Интегрированное занятие по развитию речи и музыке в подготовительной группе 
Интегрированное занятие по развитию речи и музыки «Разноцветная осень»
Тема: Составление  творческих рассказов   по картине И. Левитана «Золотая осень», рассматривание картин И.И.Левитана «Осень», В.К. Бялыницкий-Бируля «Поздняя осень» с использованием технологии ИКТ.
Цель: Формировать умение составлять рассказ, передавая настроение  
            картины, описание природы, используя образные средства;
       продолжать учить детей связно и образно высказываться о своих 
       впечатлениях, навеянных рассматриванием пейзажа;
       учить использовать в речи эпитеты, сравнения, описания;
       учить сравнивать музыкальные  произведения с одинаковыми 
       названиями ( а также стихотворения, картины) и контрастные 
       произведения близкие по названиям;
       различать характер музыки, выразительные интонации и мелодии, 
       средства музыкальной выразительности.
       Развивать у детей наблюдательность, зрительное внимание, 
       логическое мышление и творческое воображение;
            развивать связную речь;
            развивать  у детей эстетическое восприятие: чувство красоты 
           (природы,музыки,поэтического слова)
        Формировать умение видеть художественные средства создания
        образа;
        воспитывать любовь к родному краю, интерес к произведениям 
        живописи.
Оборудование: репродукция с картины И.Левитана «Золотая осень», «Осень», репродукция с картины Витольда  Бялыницкий-Бируля «Поздняя осень», стихи И.Бунина, А.С. Пушкина,  мультимедийное оборудование:
 проектор,  интерактивная доска, ноутбук, мультимедийная     презентация  Power  Point  «Разноцветная осень»
                          
Дети заходят в  зал. Музыкальное приветствие.
Воспитатель: Сегодня у нас в зале много гостей. Поприветствуем их
 Сейчас проведем пальчиковую гимнастику
Пальчиковая гимнастика: (дети выполняют по тексту)
                                              Ветер по лесу летал
                                              Ветер листики считал,
                                              Вот дубовый,
                                              Вот кленовый,
                                              Вот рябиновый резной,
                                              Вот с березки золотой,
                                              Вот последний лист с осинки,
                                               Ветер бросил на тропинку.
Воспитатель:  Угадайте загадку: Пришла без красок и без кисти, 
                                                И  перекрасила все листья.
Дети: осень
Муз. руководитель: Сегодня мы с вами поговорим об осени. Какие осенние месяцы вы знаете?
Дети: сентябрь, октябрь, ноябрь
 Муз. руководитель: Осень бывает такая разная. Ранней осенью природа надевает  разноцветный наряд. Каких только цветов и оттенков не увидишь!
Сейчас мы послушаем фрагмент знакомого вам музыкального произведения, а вы постарайтесь вспомнить как называется произведение и кто композитор.( звучит фрагмент произведения «Осень» А.Вивальди)
-Ребята, балалар, какая музыка по характеру? ( көй нинди?)
Ответы детей.
Муз. Руководитель:-Музыка  пьесы светлая , полетная, радостная. 
-В каком регистре звучит?
Воспитатель: Лера прочтет стихотворение Ивана Бунина “Листопад”
Ребенок: Лес, точно терем расписной,Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стенойСтоит над светлою поляной.
Муз. Руководитель:-Как вы думаете,  стихотворение Бунина “Листопад”  и инструментальное произведение “Осень” А.Вивальди близки  по характеру?
Верно. Оба произведения полны радости, света.
Воспитатель:-А к  какой из этих картин они подходят ?
 -Дети, посмотрите на эту картину, вы узнали ее? 
Воспитатель: Это репродукция картины «Золотая осень».Сама картина находится в Третьяковской галерее в Москве.
Воспитатель: Кто ее написал?
Дети: Ее написал Исаак Ильич Левитан.
Воспитатель: Да, мы знакомы с этой картиной, она висела у нас в группе, мы ее долго  рассматривали. Я начну рассказ, а вы его  продолжите. (Воспитатель читает начало рассказа под музыкальную импровизацию музыкального руководителя).
