооплачиваемых профессий на сегодняшний день. Еще бы, кто как не дизайнеры делают нашу жизнь красивее.
Музыкант (слайд 29) Плюсы:Эстетическое удовольствие и музыканту и обществу. Положительные эмоции. Огромное влияние музыки на людей. Многие мероприятия проходят под музыку.В музыке многие находят вдохновение. Минусы: Огромное влияние музыки на людей. Фанатизм. Не все исполнители хотят мира и добра. Часто музыканты агрессивны и это передается их фанатам.
Группа «человек – человек». (слайды 30-39) Сюда входят самые гуманные профессии, основанные на общении и взаимопонимании. Например: учитель, врач, юрист, нотариус, адвокат, менеджер, администратор, диспетчер, продавец, официант, парикмахер, проводник, повар, стюардесса, экскурсовод и другие.
Доброжелательность, сочувствие, сопереживание, интерес к окружающим – качества, которые должны присутствовать у этих специалистов. К тому же они должны обладать повышенным самоконтролем, устойчивостью к стрессам.
Повседневная бытовая жизнь общества замрет, если не будет продавцов, официантов, парикмахеров, проводников, поваров, кассиров, билетеров, стюардесс, работников сферы обслуживания.
Мы не сможем путешествовать, совершать экскурсии, заниматься туризмом, если не будем прибегать к услугам профессионалов - экскурсоводов, гидов, туристических агентов и менеджеров, социально-культурных работников.
Каких бы высот ни достигла медицина, как бы далеко ни шагнула диагностика болезней, какой бы высококлассной ни была медицинская техника, оказать реальную помощь больному может только санитарка, медсестра, фельдшер, врач.
Тренер (слайды 33-34)
Известно, что успех команды или достижения спортсмена зависят от профессионализма тренера. За спиной побед олимпийских чемпионов стоят ежедневные тренировки и строгий график работы. Только благодаря взаимопониманию обеих сторон возможны успехи в спорте.
Журналист и его профессиональный долг (слайды 35-36)
Объективную основу содержания категории «профессиональная ответственность» составляет реально существующая зависимость между результатом профессиональной деятельности журналиста и теми последствиями , которые он может иметь для общества , для конкретных людей .
Субъективная же сторона складывается в процессе осознания членами профессиональной общности своей причастности к последствиям результата деятельности .
Личность, персонально выступая носителем профессиональной ответственности оказывается гарантом качественного выполнения профессионального долга и минимизации отрицательных последствий своей деятельности .
(слайды 37-39)
В Крыму два милиционера приговорены к пяти годам лишения свободы и лишены званий за взятки, полученные за закрытие дел. Следователь по расследованию ДТП получил в качестве взятки 8 тысяч гривен - почти половину от суммы, которую требовал, а следователь Белогорского райотдела милиции был изобличен на получении 5 тысяч гривен, за закрытие уголовных производств по фактам ДТП.
Правоохранительные органы задержали при получении взятки двух работников Бахчисарайской районной милиции. Милиционеры требовали и получили взятку от местной жительницы за уничтожение составленных в отношении нее материалов о совершении преступления, связанного с незаконным оборотом наркотических веществ.
Милиционеры были задержаны в четверг, когда жительница Бахчисарая передавала им 1300 долларов, а ранее она в несколько приемов передала им 7900 гривен.
По данному факту прокуратурой Крыма возбуждено уголовное дело, за получение взятки объединенное с вымогательством. Взяточники задержаны, и суд решит вопрос об их аресте. В Евпатории направили в суд обвинительный акт в отношении врача, который не оказал травмированному человеку помощь. Об этом сообщает пресс-служба прокуратуры АР Крым.
Следующая группа профессий «человек – знаковая система» (слайды 40-43)
Работа со словами, текстами, книгами, связанная с языком (корректор, лингвист). Эта работа требует усидчивости, умения чётко выражать свои мысли.
Работа с цифрами, формулами, знаками (физик, бухгалтер, фармацевт). Для них необходимы такие качества, как терпение, аккуратность, организованность, склонность к выполнению рутинных операций и в то же время умение применять нестандартные решения.
Работа с изображениями, схемами, картами (диспетчер). Эта профессия связана с составлением или использованием географических карт, графиков, чертежей. Здесь требуется умение перевести условные знаки в образы реальных предметов и наоборот.. Для данных работников необходима наблюдательность, внимание к самым незначительным изменениям. Если вам нравятся такие предметы, как геометрия, география, черчение, то эта работа для вас.
Работа с компьютером, информационными системами, в сети Интернет (оператор ПК, программист). Круг профессий, для которых необходимо знание компьютера, постоянно расширяется. Если вам интересно на уроках математики и информатики и вы знаете, что компьютер – это не только устройство для игр, а ещё у вас есть опыт работы в Интернете, то эти профессии вас могут заинтересовать.
Антропологи изучают человека как биологический вид, с точки зрения его происхождения (антропогенеза), развития, разнообразия, своеобразия (биологического) людей разного возраста, пола, разной национальной принадлежности.
Во многих странах в антропологию включают и этнографию, и археологию, и целый ряд других дисциплин, а биологию человека в этих странах называют также физической или биологической антропологией. Предметом интереса антропологов может быть не только современное состояние человечества, а также и его история.
