Технологическая карта по химии на тему Оксиды и гидроксиды железа(9 класс)


Шагвалеева Гульчачак ШафигулловнаТехнологическая карта урока по химии в 9 классе.
Тема: «Оксиды, гидроксиды и соли железа»
Лучший педагогический урок

Тема Оксиды, гидроксиды и соли железа
Цель урока Создание условий для достижения планируемых результатов освоения темы «Оксиды, гидроксиды и соли железа»
Задачи Образовательные
-обобщить, расширить и углубить знания учащихся о влиянии зарядов и радиусов ионов на химические свойства оксидов и гидроксидов;
-закрепить знания учащихся о свойствах солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессов на примере солей железа;
-ознакомить учащихся с качественными реакциями на ионы Fe+2 и Fe+3
Воспитательные
- воспитание у учащихся организованности и дисциплинированности, умения вести познавательную деятельность в группе, умение сотрудничать в решении поставленных задач.
Развивающие
-развивать умение частично-поисковой познавательной деятельности;
-развивать умение действовать самостоятельно;
-развивать умение применять знания на практике;
-развивать память и речь с химическими терминами.
Планируемые результаты Предметные
Знать Уметь
-химические свойства железа
-влияние зарядов и радиусов ионов на химические свойства оксидов и гидроксидов;
-свойства солей в свете теории электролитической диссоциации и окислительно-восстановительных процессов;
-качественные реакции на ионы железа;
-области применения железа, его сплавов и соединений в народном хозяйстве. -характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ;
-записывать уравнения реакций с участием соединений железа в молекулярном, ионном, окислительно-восстановительном виде;
(II) и (III);
-устанавливать взаимосвязи на основе анализа и сопоставления
-доказывать химические свойства железа и его соединений.
Личностные
-продолжить формирование умений учащихся самостоятельно делать выводы и строить предположения о строении и свойствах соединений железа (со степенью окисления +2 и +3)
Метапредметные
-умение определять понятия (пассивация, гидролиз, электролитическая диссоциация, аллотропия, амфотерность), классифицировать неорганических веществ (основные, амфотерные оксиды), устанавливать причинно –следственные связи, строить логическое рассуждение и делать выводы;
-умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий
Тип урока комбинированный
Основные понятия Пассивация, красная кровяная соль, желтая кровяная соль, железный купорос
Межпредметные связи Литература,
Ресурсы - Габриелян О.С. Химия 9 класс: учеб.  для  общеобразоват.  учреждений/ О.С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2014. – 320с;
-мультимедийные средства обучения;
-наборы для лабораторного опыта
Ход урока
Этапы урока Содержание деятельности учителя Содержание деятельности ученика Формирование УУД Прило-жениеПознаватель-
наяКоммуни-кативнаяРегулятив-ная Личност-ная1.Организационный момент Приветствие учащихся, проверка готовности учащихся к уроку Приветствие учителя, готовность к уроку Проверка пройден-
ного материала по теме «Железо. Нахожде-ние в природе. Свойства железа» Метод «Мозговой штурм»
-Охарактеризуйте химические свойства железа
-Какие два ряда соединений характерны для железа?
-Дайте определение солям в свете теории электролитической диссоциации.
-Перечислите условия реакций обмена, идущих до конца (необратимых)
-расскажите о классификации электролитов в зависимости от степени электролитической диссоциации.
Тестовая работа:
-положение железа в ПС элементов и электронное строение его атома
Взаимопроверка тестовых заданий
Внимательно слушают, отвечают на вопросы
Учащиеся вспоминают, что соединения железа можно разделить на две группы: в одних – железо проявляет степень окисления +2, в других- +3.
Повторение наиболее значимого материала
Повторение наиболее значимого материала
Установле-ние причинно-следствен-ных связей
Классифи-кацияОценка
Сотрудни-чество с учителем контроль
Коррекция Личност-ныеТест-програм-мы
Изучение нового материала Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует
Оксиды, гидроксиды и соли железа
Напоминает правила техники безопасности.
Лабораторный опыт на 20 минут. Каждой группе по три опыта, разной сложности.