 Однажды, ранней осенью И. И. Левитан отдыхал в деревне, Был ясный, солнечный день. Левитан решил прогуляться по осеннему лесу.  Как обычно он взял с собой мольберт, краски, кисти и отправился в лес. Долго бродил художник по лесным тропинкам. Под ногами тихо шуршала листва. Наконец, Левитан вышел к реке, поднялся на холм и замер от удивления и восторга. Перед ним открылась изумительная картина….
Ребенок (примерный ответ): - Художник Левитан нашёл яркие краски, чтобы изобразить золотую осень. На картине много жёлтых, оранжевых, голубых красок. Художник увидел радостную природу и нарисовал светлую хорошую картину. Когда я на неё смотрю, мне радостно! Картина мне нравится потому, что в ней много солнца и покоя. И мы теперь можем любоваться красотой золотой осени!
Ребенок (примерный ответ): - Художник нарисовал на картине чистое голубое небо. Солнце уже не греет так ярко, как летом, но блестит. Ветерок нежно шевелит листвой. Все деревья светятся, как будто им весело и радостно.  Лес оделся в жёлтый наряд. Берёзки сверкают, как сказочные. Осторожно падают на землю пёстрые, расписные листья. Это время листопада. Листья медленно танцуют и шуршат. Травка только начинает сохнуть. Река спокойная, холодная. Она, как в зеркале, отражает бледное небо. Вода выглядит темнее, чем небо.
Ребенок (примерный ответ): Я вижу на картине золотую осень. Стеной стоит осенний лес. Березки в золотых нарядных платьях. Лучики солнца блестят на листочках. От березок длинные, черные тени на земле. Вдалеке виднеется деревня и зеленое поле. Мне нравится эта картина, потому что я люблю родную природу.
Ребенок (примерный ответ) Эмпатия:  Я - березка. Я стою со своими подружками на опушке леса. Я надела красивое золотое платье. Свежий ветерок дует на меня. И мои листочки медленно кружась падают на землю. Под ногами у меня разноцветный ковер.
 Ребенок (примерный ответ):  Наступила золотая осень. Небо голубое с легкими белыми облачками. Солнца не видно, но оно чувствуется. Переливается на солнце золотая листва деревьев, от них на землю падает густая тень. Березки нарядились в ярко — желтые, золотые платья. Дует легкий прохладный ветерок. Листья плавно летят с веток, кружатся  в медленном танце. Между лугов протекает темно — синяя река. Вода в ней уже стала холодной. На берегу реки еще виден яркий осенний цветок. Жаль, что он остается один. Все остальные цветы уже отцвели.
Воспитатель: Молодцы. Красивые рассказы у вас получились. Дети, вы назвали цвета осени, а как они будут звучать на татарском языке? 
Желтый- сарыЗеленый-яшелКрасный- кызылголубой- зәңгәр
ПопевкаМуз. руководитель: Сколько же радости мы услышали в рассказах о золотой осени, увидели в картине Левитана, услышали в музыке. Вот с таким же светлым настроением давайте исполним  «Осеннюю  песню»
(дети исполняют песню)
Воспитатель: Дети, посмотрите, это репродукция картины И.И.Левитана «Осень»
Воспитатель: А что изобразил Левитан на этой картине?
Дети: Левитан изобразил деревья, ель, берег реки, речку. Вдали виднеется лес.
Воспитатель: Какие деревья на картине?
Дети: Деревья дрожат на ветру. Редкие листочки коричневого цвета дрожат на ветру. Деревья печальные. Они прощаются с летними деньками и готовятся встретить холода 
 Воспитатель: А какая река? 
Дети: Река широкая, серо-голубая. Водная гладь не подвижна. В реке, как в зеркале, отражаются деревья на другом берегу. Тоскливая гладь воды.
Воспитатель: Какой увидел художник, траву?
Дети: Трава на берегу пожелтела, пожухла, засохла. Вдоль берега она коричневая.
Воспитатель: Какое небо?
