Практическая работа Получение и изучение свойств кислорода (8 класс)
Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 8 класс.
Учитель химии и биологии Иванова Е.Н. МКОУ «Хаилинская средняя школа»
ТЕМА 2. Кислород. Водород. Вода. Растворы
Тема урока: «Физические и химические свойства кислорода».
Задачи: рассмотреть состав молекулы кислорода, способы получения
в лабораторных, промышленных условиях; физические и
химические свойства кислорода.
Тема урока рассчитана на 2 урока (спаренные).
Реактивы и оборудование:
Демонстрационный опыт: «Получение кислорода в
лабораторных условиях» (1 способ – методом вытеснения воздуха;
2 способ – методом вытеснения воды).
Опыт 1.К Мп О4 (1/4 часть пробирки), лучинка, газоотводная трубочка; 3 больших, сухих пробирки; кристаллизатор с водой
Опыт 2. «Сжигание простых веществ в кислороде».
Железная ложечка – 4; спиртовки; простые вещества:
Фосфор, магний, уголь, сера.
Кроссворд по теме «Кислород».
Изучение нового материала.
1 Нахождение в природе.
Кислород самый распространенный химический элемент в земной коре (по массе 49%).Воздух содержит 21% объемных долей (= 1/5 по объему) .Кислород входит в состав почти всех окружающих нас веществ: вода, песок. Горные породы и минералы. Кислород является важной частью органических соединений (белков, жиров, углеводов); имеет исключительно большое значение в жизни растений, животных и человека.
- Запишем в тетради тему урока.
2. История открытия кислорода.
История открытия показательна в том хотя бы смысле, что процесс открытия нового химического элемента здесь является одноактным событием.
А) Карл Вильгельм Шееле (шведский ученый), (09.12 1742 – 1786).
Родился в семье пивовара и торговца, жили в крайней нужде – 10 братьев и сестер; рано умер отец. Ученик аптекаря – поражал своими знаниями фармакологической химии. Работал в примитивной лаборатории (учение о газах, химический анализ, катализ, фотохимия). Открыл хлор, синильную кислоту, органические вещества: лимонная, яблочная кислоты. Ранняя смерть 44 года – подорвал здоровье с ядовитыми веществами. Слава об ученом – за границей (в условиях маленькой аптечной лаборатории – вершил открытия мирового значения)!
По ходу урока учащиеся записывают схему:
К. В. Шееле: 1772год – открытие: воздух состоит из кислорода и азота;
Описал свойства кислорода. Работа Шееле: «Химический трактат
о воздухе и огне» по вине издателя с запозданием была
опубликована в 1777г. Это лишило Шееле права именоваться
первооткрывателем кислорода.
Джозеф Пристли (английский ученый 1733 – 1804)
В 1774г разложил:
2 Нg O -> 2Hg + O2
Кислород газ пригодный для дыхания, изучил свойства
кислорода. «Новый газ является составной частью воздуха».
Лавуазье (французский ученый).В 1775 г написал: «Этот воздух был
открыт почти в одно время Пристли, Шееле и мною. Я дал
ему сначала название в высшей степени легко вдыхаемого,
или весьма»жизненный или живительный воздух».
3.Получение в лаборатории кислорода.
-Получим кислород и изучим его физические и химические свойства.
Демонстрационный опыт. 1 способ получения: вытеснением воздуха.
2 К Мn O4 -> K2MnO4 + MnO2 + O2
В тетрадях – запись уравнения химической реакции; рисунок с поясняющим
надписями. О заполнении сосуда кислородом, судим по вспыхиванию
тлеющей лучинки.
Физические свойства: кислород – бесцветный газ, без запаха и вкуса, малорастворим
в воде, тяжелее воздуха.
Демонстрационный опыт. 2 способ получения: вытеснением воды.
· Получение в промышленности.
| |
Из воздуха из воды
(под давлением сжижают). (электролиз).
4.Химические свойства кислорода.
Изучим химические свойства на основе наблюдения демонстрационных опытов. Обратить внимание на условия осуществления и признаки химических реакций.