-Изучите
инструктивные карты и подумайте.
ЗУМ ИН
Какие у вас есть гипотезы по поводу того, о чем говорится в этом опыте?
Опыт №1. «Получение гидроксидов железа(II) и (III);
Опыт №2. «Взаимодействие гидроксида железа (II) с кислородом воздуха и кислотой»
Опыт №3. «Взаимодействие гидроксида железа (III) с кислотой»
Учитель контролирует время выполнения задания.
Опыт №4. Видеоролик Взаимодействие гидроксида железа (III) с гидроксидом натрия»
«Качественные реакции на ионы Fe+2 и Fe+3»
Фиксирует важные моменты
Учащиеся прочитают отрывок из повести К.Г. Паустовского «Бросок на юг» на экране
Выдвигают гипотезы на основе имеющихся знаний
Работают самостоятельно.
Группа 1. (Группа, где учащиеся успевают на оценку «3»)
Группа 2. (Группа учащихся, успевающих на «4»)
Группа 3 (для успевающих на «5»)
Выполняют опыт по инструкции.
Все учащиеся оформляют работу в тетрадях, записывают уравнения химических реакций
Дополняют таблицу в тетрадях «Качественные реакции на ионы»
Вывод формулируется вместе.
Установле-ние причинно-следствен-ных связей
Поиск и выделение необходимой информации
Сравнение
Анализ
Моделирова-ниеОбобщение, доказатель-ство, выводы
Анализ,
поиск и выделение необходимой информации Сотрудни-чество с учителем и сверстни-камиОрганиза-
ция работы в группе (самосто-ятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабаты-вать решения)
Целеполага-ниеВыдвигать версии
Прогнозиро-ваниеПланирова-ниеЛичност-
ныеЖизнен-ное само-определе-ниеОргани-зация деятель-ностных форм Отрывок из повести К. Г. Паустов-ского «Бросок на юг»
« На поворо-тах Келарусанамыва-ла малень-кие песчаные косы… Я намыл из этого берего-вого песка горсть темно-золотых чешуек веселых и невесо-мых. Но через час они потемне-ли и стали похожи на желез-ные опилки. В Сухуми мне сказали, что это не золото, а серный колчедан
Первичная проверка понима-ния изученно-го-Чем объясняется амфотерность соединений железа (III);
Доказывают восстановительные свойства соединений железа +2, окислительные свойства и амфотерность железа +3 . Установле-ние причинно-следствен-ных связей разного уровня сложности Работа над формулировками вопросов коррекция Личност-ноеЗакрепле-ние и обобще-ниеРефлексия ЗУМ ИН
-Ваша гипотеза была близка к увиденному?
- Вам нужно поменять ваше предположение?
-Для чего нам нужны знания о соединениях железа?
Выражает одобрение, вместе с учащимися ставит оценку выступающим Один из группы выступает перед классом, защищает свой вывод, все свои работы сдают на проверку
Формулиров-ка соответ-ствующих выводов Умение выражать свои мысли в соответ-ствии с задачами и условиями коммуни-кацииКоррекция
Оценка
Толерант-ность к иному мнению Адекват-но выражать свои мысли;
Профес-сиональ-ное самоопре-деление;
установ-ление обучаю-
щимися связи между целью учебной деятель-ности и её мотивом -Примене-ние новых знаний Учебник, 124 страница, задание 4
Оказывает помощь при возникновении проблем
Правильные ответы появляется на экране Учащиеся выполняют задание на доске. Применение знаний в конкретной ситуации Диалог с учителем и сверстни-ками, умение выражать свои мысли в ходе учебной деятель-ностиРабота с источником информа-ции с целью выполнения поставлен-ной задачи Домашнее задание Три уровня домашнего задания:
1. Учебник, п.17, 124 страница, задание 3;
2. Сделать презентацию с помощью технических средств о применении железа, его сплавов и соединений в народном хозяйстве или
3.Задание 7 Записывают домашнее задание Применение методов информа-ционного поиска Выделение существен-ной инфор-мации из слов учителя Устанав-ление связи между целью учебной деятель-ности и её мотивом Интерак-тивное средство обучения