Познавательно-развивающие вопросы по теме «СО2. Угольная кислота и ее соли»
Познавательно-развивающие вопросы
по теме «СО2. Угольная кислота и ее соли»
Почекаева Е.В.,
учитель химии МАОУ «Гимназия №6»
г. Губкина Белгородской области
Информационная часть Вопросы и теоретические выводы
1. В то время как для растений углекислый газ – продукт питания, для животных это отброс. Поэтому физиологическое действие углекислого газа на растения и на животных совершенно различно. Будучи продуктом дыхания, углекислый газ не поддерживает горения, дыхания, животные в нем умирают. Однако в малых количествах он физиологически полезен и необходим, так как возбуждающе действует на дыхательный центр, приводящий в действие мускулы грудной клетки начиная с первого вдоха при рождении. Как данная способность углекислого газа может использоваться при оказании первой медицинской помощи?
Ответ: искусственное дыхание.
2. Два знатных лондонца почувствовали, как им показалось, облегчение от камней в мочевом пузыре в результате приема внутрь лекарства неизвестного состава, изобретенного одной дамой. За деньги она согласилась опубликовать свой секрет; состав представлял собой прокаленную скорлупу яиц, т.е. известь. Блэк в поисках менее едкого лекарства от камней в мочевом пузыре подверг обжигу вместо CaCO3 магнезит MgCO3. Приступая к работе, Блэк держался общего в те времена мнения, что едкие свойства, которые приобретают известняки при обжиге, проистекают от проникновения в известняк частиц огня. Но, убедившись, что при обжиге магнезит теряет в массе, он пришел к выводу______ К какому выводу пришел Блэк?
Ответ: Были открыты две общие для всех карбонатов реакции:
1. Карбонаты при нагревании разлагаются на оксид металла и углекислый газ
2. Все карбонаты разлагаются кислотами с выделением углекислого газа.
3. Кремнистый скат иль мраморный утес
Из мириадов тварей в море рос.
Он из частиц слагался минеральных,
Полипов, рифов, раковин спиральных,
Пока огонь подземный тот утес,
Как остров над водою не вознес.
От полюса до полюса в равнины
Пески простерлись, уголь, известь, глины,
И цинк, и черный марганец средь жил,
И кряж железа, полн магнитных сил.
Все это в кряжах, в глубинах болотных
Остатки лишь растений и животных.
«Храм природы» Э.ДарвинКаково биогенное происхождение известняков и других пород?
Ответ: В образовании принимали участие крайне разнообразные виды животных,
а иногда и растений: кораллы, морские ежи, моллюски и др. Коралловые рифы – известняковые породы в процессе их зарождения в результате жизнедеятельности биосферы.
4. Большой известностью среди туристов пользуются сталактитовые пещеры в горах Кавказа и Крыма, среди которых есть не пройденные до конца. Известняковые пещеры-лабиринты Крыма служили советским партизанам убежищем в период их героической борьбы с фашистскими оккупантами.
Мел, мрамор, известняк не растворяются в чистой воде, но если вода содержит угольную кислоту, карбонат кальция растворяется, превращаясь в бикарбонат. Вследствие обратимости данной реакции зарождаются свисающие вниз сосульки – сталактиты, навстречу им со дна пещеры поднимаются колонны – сталагмиты Запишите уравнения реакций, происходящие в карстовых пещерах. Приведите примеры данных процессов, протекающих в домашних условиях.
Ответ: Происходит
химическая реакция между карбонатами и кислыми растворами природной воды. Образование накипи в чайниках, кастрюлях, паровых котлах.
5. В мелко раздробленном виде природный известняк применяют для известкования почвы при излишней ее кислотности. Одновременно со снижением кислотности известкование улучшает структуру почвы: тяжелые глинистые почвы становятся рыхлыми и проницаемыми для воды и воздуха, легче прогреваются и обрабатываются. На каком свойстве известняков основано их применение для улучшения качества почвы?
Ответ: Почвенные кислоты нейтрализуются.
6. CO2 и H2СO3 участвуют в биохимических процессах. Дело в том, что облик Земли напрямую зависит от содержания в атмосфере СО2. Оно относительно постоянно (0,03-0,04%). Важным регулятором количества СО2 является растительный покров. В зеленых частях растений происходит реакции фотосинтеза. В результате фотосинтеза растения превращают ________________ в __________________и освобождают ______________. Заполните недостающие химические вещества в последнем предложении
Ответ: В результате фотосинтеза растения превращают углекислый газ в углеводы и освобождают кислород.
7. При строительстве происходит процесс карбонизации: связывание гашеной извести с углекислым газом. Этот процесс протекает медленно и связан с выделением воды. Стены, сложенные с использованием известкового раствора, долго остаются сырыми. Что вы предложите предпринять для ускорения процесса карбонизации?
Ответ: Нужно внести внутрь домов жаровни с горящими углями, которые генерируют необходимый углекислый газ.
8. Известняк и мрамор издавна используется в качестве строительных камней. Мрамор в зависимости от примесей бывает розовым, желтым, красным, черным, серым, белым. Он широко используется в архитектуре и скульптуре. Однако у известняка и мрамора есть недостатки. В чем заключаются недостатки известняка и мрамора в качестве строительных камней?
Ответ: Они плохо противостоят действию кислотных дождей. Мрамор состоит из кальцита – мягкого минерала.
9. Одному зеленому покрову Земли не справиться с задачей фотосинтеза. Основная роль этого природного явления принадлежит океанам. Углекислый газ растворяется в воде, превращаясь в угольную кислоту. Угольная кислота взаимодействует с ионами кальция в карбонаты и гидрокарбонаты. Карбонат кальция поглощается живыми организмами и постепенно формирует залежи горных пород. Подсчитано, что наземные растения для построения своего тела ежегодно потребляют из атмосферы 20 млрд т углекислого газа, а обитатели морей и океанов за то же время извлекают из воды 155 млрд т СО2 Опишите химические процессы, происходящие в природе, с помощью химических уравнений реакций.
10. В романе Г.Г. Хаггарда «Клеопатра» читаем: «… она вынула из уха одну из 3-х огромных жемчужин и опустила жемчужину в … ? Наступило молчание, потрясённые гости, замерев, наблюдали, как несравненная жемчужина медленно растворяется. Вот от неё не осталось и следа, и тогда Клеопатра подняла кубок, покрутила его, взбалтывая, и выпила всё до последней капли». Объясните растворение жемчужины.