Кислород при нагревании энергично взаимодействует со многими веществами; при этом выделяются теплота и свет. Такие реакции называются реакциями горения.
Демонстрация опытов (при получении кислорода, собрали его в 4 демонстрационные пробирки, закрыв пробками, для дальнейших опытов). Учащиеся наблюдают и делают записи в тетрадь, в уравнениях реакций расставляют коэффициенты.
Реакции горения:
S + O2 -> S O2
4 Р + 5 О2-> 2 P2 O5
C + O2 -> CO2
2 Mg + O2 -> 2 MgO
При выполнении опыта 3, чтобы определить, какое вещество образовалось, в сосуд наливаем известковую воду, она мутнеет, т.к. при горении угля образуется углекислый газ.
СО2 + Са (ОН) 2 –СаСО3 + Н2О.
Вывод: Горение – химическая реакция, при которой происходит окисление веществ с выделением теплоты и света.
Итак, какое вещество мы сегодня получили, в каком агрегатном состоянии он находится и кто его открыл? Ответим на вопросы, решив кроссворд.
1.Лабораторное оборудование.
2.Один из величайших химиков мира.
3.Купрум – химический элемент.
4.Единица измерения количества вещества.
5 тип химической реакции.
2) 1.Фамилия итальянского ученого 1моль – 6,02 Х 10 23.
2.Мельчайшая химически неделимая частица вещества.
3. Тип химической реакции.
3) 1. Типичный металл
2. Химический элемент, содержащийся в водорослях.
3. Число атомов в химической формуле.
4. Мельчайшая частица вещества.
5. Газ, входящий в состав воздуха.
6. Самый легкий газ.
7. Химическое соединение водорода и кислорода.
8. Тип химической реакции.
Ш
Т
А
Т
И
В
М
Е
Н
Д
Е
Л
Е
В
М
Е
Д
Ь
М
О
Л
Ь
З
А
М
Е
Щ
Е
Н
И
Е
А
В
О
Г
А
Д
Р
О
А
Т
О
М
Р
А
З
Л
О
Ж
Е
Н
И
Е
К
А
Л
И
Й
И
О
Д
И
Н
Д
Е
К
С
М
О
Л
Е
К
У
Л
А
А
З
О
Т
В
О
Д
О
Р
О
Д
В
О
Д
А
С
О
Е
Д
И
Н
Е
Н
И
Е
Второй час урока посвящаем практическому занятию.
Для выполнения работы на столах учащихся находятся все реактивы и оборудование.
пробирка сухая (1/4 часть) КMn O4
газоотводная трубочка, вата.
спиртовка, лучинка.
2 сухие пробирки
2 железные ложечки.
кусочек угля, известковая вода.
кусочек серы.
штатив.
Работа описана в учебнике 8 класса, практическая работа «Получение кислорода и изучение его свойств». Учащиеся выполняют работу и пишут краткий отчет о практической работе в тетрадях, делая вывод.
Практическая работа: «Получение кислорода и изучение его свойств».
Цель:
1) обеспечить закрепление знаний о способах получения кислорода;
познакомить с элементами исследовательской работы;
развивать умения работать с химическими реактивами, химической посудой;
оборудованием;
воспитывать культуру проведения эксперимента;
обеспечить соблюдение учащимися правил техники безопасности.
На доске – краткие записи отчета.
ОТЧЕТ.
Опыт 1. «Получение и собирание кислорода».
1)собрать прибор, проверить на герметичность;
2) выполнить опыт, проверить наличие газа в сосуде; заполнить кислородом 2 большие пробирки для дальнейших опытов;
3) сделать рисунок с поясняющими надписями.
Опыт 2. «Горение в кислороде угля и серы».
уравнения химических реакций:
С + О2 ->
S + O2 ->
Наблюдения.
Вывод: В ходе работы мы получали и собирали газообразное вещество, исследовали следующие свойства кислорода:
физические;
химические – р. горения.
Рисунок 115