Дети: Небо серое затянутое пеленой облаков. Небо затянуто серыми облаками.
Воспитатель: - Какими красками написана картина? 
Дети: серыми, коричневыми, зелеными.
Воспитатель: - Какое настроение было у живописца, когда он творил эту картину? 
Дети: - У Левитана было грустное, печальное, тревожное настроение. И от этого картина получилась серой, холодной, не приветливой.
Воспитатель: - А что вы чувствуете, когда смотрите на картину? 
Дети: - Когда я смотрю на картину, мне грустно, печально.
 Воспитатель: - Если бы вы были художниками, как бы вы назвали картину?
Дети:  - Печальная  осень. Грустная осень.
Воспитатель: - Молодцы, дети! Мы  внимательно рассмотрели картину .Физкультминутка : Осенние  листочки
Муз. руководитель : сейчас зазвучит музыка и вы превратитесь в осенние листочки. И с помощью движений передадите характер музыки (звучит музыка А.Вивальди «Осень»Муз.руководитель: (Звучит «Октябрь»из цикла «Времена года П.И.Чайковского) 
Кто из вас узнал, какое произведение сейчас прозвучало?
-Кто композитор?
-Какая музыка по характеру?
Ответы детей.
Муз.руководитель:Да, в пьесе выражено тоскливое, подавленное, печальное настроение, созвучное безрадостной картине увядающей природы.
Музыка монотонная, жалобная. Она очень схожа по настроению с стихотворением А.С.Пушкина  «Унылая пора! Очей очарованье!»
которое сейчас прочтет Дима
Ребенок: Стихотворение А.С.Пушкина
Унылая пора! Очей очарованье! 
Приятна мне твоя прощальная краса —Люблю я пышное природы увяданье,В багрец и в золото одетые леса,В их сенях ветра шум и свежее дыханье,И мглой волнистою покрыты небеса,И редкий солнца луч, и первые морозы,И отдаленные седой зимы угрозы.
Воспитатель:  Посмотрите,на экране картина Витольда  Каэтановича Бялыницкий-Бируля «Поздняя осень»
Давайте подойдем  поближе и рассмотрим ее.
Речевая игра: «Скажи иначе» (образование причастий настоящего времени)
Дерево стоит на берегу - Стоящее на берегу дерево.
Снег лежит на земле – Лежащий на земле снег.
Небо нависло над землей - Нависшее над землей небо.
Иней покрыл траву – Иней,  покрывший траву .Дерево растет на острове - Растущее на острове дерево.
Речевая игра «Продолжи предложение»
Я думаю, что на картине изображена поздняя осень, потому что (деревья стоят голые, лежит снег, все вокруг серое)
Небо хмурое, потому что ( оно серое, сливается с землей, собирается дождь или снег).
Одиноко стоящая березка печальная, потому что ( ветер сорвал все листья, ветер обломал ветки, нет рядом деревьев, ей холодно на ветру)
Река серая, потому что (вода в ней холодная, она готовится покрыться льдом, купаться нельзя)
Елочка зеленая, потому что (она никогда не сбрасывает хвою, ей тепло)
Муз. Руководитель: Поздней осенью льют дожди, листья опадают, вся сказочная красота увядает, уходит. Грустно видеть голые деревья, тучи и лужи. А вот и снежок – вестник зимы. Все эти перемены, «переодевания» природы бывает осенью. Сегодня мы с вами услышим инструментальное произведение П.И.Чайковского из цикла «Времена года»- «Ноябрь. На тройке» Слушание «Ноябрь» П.И.Чайковского
-Какая музыка по характеру?
Воспитатель: Послушайте стихотворение А.С.Пушкина (отрывок из романа «Евгений Онегин»), которое прочтет нам АйгульРебенок: Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась, Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу: приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора.
Воспитатель:  - Дети, что вам больше всего понравилось и запомнилось на занятии? 
-Какие чувства у вас возникли на этом занятии?
Воспитатель: -  Наше занятие  подошло к концу. Надеюсь, что в ваше сердце проник сегодня лучик света и любви к родной природе, к музыке и поэзии!