И последняя группа – «человек – техника» (слайды 44-52)
Это профессии ориентированы на создание, использование и обслуживание различных технических устройств. Техника – это всё разнообразие машин и механизмов, которое применяет человек для облегчения и ускорения своей деятельности. Выбирая техническую специальность, необходимо помнить о предполагаемых особенностях характера человека, работающего с техникой, таких как развитое пространственное и конкретное мышление, точность и аккуратность, хорошее зрение. К такому типу относятся профессии: водитель, машинист экскаватора, слесарь, монтажник, техник, инженер-конструктор и многие рабочие специальности.
Гражданская зрелость, чувство высокого патриотизма всегда были присущи представителям передовой инженерной мысли. Гражданская зрелость - это понимание все своих поступков и их дальнейших последствий.
Абсолютно также она проявляется и в отношении к стране и к народу, в нашем труде, который граждански зрелый человек делает во благо общества.
От того, каков человек сегодня и каким будет завтра, зависит судьба всех наших планов, судьба нашей страны.
На примерах профессий нашего типа "человек-техника" стоит отметить, что только человека понимающего все свои обязанности, все свои поступки и их дальнейшее влияние можно назвать граждански зрелым человеком.
Человек, который не предал родную страну и не поддался искушению различных возможностей в другой стране, уже является гордостью.
Только благодаря людям этих профессий мы можем жить в наших величественных и теплых домах. Если бы их не было, не было бы ни путешествий на поездах/машинах/самолетах, не было бы городов и т.д. Это очень ответственные и требующие гражданской зрелости от каждого рабочего человека этих профессий.
Дмитрий Александрович Лачи
·нов (слайд 48) русский физик, электротехник, метеоролог и климатолог, изобретатель и т.д. Первым сформулировал условия передачи электроэнергии на большие расстояния. Не было бы этого человека, мы бы открыли эту технологию гораздо позже и кто знает, каким бы мы видели мир сейчас.
Михаил Васильевич Ломоносов (слайд 49-51) – российский ученый-естествоиспытатель, поэт, художник, историк, первый русский академик, основатель Московского университета. Разработал конструкции около ста приборов, в том числе телескоп
(слайд 52) 17 августа 2009 года произошла техногенная авария на одном из агрегатов крупнейшей в России Саяно-Шушенской ГЭС, которая унесла жизни 75 человек.
Этой аварии можно было избежать, если были бы своевременно остановлены генератор и турбина, которые несколько дней работали с явными отклонениями от нормы.
Наибольшую роль в данной катастрофе сыграл человеческий фактор, такой как халатное отношение. Поэтому человек, работающий на производстве, обязан быть гражданственно зрелым, что бы такие случаи больше не повторялись.
Итак, благополучие страны зависит от каждого из нас, от нашей ответственности, организованности, готовности к созидательному труду.
Еще лучше понять это вам поможет игра-ассоциация.
Перед вами карточки с профессиями.
Одна группа вытягивает профессию, а другие угадывают ее, задавая только вопросы, касающиеся проявления гражданской зрелости данного профессионала.
Возможные вопросы:
-На какие слои населения большее влияние оказывает данная профессия?
-Насколько велика необходимость общества в людях этой профессии?
-Какой вред может принести человек этой профессии, если отнесётся к ней с личной корыстью?
-Какая отрасль (экономика, политика, медицина, наука) наиболее нуждается в людях этой профессии?
-Какое нравственное (духовное) влияние оказывает человек этой профессии на общество?
-Какое материальное благо обществу приносит эта профессия?
Итак, под итожим, что узнали сегодня и чему научились.
- что дает нам гражданская зрелость?
-почему нужно быть зрелым?
-что уже сейчас нужно делать?
Гражданин – это цивилизованный, обладающий политическими правами член государства и общества, сознательно сочетающий личные и общественные интересы.
Настоящим (идеальным) гражданином можно считать только человека, постоянно укрепляющего свое физическое и нравственное здоровье, хорошо воспитанного, образованного и просвещенного, имеющего нормальную семью, почитающего своих предков постоянно улучшающего свой быт, образ жизни и культуру поведения, работающего во благо своего Отечества, участвующего в общественных мероприятиях.
Человек не станет хорошим гражданином до тех пор, пока не пойм т. Что это означает и зачем ему это нужно. Гражданственность – это приоритетная ценность, обретение которой позволяет осознать человеческое достоинство и достигнуть человеческого совершенства. Стремясь во взрослую жизнь, мы должны осознавать, кем мы хотим стать: пассивным созерцателем, активным потребителем или деятелем, стремящимся к гармонии чувств и разума, т.е. гражданином-патриотом.
-Что уже сегодня делает вас хорошим гражданином?
То, насколько качественно вы выполняете возложенные на вас функции, и каков ваш вклад в благополучие вашей гимназии, города, края, государства.
Вы можете говорить о своей гражданской зрелости, если оценивая выполнение самых простых обязанностей, поручений, возложенных на вас, имеете активную гражданскую позицию. Тогда все это помогает гражданскому становлению личности.
Включаясь в общественные отношения, в конкретную целенаправленную деятельность вы развиваете у себя гражданское сознание и жизненный опыт, что подтверждается словами философа Пола Фейерабенда:
«Зрелость не падает с неба, ее нужно добыть трудом. Она приобретается лишь тогда, когда человек принимает на себя ответственность за все события, происходящие в жизни страны, и за все принимаемые решения».
До свидания, до новых встреч!
15